Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Зарубежное законодательство о банкротстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и практическая значимость курсовой работы обусловлена рядом причин.

Первое – современная экономическая ситуация характеризуется кризисом неплатежей.

Второе – несмотря на то, что юристы практически каждый день сталкиваются с проблемой банкротства, литературы по тому вопросу на данный момент все еще недостаточно. Хотя следует отметить, что тема банкротства затрагивается многими известными юристами и экономистами – В.С. Белых, Е.А. Васильевым, В.В. Витрянским, Н. Лившицом, О. Никитиной, В.Ф. Попондопуло, Г. Ф. Шершеневичем, Т.П. Шишмаревой, т.е. для исследователей этот вопрос так жене остался без внимания.

Можно выделить следующие особенности института банкротства предприятий в РФ: особый характер причин несостоятельности; отличие российского механизма банкротства от того, который существует в странах с развитой рыночной экономикой; отличие российских предприятий от зарубежных групп компаний (корпораций); отличие в практическом осуществлении процедуры банкротства. Особый характер причин несостоятельности заключается в том, что в странах с развитой рыночной экономикой банкротство фирмы воспринимается как исключение, которое вызывается внутренними просчетами в работе. В условиях кризиса российской экономики первопричина банкротства большинства российских компаний – экономические и политические проблемы в государстве.

Институт несостоятельности в развитых странах ориентирован в первую очередь на то, чтобы сохранить предприятие. В России же на первом плане: распродажа имущества; и удовлетворение требований кредиторов.

Предпринимательство в современных экономических условиях подразумевает не только ведение дела, развитие бизнеса, но и факт банкротства при неправильных действиях или же не успешном ведении финансовых дел. Правовые условия, определяющие факт случившегося в компании банкротства, и признаки банкротства должны быть известны каждому частному предпринимателю или юридическому лицу.

Цель исследования заключалась в проведении анализа правового регулирования несостоятельности (банкротства), исследовании его понятия и признаков.

Предмет исследования – банкротство юридических лиц.

Задачи исследования были поставлены для достижения цели. К ним относятся:

1.Рассмотреть зарубежное законодательство о банкротстве.

2. Исследовать систему современного правового регулирования данного вопроса в нашей стране.


3.Изучить понятие и признаки несостоятельности.

4.Рассмотреть неплатежеспособность как основание для введения процедуры банкротства.

5. Изучить подведомственность и подсудность дел о банкротстве.

6.Исследовать право на обращение в арбитражный суд.

К нормативно-правовым источникам относились кодексы (ГК, АПК, НК), Федеральные законы (о банкротстве, об исполнительном производстве, о саморегулируемых организациях, о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и т.д.) Постановления Правительства, ВС РФ, ВАС РФ, Приказы Минэкономразвития России, Минфина РФ и другие.

Теоретическая база исследования – книги и статьи периодической печати, а также материалы справочно-правовой системы Гарант.

Структура – введение, три главы (всего 7 параграфов), заключение, список источников.

1.Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)

1.1. Зарубежное законодательство о банкротстве

Основное влияние на российское законодательство о банкротстве на этапе его возрождения оказало законодательство США, Германии, Франции.

В США основной источник, регулирующий процедуру банкротства, - Титул 11 Кодекса США (11 USC Title 11 - Bankruptcy)[1] - Кодекс о банкротстве (Bankruptcy Code).

В США в качестве должников признаются граждане, юридические лица, муниципальные образования.

По законодательству используется несколько процедур банкротства.

Глава 7 Кодекса о банкротстве (Chapter 7 "Liquidation") регулирует процедуру Liquidation, в ходе которой имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, реализуется, а вырученные денежные средства распределяются между кредиторами. Глава 7 применяется как к физическим, так и к юридическим лицам. Заявление о возбуждении производства по делу о банкротстве по гл. 7 может быть подано как должником, так и его кредиторами. Для подачи заявления должник-гражданин должен пройти кредитную консультацию в аккредитованной некоммерческой организации, уплатить государственную пошлину, предоставить список кредиторов, ряд иных документов, а также пройти тестирование с целью определения его добросовестности - тест проверки материального положения (Means Test) и тест медианного показателя доходов (Median Income test). После реализации имущества добросовестный должник получает освобождение от возмещения оставшегося долга[2].


Глава 13 о реструктуризации долгов физического лица, обладающего постоянным источником дохода (Chapter 13 "Adjustment of debts of an individual with regular income"), предоставляет должнику - физическому лицу наиболее благоприятный режим для урегулирования его отношений с кредиторами.

Заявление о банкротстве может быть подано должником или супругами совместно. Существенным отличием от гл. 7 является возможность должника использовать свое имущество, в то время как по гл. 7 это право переходит к федеральному управляющему (trustee).

Применение процедуры обусловлено наличием постоянного источника дохода. В ходе процедуры составляется план реструктуризации. Для утверждения плана согласие кредиторов не требуется, исключая залогодержателей.

Платежи кредиторам осуществляются должником через федерального управляющего, который после получения денежных средств от должника и утверждения плана выплат судом распределяет их между кредиторами в соответствии с планом. Общая продолжительность выплат по плану не может превышать 5 лет[3].

В США существует двухуровневая система правового регулирования несостоятельности муниципальных образований: процедура муниципального банкротства закреплена на федеральном уровне, положения об антикризисном регулировании могут быть закреплены на уровне штатов. На федеральном уровне процедура муниципального банкротства регулируется гл. 9 ("Урегулирование задолженности муниципального образования") Кодекса США о банкротстве[4].

