Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности (Теоретические основы).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
1.1.Основные документы, регламентирующие лицензирование предпринимательской деятельности в РФ.
1.2.Органы, осуществляющие лицензирование предпринимательской деятельности.
2.Виды деятельности, подлежащие лицензированию в РФ
2.1.Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
3.Развитие лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности в РФ
3.1.Проблемы и перспективы развития лицензирования предпринимательской деятельности.
3.2.Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.
Индивидуальный предприниматель и прочее юридическое лицо имеет право начать организацию своей деятельности со следующего дня после утверждения выдачи на него лицензии. Предпринимательская деятельность может осуществляться на всей территории России вне зависимости от места её выдачи, а также в местах юрисдикции РФ.
Выводы по главе
Виды деятельности, подлежащие лицензированию определены в ст. 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 02.08.2019г.), где указано 54 вида такой деятельности. Кроме того, лицензированию могут подлежать и другие направления бизнеса, регулируемые отдельными законами. Например: производство и реализация алкоголя; защита информации, являющейся государственной тайной; профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг; страховая деятельность; использование атомной энергии; проведение торгов; деятельность кредитных организаций; космическая деятельность.
Наиболее массовыми сферами деятельности, которые подлежат лицензированию, являются: образовательная деятельность, медицинская деятельность, розничная продажа алкогольной продукции, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, фармацевтическая деятельность.
Общим итогом успешно проведенного лицензирования определенного вида предпринимательской деятельности является получение лицензии на осуществление предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность может быть организована только тем лицом, на чье имя выдана лицензия.
3.Развитие лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности в РФ
3.1.Проблемы и перспективы развития лицензирования предпринимательской деятельности.
В последние годы законодательство о лицензировании подвергается активной трансформации: происходит совершенствование правовых форм, методов, процедур лицензирования, с одной стороны происходит сокращение количества видов лицензируемой деятельности, при этом отдельные их виды переходят в сферу саморегулирования, с другой стороны появляются новые виды деятельности. В целом сейчас большинство норм Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (так же, как и сам закон в целом) являются достаточно ясными и логичными.
Вместе с тем ряд положений Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ вызывают определенные нарекания, а анализ правоприменительной практики и научных работ по соответствующей тематике показывает, что в сфере лицензирования отдельных конкретных видов деятельности также имеется ряд актуальных проблем, требующих решения на законодательном уровне. Как верно отмечают специалисты (А. В. Ольшевская О. М. Попович), лицензионная теория и практика характеризуются рядом противоречивых взглядов, норм и правовых позиций, которые не могут способствовать установлению в стране режима законности. А имеющиеся нарушения принципа системности построения законодательства оказывают негативное влияние на правоприменительную практику.
Нестабильность и низкое качество законодательства в этой сфере приводит к конфликтам власти и бизнеса. Несколько лет назад государство решило использовать зарубежный опыт в этой сфере. Речь идет о саморегулируемых организациях. Вместо процедуры лицензирования, в определенных видах деятельности требуется членство в такой организации. Предполагается, что эти организации будут устанавливать свои правила и регламенты профессиональной деятельности, требования которых их члены должны выполнять. Однако, при таком подходе появилось много мнимых организаций, которые принимают в свои организации предпринимателей просто за внушительный взнос. А другие требования при их членстве отходят на второй план. Такое решение проблемы кажется не совсем удачным и преждевременным.
Действующий Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (в ред. 02.08.2019) не решает проблемы оснований признания той или иной деятельности, которая подлежит лицензированию. На данный момент считаем эту проблему актуальной. Здесь стоит пояснить, что законодатель не стремится создать такой перечень, провозглашая общую цель сокращения лицензируемых видов деятельности. В ст.12 закона о лицензировании названо 54 вида деятельности подлежащих лицензированию. При этом в ст.12 указано, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Вряд ли можно считать логически последовательной такую позицию. Так, закон устанавливает, что Правительство Российской Федерации предусматривает утверждение исчерпывающих перечней работ (услуг), которые составляют конкретные виды деятельности, а также исчерпывающие перечни лицензионных требований и документов, представление которых необходимо для получения лицензии. Отсюда следует вывод, что при сокращении общего количества лицензируемых видов деятельности расширяется возможность выбора хозяйствующим субъектом конкретных работ и услуг, которые он планирует осуществлять при получении лицензии. То есть, сокращаются его издержки, связанные с необходимостью получения нескольких лицензий и выполнения всего комплекса лицензионных требований, предъявляемых к виду деятельности в целом. Практика показывает, что эта общая идея плохо реализуется в российской теории и практике. Одной из основных причин такого состояния является теоретическая недоработка такого понятия, как «вид деятельности».
3.2.Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.
Современный этап развития предпринимательских отношений предопределил необходимость анализа законодательства об административной ответственности в сфере лицензирования.
