Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере конкретной организации)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примечание – Источник: форма №1 «Бухгалтерский баланс»

Снижение коэффициента автономии на 61,8 %, увеличение коэффициента финансового риска на 229,3 %, увеличение коэффициента финансовой зависимости на 142,2 % отрицательно характеризуют финансовое положение организации. Платежеспособность предприятия снизилась; у предприятия отсутствуют средства для покрытия своих обязательств. Существует угроза банкротства предприятия.

От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объём и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин механизмов и как результат – объём производства продукции, её себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Списочная численность работающих ОАО «Полесье» по состоянию на 1.01.2017 составляла 4700 человек, из них 3630 женщин.

Состав и структура персонала показаны в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - Структура персонала ОАО «Полесье»

Категория работников

Количество,

человек

Удельный вес, %

Рабочие

3930

83,6

Руководители

286

6,1

Специалисты

484

10,3

Итого:

4700

100,0

Примечание – Статистическая отчетность

Как показывают данные таблицы 2.6, доля рабочих составляет 83,6 %, руководители составляют 6,1 %, специалисты – 10,3 %.

Образовательный уровень персонала предприятия проанализирован в таблице 2.6.

Таблица 2.6 - Образовательный уровень персонала ОАО «Полесье»

Категория

работников

Высшее, чел.

Среднее

специальное, чел.

Профессионально-

техническое, чел.

Среднее, чел.

Неполное

среднее, чел.

Руководители

153

109

16

8

Специалисты

268

166

27

23

Рабочие

61

618

1413

1825

13

Итого:

482

893

1456

1856

13

% от общего числа:

10,2

19,0

31,0

39,5

0,3


Примечание – Статистическая отчетность

Как видно из таблицы 2.6, более половины руководителей и специалистов имеют высшее образование, рабочие в основном имеют профессионально – техническое и среднее образование.

В 2017 году на предприятие принято 442 человека, уволено по различным причинам 823 человека, из них 186 человек - по уважительным причинам, 616 человек - по собственному желанию, 21 человек - за нарушение трудовой дисциплины (прогулы, появление на работе в нетрезвом состоянии).

Среднесписочная численность персонала за 2017 г. составила 4891 человек.

Коэффициент выбытия кадров составил 823/4891 = 16,8 %, коэффициент приема 442 / 4891 = 9,0 %. Текучесть кадров в 2017 г. составила (616+21)/4891 = 13,0 %.

Основной причиной высокой текучести кадров является неэффективная система мотивации персонала, низкий уровень заработной платы.

В соответствии с определением издержек производства и себестоимости следует различать себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж. Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве приходятся на единицу и на весь объем выпускаемой продукции. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей.

Рассмотрим методику анализа общей суммы затрат по данным за 2016–2017 гг. на примере предприятия ОАО «Полесье».

Таблица 2.7 - Анализ затрат по элементам

№ п/п

Элементы затрат

2016 г.

2017 г.

Отклонение

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Материальные затраты

47371

66,27

59041

64,58

11670

124,63

Затраты на оплату труда

16515

23,11

22514

24,63

5999

136,32

Отчисления на соц. нужды

6094

8,52

7929

8,67

1835

130,11

Амортизация

1324

1,85

1660

1,82

336

125,38

Прочие производственные расходы

177

0,25

276

0,30

99

155,93

Всего затрат

71481

100

91420

100

19939

127,89


Примечание – Источник: форма 5-З «Отчет о затратах на производство продукции»

Данные таблицы 2.7 свидетельствуют о том, что в отчетном году, равно как и в прошлом, наибольший удельный вес занимают материальные затраты (64,58 %), что говорит о материалоемком характере производства. Следовательно, важнейшим направлением снижения затрат на производство будет поиск резервов по сокращению этих расходов. Как известно, главным источником экономии материалов является их рациональное использование.

За рассматриваемый период удельный вес заработной платы производственных рабочих увеличился на 36,32 %, соответственно и отчисления — на 30,11 %. Это увеличение связано с увеличением трудоемкости на базе внедрения новой техники, совершенствованием технологии, а также с заменой деталей и узлов собственного производства покупными изделиями и полуфабрикатами.

Рост прочих затрат вызван изменением их структуры: увеличением доли процентов за кредиты банка, арендной платы, налогов, включаемых в себестоимость.

Таким образом, повышение общей суммы затрат было вызвано повышением в абсолютном выражении суммы почти каждого элемента затрат.

Для анализа себестоимости продукции ОАО «Полесье» по статьям затрат составим следующую таблицу (см. табл. 2.8).

Таблица 2.8 - Анализ себестоимости продукции по статьям затрат на ОАО «Полесье»

Статьи затрат

Себестоимость товарной продукции, млн.р.

Отклонение от

2016 года

2016 г.

2017 г.

В млн.р.

