Файл: Социальная психология. Исследование и диагностика конфликта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

90% опрошенных отмечают, что в коллективе преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. 10% опрошенных считают, что преобладает подавленное настроение.

50% опрошенных считают, что в коллективе присутствуют доброжелательные взаимоотношения. 25% отмечают, что членам коллектива нравится проводить время вместе, участвовать в совместной деятельности. 10% считают, что члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, отрицательно относятся к совместной деятельности. 5% отметили, что в коллективе присутствует конфликтность и антипатии.

40% респондентов отметили, что коллеги искреннее рады их успехам и сопереживают неудачам. 40% считают, что коллеги относятся к успехам или неудачам равнодушно. 20% думают, что успехи вызывают зависть, а неудачи злорадство.

30% отметили, что коллеги воспринимают адекватно, «считаются» с мнением других. 40% опрошенных отметили, что коллеги вообще не принимают «чужое» мнение. 30% считают, что коллеги равнодушны к мнению других.

Заключение

По мнению С.В. Баныкиной, педагогический конфликт, можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно- воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предпо­ лагающую конструктивный перевод столкновения сторон кон­фликта в заинтересованное устранение его причин.

Таким образом, определяется сфера протекания педагогического конфликта (учебно-воспитательный процесс), активность участ­ников (взаимодействие, в основе которого лежат субъект-субъ-ектные противоречия), эмоциональный фон (отрицательные эмо­ции).

Характеризуя педагогический конфликт, В. В. Базелюк обра­щает внимание на то, что открытое столкновение между субъек­тами педагогического взаимодействия обусловлено отсутствием взаимного учета образовательных целей, интересов, мотивов, по­требностей, ценностей, требований каждого из них. Для установ­ления педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического взаимодействия конфликт нужда­ется в конструктивном разрешении.

А. В. Мельничук специфику педагогического конфликта видит в отсутствии «согласия в межкультурном педагогическом взаимо­действии субъектов образовательного процесса, в структурных подсистемах учебного учреждения по достижению целей обра­зования и выполнения социокультурного заказа общества.


Акцент при этом делается на негативных последствия конфликтов, выражающихся в невыполнении государственных стандартов, программ, социокультурных общественных требо­ваний. Однако личностный аспект педагогических конфликтов в данном случае выпадает из поля зрения.

В результате исследования нами получена такая характеристика психологического климата в коллективе, как неопределенный (противоречивый). Основными слагаемыми данного психологического климата являются: наличие межгрупповых и межличностных противоречий (49% опрошенных); проблемы разобщенности в коллективе (37% опрошенных); отсутствие системы справедливого решения социальных проблем (34% сотрудников). Низкая степень многообразия моделей морально-психологического климата свидетельствует о недостаточной степени реализации социально-психологического потенциала каждого отдельного члена коллектива, о низкой личностной направленности его атмосферы.

Исследование показало, что коллектив сохраняет хорошую нацеленность на конечный результат в условиях давления внешней и внутренней среды организации. 68% респондентов заинтересованы в повышении эффективности и результативности работы, однако считают, что для этого не сформированы необходимые условия. С другой стороны, в коллективе отсутствует чувство единства и взаимодействия между его членами, господствуют местнические интересы, о чем сообщают более 60% опрошенных. Причин этому явлению несколько: многолетняя привычка жить интересами только своего маленького коллектива, не сопоставляя свои проблемы и удачи с жизнью организации в целом; отсутствие чувства общности взглядов; агрессивно-давящий стиль работы руководства, предполагающий воздерживаться от инициатив, неспособность нести ответственность. В целом в коллективе выявлена положительная производственная установка (70% опрошенных), однако у 30% респондентов выявлено неопределенное (противоречивое) отношение к работе. С отрицательным значением исследуемых не оказалось, что говорит о благоприятной обстановке в данном коллективе, где правильная организация труда и каждый четко выполняет свои обязанности.

У 60% испытуемых выявлен достаточный уровень рационального поведения в конфликте. У 40% испытуемых выявлен не достаточный уровень навыков рационального поведения в конфликте.

90% опрошенных отмечают, что в коллективе преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. 10% опрошенных считают, что преобладает подавленное настроение.

50% опрошенных считают, что в коллективе присутствуют доброжелательные взаимоотношения. 25% отмечают, что членам коллектива нравится проводить время вместе, участвовать в совместной деятельности. 10% считают, что члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, отрицательно относятся к совместной деятельности. 5% отметили, что в коллективе присутствует конфликтность и антипатии.


40% респондентов отметили, что коллеги искреннее рады их успехам и сопереживают неудачам. 40% считают, что коллеги относятся к успехам или неудачам равнодушно. 20% думают, что успехи вызывают зависть, а неудачи злорадство.