Применение мер административной ответственности является одним из последствий осуществления лицензионного контроля. Выявив административные правонарушения в сфере лицензирования, лицензирующие органы привлекают лиц к административной ответственности, которая является одним из действенных средств правоохраны лицензионных общественных отношений. Однако, стоит заметить, что не все вопросы правового регулирования материальных и процессуальных вопросов административной ответственности в сфере лицензирования решены. Сложность проявляется, прежде всего, в самом законодательстве об административной ответственности, которое принято и применяется много лет, начиная с 2002 г. без учета современных реалий. Вместе с тем, динамичность лицензионных общественных отношений ставит вопрос об усовершенствовании имеющихся составов правонарушений и усилении административной ответственности в данной сфере общественных отношений.
Незаконная предпринимательская деятельность наказывается со стороны государства путем привлечения лица к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ или административной – в соответствии со статьей 14.1 КоАП РФ.
Ежегодно к административной ответственности, как в судебном, так и в административном порядке привлекаются десятки тысяч субъектов, как физических, так и юридических лиц. Так, в 2017 году лицензирующими органами было проведено 475 6 тыс. проверок соискателей лицензий и лицензиатов. При этом, свыше 302 тыс. проверок, то есть 63% от всего количества проведены в 1 сфере – лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Доля проверок, по результатам которых по фактам выявленных нарушений федеральными лицензирующими органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий в 2017 году лица были привлечены к административной ответственности и им назначены административные наказания, составила 72,5%. В связи с этим необходим своевременный анализ правоприменительной практики по привлечению лиц к административной ответственности и выработка предложений по совершенствованию административного и административно-процессуального законодательства и правоприменительной практики в сфере лицензирования.
Рассмотрим основные особенности привлечения лиц к административной ответственности в сфере лицензирования: Правовые основы административной ответственности в сфере лицензирования содержатся в КоАП РФ. Согласно п.3 ст. 1.3. КоАП РФ к ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение лицензионных правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Поэтому все составы административных правонарушений в сфере лицензирования определены в КоАП РФ.
Административная ответственность в этой сфере применяется широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Суд (судья) согласно ст. 23.1 КоАП РФ рассматривает правонарушения в сфере лицензирования, предусмотренные ст. 7.23.3 КоАП РФ, ст. 9.1 КоАП РФ, ст. 19.5 КоАП РФ и др. В обязательном порядке рассматриваются правонарушения, по которым в качестве меры административной ответственности установлены конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения, дисквалификация, административное приостановление деятельности. Специальные контролирующие органы, перечисленные в постановлении Правительства от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» рассматривают дела об административных правонарушениях в процессе выявления нарушений в рамках лицензионного контроля. К таким органам относятся федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов вправе: руководитель федерального органа исполнительной власти, заместители, начальники структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти. Как показывает анализ практики, в этой сфере преобладает привлечение к административной ответственности за нарушение правил лицензирования такими федеральными органами исполнительной власти как Ространснадзор, Роспотребнадзор, ФСБ России. На протяжении последних трех лет более чем в 80 % случаев по итогам проверок соблюдения лицензионного законодательства лица были привлечены к административной ответственности. В деятельности Росгвардии данный показатель составил в 2017 г. 97,2%.В деятельности лицензирующих органов субъектов Российской Федерации в рамках реализации собственных полномочий доля проверок лицензиатов, по итогам которых по фактам выявленных нарушений были наложены административные наказания, существенно ниже по сравнению с аналогичным показателем федеральных лицензирующих органов, и составляет в 2017 году 44,6%. Самый низкий показатель отмечается в сфере лицензирования деятельности по обращению с ломом черных и цветных металлов – 24%.
Следует отметить, что административная ответственность наступает не за любое правонарушение, совершенное в сфере реализации исполнительной власти, а за нарушение или неисполнение общеобязательных правил, устанавливаемых государством в сфере лицензирования отдельных видов деятельности. Такие правила устанавливают специальный режим предпринимательской деятельности. Фактическим основанием привлечения к административной ответственности в данной области является совершение административного правонарушения. Согласно ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАПом РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность в сфере лицензирования. Признаками административного правонарушения в сфере лицензирования относятся: противоправность, виновность, наказуемость, общественная опасность, деяние (действие, бездействие).
Наиболее распространенными, совершаемыми видами правонарушений в этой сфере являются правонарушения, предусмотренные ст. 14.1. КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)», ст. 14.1.3. КоАП РФ «осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии», ст. 14.1.2. КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии» и др.
Штрафы в сфере лицензирования составляют:
– статья 14.1 — штраф от 4 до 5 тысяч рублей на руководителя и от 40 до 50 тысяч рублей на саму организацию (с возможной конфискацией продукции, орудий производства и сырья);
– статья 14.1.2 (специальная норма для деятельности в области транспорта) — 50 тысяч рублей на руководителя и 400 тысяч рублей на ООО;
– статья 14.1.3 (для управления многоквартирными домами) – от 50 до 100 тысяч рублей на должностное лицо и от 150 до 250 тысяч рублей на юридическое лицо;
– статья 14.1.3 (проведение азартных игр) — от 30 до 50 тысяч рублей на руководителя и от 500 тысяч до 1 млн рублей на организацию с конфискацией игрового оборудования.
Административная ответственность в области лицензирования отличается своим субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица. В некоторых случаях, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, привлекаются к административной ответственности как юридические лица, например, по ст. 7.23.3 КоАП РФ «Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».