Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика ( Налоговая система России: структура, принципы построения и виды налогов и сборов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Американец А. Лаффер стал знаменитым, нарисовав, как свидетельствуют очевидцы, на бумажной салфетке в ресторане свою, ныне известную широкому кругу экономистов «КРИВУЮ ЛАФФЕРА».

R Поступление налогов

max

R0

R1 Ставка налога

0 R1 R2

Кривая Лаффера.

Точка перегиба на данной кривой очерчивает границу, за которой повышение налоговых ставок является антистимулом для предпринимательской деятельности. Если бы налоговые ставки равнялись нулю, то налоговых поступлений не было бы. Аналогичная ситуация сложилась бы и при налоговой ставке на уровне 100%, причиной чего стала бы потеря материальных стимулов к коммерческой деятельности. Отмечено, что налоговые сборы достигают максимальных величин при ставке налога на прибыль, равной 35%.[5]

По Закону Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Налоговая система России включает в себя три категории налогов: федеральные, республиканские (краев, областей) и местные.

1.2. Классификация налогов и сборов

В настоящее время законодательство о налогах и сборах формируется в условиях завершения реализации срочных антикризисных действий и перехода к устойчивому развитию экономики. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика в ближайшей перспективе впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В реформе налоговой системы заинтересованы и власти, и предприниматели[6].

Изменения в законодательстве о налогах и сборах направлены на решение двух основных задач. Первая – связана с необходимостью повышения доходов бюджетной системы Российской Федерации. Что касается второй задачи, то она заключается в создании налоговых механизмов поддержки тех сфер деятельности, в развитии которых государство и общество заинтересовано в большей степени.

Налоговые преобразования, проводимые в настоящее время в России, оказывают существенное воздействие на деятельность и финансовое состояние хозяйствующих субъектов. Поэтому налоговая система предопределяет функционирование и развитие предпринимательской деятельности, как предприятия, так и экономики страны в целом[7].


Важнейшие изменения в 2011-2013 гг. коснулись НДС; НДФЛ; уплаты страховых взносов и др.

В 2011 г. появилось новое понятие «корректировочный счет-фактура». На законодательном уровне был разрешен давний спор о правомерности выставления «отрицательного» счета-фактуры.

В 2012 г. была введена в действие новая глава 26 «Патентная система налогообложения» части второй Налогового Кодекса. Указанный режим налогообложения предназначен для применения индивидуальными предпринимателями[8]. Изменения в области специальных режимов налогообложения коснулись лишь единого налога на вмененный доход, а именно планировалось сократить некоторые сферы его применения. Одним из важнейших изменений налогового законодательства в 2014 г. является введение нового налога на недвижимость.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Этим денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической. С помощью первой функции формируется бюджетный фонд; реализуя вторую функцию, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно правовой стороны налог – обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля, образуют налоговую систему страны.

Налоги в РФ регулируются Налоговым Кодексом частью первой, которая была принята Государственной Думой РФ 16 июля 1998 г. и одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 г., и частью второй Налогового Кодекса принятой Государственной Думой 19 июля 2000 г. и одобренной Советом Федерации 26 июля 2000 г. В части первой статьи 8 Налогового Кодекса дается следующее определение налога: «под налогом понимается обязательно индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».


Налоги, их перечисление и расчет являются важным участком работы бухгалтерии. Главный бухгалтер несет личную ответственность за правильность исчисления и своевременность внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды.

Для учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам, как уплачиваемым самим предприятием, так и удержанным с персонала этого предприятия, открывается синтетический счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», аналитический учет, которого ведется по видам налогов.

Что же касается методики учета расчетов предприятия по налогам, то она зависит от механизма действия конкретного налога, и, в первую очередь, от объекта налогообложения и источника налога, поэтому ее необходимо рассматривать применительно к особенностям каждого конкретного налога.

Налоги выполняют три важнейшие функции[9]:

  1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция). Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги, в первую очередь, выполняли фискальную функцию, то есть обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего, расходов государства.
  2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).
  3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция). Регулирующая функция проявляется при проведении целенаправленной налоговой политики, построении самой налоговой системы, включающей в себя как определенные льготные режимы налогообложения, так и возможности снижения «обычных» ставок налогов.

Налоговая система и каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога и способы его взимания:

  • объект налогообложения – имущество, доход, предмет, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности и другие, которые служат основанием для обложения налогом;
  • субъект налогообложения – это физическое либо юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который и будет действительным носителем налога, или фактическим конечным плательщиком;
  • налоговый период – время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения в бюджетный фонд;
  • ставка налога – размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах;
  • налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога, правила исчисления и порядок уплаты налога;
  • штрафы и другие санкции за неуплату налога;
  • освобождение от отдельных видов налогов, специальные налоговые режимы и ряд др.

Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

К специальным налоговым режимам относятся:

  1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
  2. Упрощенная система налогообложения.
  3. Система налогообложения в виде единого на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
  4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
  5. Патентная система налогообложения.

Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения.

Налоги делятся на разные группы по многим признакам:

  1. прямые и косвенные (в зависимости от источника их взимания);
  2. пропорциональные, прогрессивные, регрессивные (в зависимости от налоговых ставок);
  3. государственные и местные (в зависимости кто взимает налог, и в какой бюджет).

Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода.

Косвенные налоги взимаются иным, менее заметным методом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в госбюджет. Это в основном налог на добавленную стоимость.

Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта.

При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения.

Ставка регрессивного налога, наоборот, понижается по мере увеличения объекта налогообложения. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.

В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на: государственные и местные. В свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются, согласно статьи 12 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации на федеральные налоги и налоги субъектов федерации[10].


К федеральным налогам и сборам относятся налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Они формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В Российской Федерации, как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. В соответствии со ст. 13 Налогового Кодекса в Российской Федерации существуют следующие федеральные налоги: налог на прибыль организаций; акцизы на группы и виды товаров; налог на добавленную стоимость; водный налог; налог на доходы физических лиц; налог на добычу полезных ископаемых; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; страховые взносы; государственная пошлина.

К региональным налогам относятся налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес, транспортный налог.

К местным налогам относятся налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К местным налогам относятся: налог на имущество физических лиц; земельный налог и другие.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании – это отчисление от федеральных налогов. Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности и займов.