В Германии отношения с участием несостоятельного должника регулировались Konkursordnung (Конкурсным уставом) от 10 февраля 1877 г., принятым после образования Германской империи. До 1 января 1999 г. деятельность несостоятельных субъектов в ФРГ регулировалась преимущественно двумя законами: Konkursordnung 1877 г. и Vergleichsordnung 1935 г.

В 1978 г. федеральным министерством юстиции была создана комиссия по реформированию конкурсного законодательства. Г. Папе отмечал несовершенство Konkursordnung, который в последние 20 лет своего применения "перестал удовлетворять объективным требованиям современности"[5].

Так, по статистике мировым соглашением завершался всего 1% рассматриваемых судом дел несостоятельных субъектов, около 75% конкурсных производств не могли быть открыты ввиду установления отсутствия конкурсной массы, примерно 10% конкурсных производств не могли быть надлежащим образом завершены из-за недостатка конкурсной массы[6].


Указанные обстоятельства потребовали коренным образом изменить законодательство о несостоятельности. В результате 21 апреля 1994 г. был принят новый закон Insolvenzordnung (InsO), вступивший в силу 1 января 1999 г. Среди основных целей реформирования института несостоятельности следует назвать:

- создание единой процедуры несостоятельности на всей территории ФРГ;

- усиление автономии кредиторов несостоятельного должника;

- введение внесудебной санации;

- закрепление мероприятий, помогающих устранить недостаточность конкурсной массы;

- введение справедливого порядка распределения имущества несостоятельного должника между его кредиторами;

- предоставление возможности должнику самому управлять своими делами в стадии несостоятельности, введение так называемого Kleinverfahren (упрощенная процедура) без потери должником права управления и распоряжения своим имуществом.

Процедура несостоятельности может быть введена судом только на основании заявления должника или кредиторов (§ 13 InsO).

Insolvenzordnung предусматривает для этого три основания: неплатежеспособность (Zahlungsunfahigkeit - § 17 InsO), сверхзадолженность (Uberschuldung - § 19 InsO), угрожающую неплатежеспособность (drohende Zahlungsunfahigkeit - § 18 InsO)[7].

В качестве несостоятельного должника согласно § 11 InsO могут быть признаны как физические, так и юридические лица. К кругу физических лиц относятся любые правоспособные субъекты, в том числе несовершеннолетние и душевнобольные. Юридические лица частного права являются должниками без исключений. Кроме того, несостоятельными могут признаваться и юридические лица публичного права (§ 12 InsO).

В ФРГ в качестве несостоятельного должника могут выступать организации, не обладающие статусом юридического лица. Роль должника тесно связана с так называемой способностью быть несостоятельным субъектом (Insolvenzfaigkeit).

После подачи заявления вначале идет Eroffnungsverfahren (вводная процедура) согласно § 16 InsO, в которой суд, рассматривающий дело о несостоятельности, проверяет предпосылки введения, а именно имеются ли основания для введения процедуры и достаточно ли имущества у должника для того, чтобы покрыть судебные расходы (§ 26 InsO). Уже на этой стадии суд использует обеспечительные меры - назначение временного управляющего и ограничения в распоряжении имуществом (§ 21 InsO).

Если имеются основания для введения процедуры, то начинается собственно Insolvenzverfahren на основании решения суда о введении процедуры[8].


В определении суда о введении процедуры несостоятельности указывается срок отчета и срок проверки. К сроку отчета собранием кредиторов должно быть принято решение о том, будет ли имущество несостоятельного должника ликвидировано (Liqudation), санировано (Sanierung) или будет применена так называемая транслируемая санация (ubertragende Sanierung) посредством введения Insolvenzplan. К сроку проверки все кредиторы несостоятельного должника должны предъявить свои требования, которые подлежат проверке и ранжированию.

Insolvenzplan представляет новеллу в законодательстве ФРГ, поскольку Konkursordnung регулировал исключительно конкурсное производство, которым могло быть завершено дело о несостоятельности, если только между его участниками не было заключено мировое соглашение.

Наряду с общей процедурой Insolvenzverfahren в законодательстве ФРГ предусмотрены особые виды процедур. Среди них следует назвать процедуру самоуправления (Eigenverwaltung, § 270 InsO).

Для физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью либо занимающихся ею в незначительных размерах (§ 304 InsO), предусмотрена еще одна процедура - Verbraucherinsolvenzverfahren (процедура несостоятельности потребителя).

Insolvenzordnung регулирует также процедуры над особыми имущественными массами - наследственной массой (Nachlassinsolvenzverfahren) и общим имуществом (Gesamtgutinsolvenzverfahren).

1.2. Система современного правового регулирования в сфере банкротства

Банкротство представляет собой комплексный правовой институт, объединяющий нормы частного и публичного, материального и процессуального права[9]. Указанная особенность обусловила специфику нормативно-правовой базы в сфере банкротства.

Комплексное правовое регулирование осуществляется Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", который действует с многочисленными изменениями и дополнениями. В настоящее время Федеральный закон о банкротстве 2002 г.[10] является единственным специальным законом, регулирующим вопросы несостоятельности.

Ранее наряду с Законом 2002 г. действовали Закон о банкротстве кредитных организаций (Закон утратил силу с 23 декабря 2014 г. в связи с принятием Федерального закона от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ[11]) и Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (утратил силу с 1 июля 2009 г.).