Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Экономическая сущность и функции налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно данным сводной таблицы 2.1, построенной в соответствии со статистическими данными официального государственного ресурса, на рисунке 2.4 покажем динамику поступлений прямых налогов в сравнении с косвенными налогами.

Источник: Материалы Министерства финансов РФ. Официальный сайт:

URL: http://info.minfin.ru/kons_doh_isp.php

Рисунок 2.4 – Соотношение прямых и косвенных налогов в общей структуре консолидированного бюджета РФ в период 2010-2014 гг.,

млрд. руб.

Анализ полученных результатов показал, что поступление прямых налогов шло по возрастающей в соответствии с общей возрастающей пополнения доходной части бюджета РФ на протяжении периода с 2010 по 2014 года. Следует однако отметить, в 2014 году при общем понижении доходности налоговых поступлений, прямые налоги не только не сократили свои показатели, но и несколько их превысили (+227,59 млрд. руб.) по сравнению с предыдущим 2013 годом. В целом же, за период 2010-2014 гг. увеличение прямых налогов произошло более чем 50%, а косвенных – чуть более 40%.

Для более глубокого понимания природы экономических показателей увеличения прямых налогов в общей системе налогообложения РФ за последние пять лет, покажем динамику изменений прямых налогов по их видам, результаты чего наглядно отображены на диаграмме рисунка 2.5.

Источник: Материалы Министерства финансов РФ. Официальный сайт:

URL: http://info.minfin.ru/kons_doh_isp.php

Рисунок 2.5 – Динамика изменений прямых налогов по их видам

в общей структуре консолидированного бюджета РФ в период 2010-2014 гг.,

млрд. руб.

Так, согласно графику диаграммы рисунка 2.5, среди прямых налогов наибольший наибольшие показатели по прочим прямым налогам. На протяжении всего периода с 2010 по 2013 год была отмечена значительная тенденция на их увеличение, и только в 2014 году было зафиксировано понижение поступлений. Хотя данный факт не отразился на общей картин превосходства над другими видами прямых налогов. Сложившаяся ситуация позволяет сделать вывод, что в сегодняшней практике практически вообще не уделено внимание прямым налогам кроме традиционного рассматриваемых видов, изучению их роли в общей структуре налоговых поступлений в бюджет государства, что свидетельствует об отсутствии реального механизма взимания с налогоплательщиков посильных норм по их взиманию.

Второе место занимает вид прямых налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ). За исследованный период в бюджет поступило на 90% больше по сравнению с 2010 годом.


Третье место после НДПИ занимает НДФЛ с небольшой, но стабильной динамикой на увеличение, что по сравнению с 2010 годом составило увеличение на 28%.

Следующий по объему – это налог на прибыль организаций. Доход от него на протяжении периода с 2010 по 2014 год увеличился на 20%.

И последний вид прямых налогов по степени наполняемости доходов в бюджет РФ составляют налоги на имущество, которые мели тенденцию на увеличение в размере почти 47%.

Рисунок 2.6 – Динамика изменений доли прямых налогов по их видам

в общей структуре консолидированного бюджета РФ в 2010 и 2014 года

Диаграмма рисунка 2.6 позволяет утверждать, что доля удельного веса прочих прямых налогов увеличилась на 4%, НДФЛ уменьшил вес в общей структуре на - 4%, снизился также вес налога на прибыль организаций также на – 4%, НДПИ наоборот увеличился на 4%, налог на имущество остался без изменений с показателем доли в 8%.

Таким образом, несмотря на общую тенденцию увеличения на протяжении всего периода с 2010 по 2014 гг. показателей уровня прямых налогов в общей структуре налогообложения РФ, выявлен результат удельного веса на снижение для таких важных прямых налогов, как налог на прибыль организаций и НДФЛ. Такая ситуация может свидетельствовать, что общий налоговый климат в стране указывает на скрытие доходов и выплат налогов как физическими, так и юридическими лицами.

В целом же, следует отметить, что на исследуемый период с 2010 по 2013 года в стране отмечен период укрепления платежеспособности налогоплательщиков и усиления стабильности источника доходов для наполнения бюджета государства. Период 2014 года нарушает установившееся равновесие и открывает проблемы стабильности и результативности наполнения бюджета за счет поступления прямых налогов.