В %

1.Сырье и материалы

38360

48458

10098

126,32

2.Работы и услуги производственного характера, выполненные другими организациями

904

2177

1273

240,82

3.Топливо

336

438

102

130,36

4.Электрическая энергия

5753

5761

8

100,14

5.Тепловая энергия

1984

2181

197

109,93

6.Прочие материальные затраты

34

26

-8

74,19

7.Затраты на оплату труда

16515

22514

5999

136,32

8.Отчисления на социальные нужды

6094

7929

1835

130,11

9.Амортизация

1324

1660

336

125,38

10.Прочие затраты

3284

5001

1717

152,28

11.Услуги других предприятий

1076

1374

298

127,69

12. Производственная себестоимость

75664

97519

21855

128,88


Примечание – Источник: форма 5-З «Отчет о затратах на производство продукции»

Из данных таблицы 2.8 видно, что производственная себестоимость увеличилась на 28,9 %. Большой прирост составила дополнительная заработная плата производственных рабочих, что увеличило размеры отчислений в фонд социальной защиты населения на 22,86 %. Из данных анализа следует, что основные резервы снижения себестоимости необходимо искать, прежде всего, в снижении коммерческих расходов.

Самым главным недостатком предприятия является нехватка средств для технического перевооружения, а также пополнения оборотных средств с целью приобретения новых прогрессивных видов сырья, комплектующих и фурнитуры.

Основной причиной падения объемов производства является снижение спроса на трикотажные изделия производства ОАО «Полесье» вследствие повышенной насыщенности рынка импортными товарами (особенно восточно-азиатских производителей), отечественными товарами производства мелких фирм и частных предпринимателей, а также низкая платежеспособность торговли (особенно потребкооперации), повышение тарифов на коммунальные услуги.

На современном этапе развития необходимы реструктуризация, что бы каждая фабрика отвечала за конечный результат своей работы; совершенствование маркетинговых служб, с целью своевременного определения направлений мировых тенденций по моделированию и конструированию конкурентоспособных изделий; принятие комплексных программ по экономии энергетических и материальных ресурсов; расширение товаропроводящей сети с оборудованием промежуточных оптовых складских помещений, а также оборудование при них фирменных магазинов; экономия фонда оплаты труда, сокращение дублирования в управлении производственными подразделениями.

2.2.Анализ рисков на ОАО «Полесье»

В процессе деятельности у предприятия возникают взаимоотношения с поставщиками, покупателями, различными финансово-кредитными учреждениями. Следовательно возможны следующие виды рисков:

Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных пред­принимателем, по следующим причинам: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обязательств, повышение закупочной цены товара, непредвиденное снижение объема закупок, по­тери товара в процессе обращения, повышение издер­жек обращения.


Финансовый риск возможен в сфере отношений пред­приятия с банками и другими финансовыми института­ми. Он измеряется чаще всего отношением заемных средств к собственным. Например, чем выше отношение заемных средств предприятия к собственным, тем в большей степени оно зависит в своей деятельности от кредиторов, тем больше и финансовый риск, ибо пре­кращение кредитования или ужесточение условий креди­та может повлечь за собой остановку производства из-за отсутствия сырья, материалов и т.д.

Наиболее рискованным является производство и реализация при
сложившемся ассортименте продукции шерстяной двухкомпонентной пряжи (операционный рычаг равен 6,25).

Снижение продаж шерстяной двухкомпонентной пряжи всего на 1% увеличит приносимые им убытки, которые составляют более 0,5 млрд. руб., на 6,25%; и наоборот, возможное увеличение выручки до точки безубыточности уменьшает сумму убытка в этой пропорции; выше Tmin прибыль будет расти также интенсивно.

Возможность избежать убытка в 0,5 млрд. руб. дает увеличение выручки от реализации шерстяной двухкомпонентной пряжи до точки безубыточности (на 1 млрд. руб.), в то время как увеличение на эту же величину выручки в целом по предприятию даст дополнительную прибыль только 29,7 млн. руб.

Средневзвешенный коэффициент вклада на покрытие должен быть использован для прогноза изменения прибыли при изменении объема продаж, если структура выпускаемой продукции останется неизменной во времени и если нет отклонений от плановых показателей.

Увеличение объемов продаж трикотажных изделий в перспективе планируется за счет развития экспорта, в основном в регионы Российской Федерации. Рынок России для ОАО «Полесье» является одним из наиболее перспективных, за период 2017-2015г.г. планируется увеличить поставку на данный рынок почти в 2 раза.

ОАО «Полесье» старается развивать уже имеющиеся сбытовые каналы, делая упор на торговые предприятия и индивидуальных предпринимателей (нерезидентов РБ), основным видом деятельности которых является оптовая торговля товарами легкой промышленности. Особое внимание будет уделено созданию и развитию собственной товаропроводящей сети на рынке РФ за счет заключения дилерских договоров и открытия собственных торговых представительств.

Другие страны Ближнего Зарубежья также имеют высокую потенциальную привлекательность в силу своей неполной освоенности. Сдерживающим фактором поставки продукции являются таможенные барьеры. В перспективе планируется продолжить работу по поиску новых покупателей и увеличить объемы реализации на данные рынки.