Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Экономическая сущность и функции налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, или это влияние должно быть минимальным;

2. Налоговая система должна содействовать проведению политики стабилизации и развитию экономики страны;

3. Не должны устанавливаться налоги, нарушающие единое экономическое пространство и налоговую систему страны;

4. Налоговая система не должна допускать произвольного толкования;

5. Максимальная эффективность каждого конкретного налога.

Принцип универсализации налогообложения выражен требованиями:

1. Налоговая система должна предъявлять одинаковые требования ко всем налогоплательщикам;

2. Должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов.[20]

На сегодняшний момент, реализация функций налога непосредственно связана с теми принципами, на которых строится вся система налогообложения и которые реализуются в конкретном виде налога. Все принципы, лежащие в основе налога, могут быть объединены в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.[21]

На рисунке 1.2 схематически представлена система налогообложения, положенная в основу российского законодательства по налогообложению.

Рисунок 1.2 - Система принципов налогообложения[22]

В таблице Приложения Б детально охарактеризованы принципы налогообложения.[23]

Таким образом, для придания целостности и полноты системы принципов налогообложения с учетом современных реалий следует применять наиболее востребованные принципы налогообложения, которые в свою очередь должны быть установлены нормативно-правовыми актами самого высокого уровня. Это, с одной стороны, потребует обязательного их применения при установлении любого налогового платежа, а с другой – обеспечит возможность применения санкций при их игнорировании, вплоть до признания налога не подлежащим взиманию.[24]

1.3 Виды прямых налогов

Определение прямых налогов в общей системе налогообложения требует предварительного рассмотрения особенностей их выделения из общей структуры направленности налогов.

Исторически одним из первых было разделение налогов на прямые и косвенные, где классификационным признаком выступала «установленная» платежеспособность.[25]


Изучение классификации налогов по их видам также имеет важное экономическое значение, поскольку позволяет анализировать налоговую систему страны, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Кроме того, классификация налогов необходима для осуществления международных сопоставлений, поскольку налоговые системы стран различны, и обыкновенное проведение сравнительной оценки по всему перечню налогов весьма затруднительно и может привести к ошибочным теоретическим выводам и практическим решениям.[26]

Как уже отмечалось в предыдущем пункте 1.1, основой для формирования экономической эффективности государства выступает экономическая сущность налога, состоящая преимущественно в прямом изъятии государством части ВВП в свою пользу для обеспечения расходов бюджетов.[27] Таким образом, логичным будет среди различных признаков классификации налогов выделить классификацию по способу взимания. Данный вид классификации подразумевает деление всех налогов на прямые и косвенные налоги.

На рисунке 2.1 подана схема деления налогов по способу взимания.

Рисунок 1.2 - Деления налогов по способу взимания в России в системе единой классификации налогов[28]

К прямым относят подоходно-поимущественные налоги, т.е. те, которы уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки. Прямыми эти налоги названы потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство предъявляет требование уплатить эти налоги именно тем налогоплательщикам, которых оно и собирается обложить этим налогом. Фактически при прямом налогообложении именно налогоплательщик и несет бремя этого налога. Исторически сложилось деление прямых налогов на личные и реальные, хотя еще в середине XIX в. это деление подчас рассматривалось как устаревшее. Тем не менее даже в современной экономической литературе это деление еще встречается.

Личные налоги — это подоходные налоги. К числу последних относятся налог на доходы физических лиц (или индивидуальный (личный) подоходный налог) и налог на прибыль организаций (налог на прибыль корпораций).

Реальные налоги — налоги на имущество. Фактически эти налоги предполагают обложение гипотетического дохода того или иного человека (или предприятия), исходя из оценки стоимости его имущества.[29]


Схематически многообразие взглядов ученых на признаки классификации налогов на прямые и косвенные представлено на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 – Теоретические концепции классификации налогов на прямые и косвенные с учетом предложения автора работы[30]

Современный Налоговый кодекс РФ с нормативной точки зрения закрепляет разделение налогов по субъектам, устанавливающим и принимающим платежи по ним, на федеральные, региональные и местные. В зависимости от категории налогоплательщика налоги могут быть разграничены на те, которые уплачиваются физическими лицами, уплачиваются юридическими лицами и те, которые уплачиваются и теми, и другими,[31] т.е. такое деление подразумевает уплату прямых налогов, но без акцента на данное определение.

2 Роль и место прямых налогов в налоговой системе РФ

2.1 Характеристика прямых налогов в налоговой системе РФ

Часть 1 ст. 1 Конституции РФ прямо указывает на необходимость наличия в системе налогообложения федеральных налогов и сборов, поскольку доходы от федеральных налогов и сборов предназначены для финансирования задач общефедерального масштаба, в число которых входят национальная безопасность, поддержание правопорядка и оборона. Следовательно, наличие федеральных налогов предопределено существованием самого федеративного государства[32], каковым и является российское государство.