ВЫВОДЫ

При рассмотрении темы курсовой работы «Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ» были проведены теоретические и эмпирические исследования, которые позволили сделать ряд обобщающих выводов по данной проблематике, а именно:

  1. налоги как экономическая категория изучается на протяжении длительного исторического периода, однако единого мнения в определении, как самого понятия, так и его экономической сущности выработано не было;
  2. российское законодательство дает определение и раскрывает сущность налогов через призму функций налогов;
  3. относительно новым экономическим смыслом в раскрытии сущности налогов является изучении макроэкономического содержание налогов;
  4. к основным функциям налогов, позволяющих более точно определить экономическую сущность налогов относятся: фискальная, экономическая, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контролирующая функции;
  5. современная система налогообложения строится на экономических, юридических, организационных принципах, которые имеют разветвленную систему самостоятельно действующих принципов, например: принцип справедливости, единства, законности, соразмерности, подвижности, обязательности, экономической целостности, определенности, эффективности, эластичности и др.;
  6. экономическая сущность прямых налогов вытекает из условий формирования экономической эффективности государства посредством изъятия средств с целью наполнения бюджета;
  7. в науке и российском законодательстве отсутствует четко сформулированные подходы к пониманию сущности прямых налогов;
  8. к основным видам прямых налогов в практическом применении относят следующие виды: налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество, НДПИ и прочие прямые налоги, которые в поной мере представлены только в консолидированном бюджете РФ;
  9. результат состояния прямых налогов в консолидированном бюджете РФ на протяжении периода 2010-2014 гг. преимущество данного вида налогов по отношению к косвенным налога с тенденцией на увеличение разрыва в доли участия налоговых поступлений в бюджет государства;
  10. несмотря на общую тенденцию увеличения на протяжении всего периода с 2010 по 2014 гг. показателей уровня прямых налогов в общей структуре налогообложения РФ, выявлен результат удельного веса на снижение для таких важных прямых налогов, как налог на прибыль организаций и НДФЛ. Такая ситуация может свидетельствовать, что общий налоговый климат в стране указывает на скрытие доходов и выплат налогов как физическими, так и юридическими лицами.
  11. исследуемый период с 2010 по 2013 года в стране отмечен период укрепления платежеспособности налогоплательщиков и усиления стабильности источника доходов для наполнения бюджета государства;
  12. период 2014 года нарушает установившееся равновесие и открывает проблемы стабильности и результативности наполнения бюджета за счет поступления прямых налогов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ. (в ред. от 29 декабря 2014 г. N 480-ФЗ) / Система ГАРАНТ:

URL: http://base.garant.ru/10900200/1/#block_10001#ixzz3UXOUBmX3

  1. Алиев Б.Х. Налоговые системы зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» (степень – магистр), специальностям/профилю «инансы и кредит», «Мировая экономика», «Налоги иналогообложение» / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 215 с.
  2. Анастасова М.Г., Лапина Е.Н. Вновь созданная стоимость как критерий для классификации налогов / Young Science. 2014. № 3. С. 75-77.
  3. Баженов, А.А. Федеральные налоги и сборы: Учебное пособие в схемах / М-во обр. и науки Рос. Федерации, ФГБОУ Владимир. гос. ун-т – Владимир: Транзит-Икс, 2013. – 82 с.
  4. Большухина, И. С. Налоги и налогообложение: учебное пособие / И. С. Большухина. – Ульяновск: УлГТУ, 2012. – 136 с.

Вахабов Э.Н., Мамедова Ч.Н. Прямые налоги в системе регионального налогообложения на примере Самарской области / Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 11. С. 110-115.

  1. Ефимова Е.Г., Поспелова Е.Б. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: МИИР, 2014. – 235с.
  2. Калинина О.В. Принцип и методы социально ориентированного развития налоговой политики Российской Федерации / Автореферат д. эк. н.: Специальность 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит. – Иванова: ИГХТУ, 2012. – 36 с.
  3. Калинина О.В. Социальная направленность российской налоговой системы: национальный и международные аспекты /Дайджест-финансы. 2011. № 2. С. 30-38.
  4. Лыкова, Л. Н. Л88 Налоговые системы зарубежных стран : учебник для маги- стров / Л. Н. Лыкова, И. С. Букина. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 428 с. — Серия : Магистр.
  5. Лытяков А.В. Пути совершенствования налога на добавленную стоимость в Российской Федерации / Л.В. Лытяков, В.Н. Шитов. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 147 с.
  6. Мешкова Д.А. Налогообложение организаций в Российской Федерации: Учебник для бакалавров / Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи; под ред. д. эк., проф. А.З. Дадашева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 160 с.
  7. Митрофанова И.А. Экономическая сущность, принципы, функции налога на прибыль: эволюционный подход / Международный бухгалтерский учет. 2013. № 45. С. 42-55.
  8. Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вызов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бух.учет, анализ и аудит» / Н.Д. Эриашвили и др.; под. ред. А.Е. Суглобова, Н.М. Бобошко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 543 с.
  9. Налоги и налогообложение: электронный учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит",Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / под ред. И.А. Майбурова .- 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2012. – 591 с.
  10. Налоги и налогообложение: электронный учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит",Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / под ред. И.А. Майбурова .- 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2011 .- 558 с.
  11. Нечаев А.С., Антипина О.В. Налогообложение в России: анализ и тенденции развития / Economic Annals-XXI. 2014. Т. 1. № 1-2. С. 73-77.
  12. Сокул П. Налоги и их функции в современной экономике / Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 115-122.
  13. Смородина Е.А. Развитие научных концепций о сущности и функциях налогов / Управленец. 2014. № 3 (49). С. 4-11.
  14. Фокин А.Н. Система налогов и сборов в Российской Федерации: федеральные налоги и сборы / Общество и право. 2014. № 2 (48). С. 286-291.
  15. Материалы Министерства финансов РФ. Официальный сайт: URL: http://info.minfin.ru/kons_doh_isp.php