30% отметили, что коллеги воспринимают адекватно, «считаются» с мнением других. 40% опрошенных отметили, что коллеги вообще не принимают «чужое» мнение. 30% считают, что коллеги равнодушны к мнению других.

Список литературы

  1. Анцупов А.Я. Конфликтология. Схемы и комментарии: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2013. - 304 c.
  2. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2016. - 336 c.
  3. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2013. - 512 c.
  4. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2013. - 304 c.
  5. Болучевская О.А. Конфликты и методы их разрешения // В мире научных открытий. – 2015. - № 6. – С. 241 – 243.
  6. Балан В.П. Конфликтология: Учебное пособие для вузов. - М.: РиС, 2015. - 342 c.
  7. Баныкина С. В. Конфликтологическая подготовка педагога как условие укрепления взаимосвязи школы и семьи / С. В. Баныкина // Образование в школе: опыт, проблемы, инновации.- М. Инфра-М, 2015.- 328с.
  8. Бережная Г. С. Формирование конфликтологической компетент­ ности педагогов общеобразовательной школы : автореф. дис. ... д-ра. пед. н. / Г. С. Бережная. Калининград, 206.- № 1. – С.43.
  9. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.: Речь, 2015.- 378с.
  10. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 301 c.
  11. Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 171 c.
  12. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 336 c.
  13. Зеленков М.Ю. Конфликтология: Учебник. - М.: Дашков и К, 2013. - 324 c.
  14. Зеленков М.Ю. Конфликтология: Учебник. - М.: Дашков и К, 2015. - 324 c.
  15. Зеленков М.Ю. Конфликтология: Учебник для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2015. - 324 c.
  16. Земедлина Е.А. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 141 c.
  17. Иванов А.А. Негативистская конфликтология: Учебное пособие. - М.: Флинта, 2015. - 304 c.
  18. Иванова О.А. Конфликтология в социальной работе: Учебник и практикум для академического бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 282 c.
  19. Кибанов А. Управление конфликтами и стрессами. - М.: Проспект, 2013.- 329с.
  20. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 287 c.
  21. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 287 c.
  22. Козлов А.С. Конфликтология социальных групп и организаций. - М.: Ленанд, 2015. - 272 c.
  23. Козырев Г.И. Политическая конфликтология: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 432 c.
  24. Конфликтология для педагогов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. 155 с.
  25. Куприянов Р. В. Межличностные конфликты в диаде препода­ ватель - студент : монография / Р. В. Куприянов; М-во образ, и науки России, Казан, нац. исслед. ун-т. Казань: КНИТУ 2016.-196 с.
  26. Курочкина И. А. Педагогическая конфликтология : учеб. пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург : Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2013.-229 с
  27. Лукаш Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или Трудовая конфликтология в бизнесе: Учебное пособие. - М.: Юстицинформ, 2014. - 158 c.
  28. Любимова Г. Ю. Психология конфликта.- М.: Педагогическое общество России,2014. — 160с.
  29. Магдеев А. М. Предупреждение и разрешение педагогического конфликта: традиции и новации / А. М. Магдеев, В. Р. Мухадинов // Интеграция образования. 2016. -№ 1. -С. 86-90.
  30. Мириманова М. С. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. - 2014. - № 2.-С. 78.
  31. Нижегородцева Н. В. Педагогическая конфликтология как об­ласть конфликтологических исследований / Н. В. Нижегородцева // Конфликтология : хрестоматия. - М .: МПСИ, 2015. - 568 с.
  32. Никуленко Т.Г. Организационное поведение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 407 с.
  33. Педагогические конфликты в школе / Под ред. М. В. Клименских. - Екатеринбург: Урал, ун-та, 2015. -76 с
  34. Пономаренко В. Управление конфликтами. – М.: Аст, 2014. – 384 с.
  35. Психология конфликта/ Под ред. Н.В.Гришина. - СПб.: Питер, 2015. - 544 с.
  36. Решетникова К.В. Организационная конфликтология: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 175 c.
  37. Решетникова К.В. Методологические основы квалификации технологий управления организационными конфликтами // Социологические исследования. – 2016. - № 10. – С. 52 – 61.
  38. Руденко А.М. Конфликтология: Учебное пособие для бакалавров.- Рн/Д: Феникс, 2013. - 316 c.
  39. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе.- М.: Просвещение, 2013.-128 с.
  40. Салимгереев З. Управление конфликтом как способ его предупреждения и урегулирования // Закон и право. – 2016. - № 12. – С. 36 – 37.
  41. Самыгин С.И. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2013. - 300 c.
  42. Самыгин С.И. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2015. - 300 c.
  43. Семина Т. Возникновение конфликтов и способы их разрешения // Служба кадров и персонал. – 2015. - № 12. – С. 42 – 44.
  44. Степанов Е.И. Современная конфликтология.- М.: ЛКИ, 2015. - 176 c.
  45. Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педаго­гических ситуаций. - М.: Рос. пед. агентство, 2014.- 6с.
  46. Шараева Л. Г. Разрешение конфликтов в образовательной организации // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2016. - С. 123-127
  47. Шарков Ф.И. Общая конфликтология: Учебник для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2015. - 240 c.
  48. Шарков, Ф.И. Общая конфликтология: Учебник для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2016. - 240 c.
  49. Шейнов В.П. Управление конфликтами. Теория и практика. – М.: Харвест, 2014. – 912 с.
  50. Щегорцов В. Управление конфликтами // Служба кадров и персонал. – 2016. - № 2. – С. 67 – 71.