Разновидность прямых налогов достаточно высока. К прямым налогом, дающим значительные денежные поступления в бюджет можно отнести НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество[33], налог на добычу полезных ископаемых.

Среди перечисленных видов прямых налогов к прямым федеральным налогам относятся налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), соответственно регулирующихся нормами Налогового кодекса РФ – Глава 23, 25, 26.[34] Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а налог на имущество физических лиц – к местным налогам, которые регулируются также Налоговым кодексом РФ – Глава 30, 32[35]


Краткую характеристику элементов прямых федеральных налогов (налог на прибыль организаций, НДФЛ, НДПИ) схематически представлено в соответствии с указанными видами налогов на рисунках 2.1, 2.2 и 2.3.

Рисунок 2.1 – Характеристика основных элементов налога на прибыль организаций[36]

Рисунок 2.2 – Характеристика основных элементов налога на доходы физических лиц[37]

Рисунок 2.3 - Характеристика основных элементов налога на добычу полезных ископаемых[38]

Доминирование прямых или косвенных налогов естественным образом

сказывается на общем социально-экономическом развитии государства. Большой удельный вес косвенных налогов приводит к инфляции в стране и постоянному росту цен, а также говорит о том, что экономика подвержена кризисному состоянию. Что же касается прямых налогов, то их преимуществом является привязка к платежеспособности определенного субъекта, то есть это постоянный и твердый источник дохода государства, соразмерный в каждой отдельной ситуации от возможностей налогоплательщика. Однако, недостатками прямых налогов являются уклонение от уплаты налогов, а также и предоставление недостоверной информации по платежеспособности. В идеале, каждое современное государство должно стремиться найти баланс между прямыми и косвенными налогами. Диверсифицированная система налогообложения со сдвигом в сторону прямых налогов существенно корректирует экономическое состояние субъекта и страны в целом.[39]

2.2 Прямые налоги в системе консолидированного федерального налогообложения РФ

Рассмотрев в предыдущем пункте 2.1 исследования по теме курсового проекта законодательно установленные виды прямых налогов в системе налогообложения РФ, проведем анализ динамики поступления прямых налогов на уровне консолидированного бюджета за период с 2010 по 2014 года. Полученные результаты динамики изменений показателей доходных поступлений от прямых налогов за последние 5 лет позволят сделать вывод о роле и месте данного вида налогов в налоговой систем государства, а также позволят охарактеризовать степень экономического развитии системы налогообложения в России на современном этапе развития.


На рисунке 2.4 приведена диаграмма динамики изменений налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ на протяжении период 2010-2014 гг.

Источник: Материалы Министерства финансов РФ. Официальный сайт:

URL: http://info.minfin.ru/kons_doh_isp.php

Рисунок 2.4 – Исполнение консолидированного бюджета РФ в период 2010-2014 гг., млрд. руб.

На графике видно, что за последние годы налоговые поступления в целом по государству заметно увеличились. С 2009 по 2013 гг. объем налогов увеличился примерно в 1,8 раза, что свидетельствует о положительной тенденции роста доходов на территории РФ. В последний отчетный период произошло снижение показателей до уровня 2012 года.

Рассмотрим детально состав и структуру прямых налоговых доходов в системе налогообложения РФ и представим данные в виде таблицы 2.1.

Таблица 1

Поступление налогов и сборов в бюджетную систему РФ

по видам прямых налогов за период 2010-2014 гг., млрд. руб.

Виды доходов

2010

2011

2012

2013

2014

2014/2011,%

Всего доходов

16031,93

20855,37

23435,10

24082,39

23439,37

146,20

Налог на прибыль

организации

1774,57

2270,54

2355,70

2071,89

2143,80

120,81

НДФЛ

1790,50

1995,81

2261,48

2499,05

2295,22

128,19

Налог на имущество

628,24

678,03

785,49

900,73

922,87

146,90

НДПИ

1406,31

2042,56

2459,40

2575,78

2672,91

190,06

Прочие

прямые налоги

2684,78

3762,67

4889,22

5336,92

4478,96

166,83

Прямые налоги

8284,4

10749,61

12751,29

13384,37

12513,76

151,05

Косвенные налоги

7747,53

10105,76

10683,81

10698,02

10925,61

141,02

Соотношение прямых и косвенных налогов, +/-

+536,87

+643,85

+20067,5

+2686,35

+1588,15

+10,03%