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Таблица

Позиции экономистов в отношении функций налогов

Ф.И.О. ученого

Функции налогов

1

2

Период с 1992 по 1998 г

1. Родионова В.М., профессор

1. Фискальная функция – формирование бюджетного фонда.

2. Экономическая функция (иногда ее дробят на регулирующую и стимулирующую) – государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения

2. Казак А.Ю., академик

1. Фискальная функция – осуществляется образование соответствующих государственных денежных фондов, и создаются необходимые материальные условия для существования государства.

2. Стимулирующая (регулирующая) функция, посредством которой налоги используются в качестве важнейшего финансового регулятора всех перераспределительных процессов в обществе, активно воздействующего на состояние экономической системы.

Дробозина Л.А., профессор

1. Фискальная функция – образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.

2. Регулирующая функция – активный участник перераспределительных процессов оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежный спрос населения.

Заяц Н.Е., профессор

1. Распределительная функция – осуществляется формирование доходной части государственного бюджета, а затем доходы направляются на финансирование различных мероприятий, связанных с реализацией государством своих функций.

2. Контрольная функция – оценивается эффективность каждого платежа и налогового режима в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетно-налоговую политику.

Период с 1999 г. по настоящее время

5. Черник Д.Г

1. Фискальная функция – отражает задачу наполнения деньгами казны или, в современном понимании, бюджета государства.

2. Распределительная или социальная функция – через налоговую систему государство осуществляет пере- распределение финансовых ресурсов, в том числе перетекание денег из производственной сферы в социальную.

3. Регулирующая функция – с помощью налоговых методов можно стимулировать или дестимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых изменений в структуре производства, его размещении.

4. Контрольная функция – с помощью налоговой статистики и анализа налоговых деклараций государство владеет информацией об истинном финансовом положении страны, о финансово-хозяйственной деятельности организаций, об источниках доходов юридических и физических лиц.

5. Политическая функция – нередко она противоречит фискальной. Это связано с особыми режимами налогообложения для отдельных стран.


Продолжение таблицы Приложения А

1

2

6. Майбуров И.А., профессор

1. Фискальная функция (основная) – изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей.

2. Распределительная (социальная) функция – выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования.

3. Контрольная функция – обеспечение государственного контроля над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также над источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов.

4. Регулирующая функция – проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы. Считается вполне обоснованным предлагаемое А.В. Брызгалиным выделение в регулирующей функции налогов трех подфункций: стимулирующей, дестимулирующей и воспроизводственной

Приложение Б

Таблица

Принципы налогов

Содержание

Принципы

1

2

Юридические принципы

1.Обязательность

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

2. Законность

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные законом.

3.Недискримина-ционный характер

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и других критериев. Недопустимо установление ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

4.Обоснованность

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

5.Экономическая

целостность

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивающие или создающие препятствия экономической деятельности физических лиц и организаций.

6.Определенность

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Налогоплательщик должен точно знать, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7.Презумпция

невиновности налогоплательщика

Все неустранимые сомнения и противоречия актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.

Организационные принципы

1.Самостоятельность

Структура налоговой системы должна обеспечивать самостоятельность бюджетов по налогам, которая основывается на налоговом федерализме – разграничении полномочий в области налогообложения между федеральными, региональными, местными уровнями власти. Трехуровневая налоговая система РФ обеспечивает реализацию принципа самостоятельности.

2.Эластичность

Налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными потребностями государства. Например, размер экспортных таможенных пошлин может меняться в зависимости от колебания мировых цен на нефть, газ и др.