Приложения

Приложение 1

БОУ Г.Москвы «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»

Анкета

Уважаемые коллеги!

Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в трудовом коллективе Вашей организации.

При заполнении анкеты, просим Вас, внимательно читая вопросы и варианты ответов, выбрать те, который в наибольшей степени соответствуют Вашему мнению, и поставить знак «+» или галочку напротив него. Свою фамилию указывать не нужно. Материалы опроса будут использованы в обобщенном виде.

ЗАРАНЕЕ СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!

I. Социально-психологический климат в трудовом коллективе

Социально-психологический климат - это эмоциональная атмосфера, которая царит в коллективе. Вопросы данного блока направлены на то, чтобы оценить насколько благоприятна атмосфера.

1. Вы комфортно чувствуете себя в коллективе?

А) да

Б) нет

2. С каким из приведённых ниже утверждений Вы больше всего согласны?

А) большинство из членов нашего коллектива - хорошие, симпатичные мне люди

Б) в нашем коллективе есть всякие люди

В) меня многое не устраивает

3. В коллективе преобладает бодрый, приподнятый дух настроения?

А) да

Б) скорее да, чем нет

В) скорее нет, чем да

Г) нет

4. Вам нравится работать в Вашем коллективе?

А) да, меня всё устраивает

Б) не задумывался над этим

В) нет, меня многое не устраивает

5. Охарактеризуйте атмосферу, присущую Вашему коллективу.

А) дружеская

Б) деловая

В) "каждый сам за себя"

Г) не товарищеская атмосфера

6. Как часто, Вы считаете, надо устраивать совместные праздники и вечера досуга?

А) как можно чаще

Б) 1 - 2 раза в год

В) я не люблю подобные мероприятия

7. Какие из представленных ниже характеристик больше всего свойственны межличностным отношениям в Вашем коллективе? (можно выбрать несколько вариантов ответа)

А) взаимная поддержка

Б) взаимопонимание

В) сочувствие

Г) конфликтность

Д) агрессивность

Е) другое _____________________________________

8. Хотели бы Вы сменить коллектив?


А) да

Б) нет

9. Оцените по пяти бальной шкале насколько часты конфликты в Вашем коллективе

А) 0

Б) 1

В) 2

Г) 3

Д) 4

Е) 5

II. Сплоченность трудового коллектива

Сплоченность коллектива – это степень единства группы, уровень взаимопомощи и взаимоподдержки внутри коллектива. Вопросы данного блока направлены на выявление уровня этих характеристик.

10. Согласны ли Вы с утверждением, что «чем больше мероприятий по сплочению коллектива, тем меньше конфликтов будет в Вашей организации»?

А) да

Б) затрудняюсь ответить

В) это бесполезно

Г) нет

11. С кем из членов коллектива Вы общаетесь больше всего?

А) я с удовольствием общаюсь со всеми

Б) со всеми понемногу

В) с теми, с кем непосредственно работаю

Г) только с начальством по рабочим моментам

Д) ни с кем особо не общаюсь

12. Совпадают ли Ваши интересы относительно работы с коллегами, старшими по возрасту?

А) да

Б) не задумывался

В) нет

Г) мне всё равно

13. Насколько значимы для Вас следующие жизненные ценности?

Ценности

Более всего значимы

Значимы отчасти

Не значимы

здоровье

дружба

любовь

дети

деньги

успех

власть

14. Оцените сплочённость Вашего коллектива по 5-ти бальной системе.

Min 1_______2_______3_______4_______5_____max.

15. Как часто у Вас бывают конфликты с кем-то из членов Вашего коллектива?

А) никогда

Б) редко

В) с определёнными людьми

Г) стараюсь избегать людей, с которыми может произойти конфликт

Д) постоянно

III. Особенности восприятия индивидом трудового коллектива

Отношение к трудовому коллективу оценивают вопросы данного блока.

16. Какие из этих утверждений наиболее верны в отношении Вашего коллектива? (можно дать несколько ответов)

А) большинство доверяют друг другу