Файл: Процедуры банкротства: понятие наблюдения, общая характеристика.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 ПОНЯТИЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.2 ПРОЦЕДУРА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ
3.1. ПОНЯТИЕ ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
3.2. ПРОЦЕДУРА ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ
4.1. ПОНЯТИЕ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА,ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
4.2. ПРОЦЕДУРА КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА
5.1. ПОНЯТИЕ МИРОВОГО СОГЛАШЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что институт банкротства наиболее динамично обновляющийся правовой институт в экономической сфере России: частый пересмотр правовых норм, непрерывный поиск компромисса интересов несостоятельных должников, кредиторов, общества и государства.
Проблемы банкротства сохраняют свою актуальность в российской правоприменительной практике, несмотря на достаточно часто изменяемое нормативное регулирование в этой области.
Можно достаточно уверенно констатировать, что действующее законодательство не свободно от существенных недостатков, выражающихся как в неполноте или несправедливости регулирования по отдельным вопросам, так и в отсутствии концептуальных идей, которые могли бы стать стержнем всего регулирования в целом.
Степень изученности: Институт банкротства является актуальным и достаточно изученным в наше время. Свой вклад в изучение данной проблематики внесли такие известные юристы как Витрянский В.В., Баренбойм П.Д., Лопач В., Зинченко С.А., Никитина О., Свит Ю., Телюкина М.В. и другие.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере банкротства.
Предметом исследования выступают процедуры банкротства.
Цель работы заключается в освещение проблемы банкротства в целом с учетом современных российских условий.
Задачи исследования:
-рассмотрение понятия банкротства как неотъемлемого атрибута рыночной экономики;
-определение основных критериев несостоятельности и процедуры банкротства, установленные российским законодательством.
Источники исследования: Законодательный материал по вопросам банкротства подчерпнут из ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Материал взят из научно-учебной литературы, которая изучает процедуры банкротства. Следует отметить, что современная периодика не отличается разносторонними взглядами на данную тему.
Методологической основой исследования выступает формально-юридический метод, метод анализа нормативно-правовых актов, а также наблюдения.
Научная новизна работы состоит выявлении характеристик и особенностей процедур банкротства.
Практическая значимость. Материалы данного исследования могут использоваться в учебном процессе в дисциплинах «Гражданское право» и «Предпринимательское право».
Структура работы. Работа состоит из введения, 5 глав, заключения и библиографии.
1. НАБЛЮДЕНИЕ
1.1 ПОНЯТИЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Процедура банкротства - это совокупность мер в отношении должника направленная на восстановление платежеспособности или ликвидации.
Данная процедура регулируется ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 года. № 127-ФЗ, в нем закреплены все процедуры и положения относящиеся к банкротству.
Рассмотрим процедуру наблюдения. Наблюдение – это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Целью данной процедуры является обеспечение сохранности имущества должника, проведение анализа его финансового состояния, составление реестра требования кредиторов, проведение первого собрания кредиторов.
Процедура наблюдения вводится сроком на 1 месяц со дня поступления заявления в суд.
Осуществляется наблюдение временным управляющим. Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. В отличие от таких процедур банкротства, как внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые могут применяться либо не применяться в делах о банкротстве, наблюдение является обязательной процедурой при рассмотрении дел о банкротстве, которая вводится на основании определения арбитражного суда.
С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:
1) кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, предусмотренном законом «О несостоятельности (банкротстве)»[1];
2) по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием денежных средств;
3) на основании определения о введении наблюдения приостанавливается исполнение имущественного взыскания, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства (за исключением исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате; выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности; об истребовании имущества из чужого незаконного владения; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; о выплате компенсации сверх возмещения вреда);
4) не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;
5) не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
1.2. ПРОЦЕДУРА НАБЛЮДЕНИЯ
Рассмотрим этапы проведения процедуры наблюдения:
Первый этап начинается с направления сообщений о введении процедуры наблюдения.
Первым этапом процедуры наблюдения является публикация в официальном издании (газета «Коммерсантъ») сообщения о введении процедуры наблюдения.
Руководитель должника течение 10 дней с даты вынесения судом определения о введении процедуры наблюдения должен уведомить об этом работников, учредителей (участников), собственника имущества должника – унитарного предприятия (п. 3 ст. 68 закона о банкротстве).
В целях выявления имущества должника и предотвращения его незаконного отчуждения руководителю также следует уведомить о введении процедуры наблюдения федеральную службу судебных приставов, фонд социального страхования, налоговую службу, банки, в которых хранятся счета.
Вторым этапом является проведение анализа финансового состояния должника.
Анализ финансового состояния проводится временным управляющим на основании бухгалтерского учета и финансовой отчетности должника. Данный анализ должен быть обязательно проведен, так как на его основе временный управляющий может наиболее точно определить достаточность принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов, определить возможность или невозможность восстановления платежеспособности.
Третьим этапом является установление размера требований.
На основании списка кредиторов, анализа финансового состояния должника, а также публикации о проведении процедуры наблюдения в официальном издании должны выявиться все кредиторы, которые в дальнейшем примут участие в первом собрании. Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30-ти календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.
Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих их обоснованность. На основании определения суда они должны быть включены в реестр требований.
Четвертый этапом является подготовка к проведению первого собрания кредиторов.
После составления реестра требований временный управляющий определяет дату, время проведения и повестку дня первого собрания кредиторов. О месте и времени проведения собрания временный управляющий должен уведомить каждого кредитора, включенного в реестр.
Временный управляющий должен подготовить следующий пакет документов: анализ финансовый деятельности должника, отчет о деятельности, реестр требований кредиторов, журнал регистрации участников собрания, бюллетени для голосования и материалы для ознакомления.
Пятым этапом является порядок проведения первого собрания кредиторов.
В компетенцию первого собрания кредиторов входит принятие решения по следующим вопросам:
-
- введение финансового оздоровления;
- введение внешнего управления;
- обращение в суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий, избрание членов комитета;
- определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
- определение кандидатуры арбитражного управляющего;
- выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией.
И последний этап - окончание процедуры наблюдения
После проведения общего собрания кредиторов временный управляющий должен направить в арбитражный суд отчет и решение кредиторов.
На основании решения первого собрания кредиторов арбитражный суд должен вынести одно из следующих определений:
- о введении финансового оздоровления;
- о введении внешнего управления;
- о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу.
Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица не является поводом для увольнения сотрудников организации. На этом этапе они могут продолжить работу в прежнем режиме.
2. ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ
2.1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Рассмотрим такую процедуру банкротства как финансовое оздоровление. Финансовое оздоровление - одна из процедур процесса банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с утверждённым графиком.
Целью данной процедуры является проведение восстановительных мероприятий под контролем управляющего и суда, а так же погашение требований кредиторов.
Срок данной процедуры составляет 2 года на основании решения членов кредиторов если имеется ходатайство учредителей должника или собственников имущества должника.
Согласно статьи 81 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[2], введения финансового оздоровления влечет следующие последствия:
1. С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия:
- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;
- ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов отменяются;
- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;
- осуществление имущественных взысканий по исполнительным документам приостанавливается, за исключением таких взысканий по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда;
- удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп или приобретение должником размещенных акций либо выплата действительной стоимости доли (пая) не допускается;
- изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества не допускается;