Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Принципы и эффективность дидактической игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ.

На сегодняшний день всё большую актуальность приобретают проблемы активизации познавательной деятельности школьников. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. Главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Ведущий вид деятельности школьников - учение, в процессе которого и решаются эти задачи. Всем известно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.

Средством первоначального обучения является игра. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают доступные их восприятию и пониманию явления, факты.

Во время игры педагог руководит игрой, воспитывая активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все активизирует умственное и общее развитие ребёнка. Этой цели и служат дидактические игры.

Цель работы: обосновать педагогические условия использования дидактической игры в обучении детей.

Объектом исследования данной работы являются младшие школьники.

Предмет исследования заключается в активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников  с помощью дидактических игр.

Задачи исследования:

1.Выявить основные свойства дидактической игры и ее роли в воспитании всесторонне развитой личности.

2.Рассмотреть основные типы дидактических игр, их особенности и основные характеристики.

3.Раскрыть основные принципы построения дидактической игры и

особенности их применения.

4.Рассмотреть применение дидактической  игры в процессе обучения младших школьников.

ГЛАВА 1. РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ

1.1 Дидактическая игра, как средство воспитания ребёнка

Одна из ведущих разновидностей человеческой деятельности - игровая деятельность. Феномен игры изучали философы и социологи: Платон, И. Кант; психологи: Ж. Пиаже, З. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, и др; педагоги и методисты: К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, и др.


В своей книге "Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинский знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе. Автор пишет, что игра занимает одно из важных мест в жизни ребёнка. В игре у детей раскрываются творческие способности, перед ними раскрывается мир, а без игры не может быть «полноценного умственного развития».

В.А.Сухомлинский пишет об использовании игры: "…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности". [1]

Игра влияет на развитие психических процессов - утверждает Эльконин Д.Б и в своей работе "Психология игры» пишет: "Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов".[2]

Продолжая работу Эльконина, Амонашвили Ш.А. в своей книге "В школу - с шести лет" описывает опыт обучения шестилетних детей в школах. Автор рассматривает проблему использования игры на уроках: "Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль усиления сложного процесса учения,

________________________

1Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- К.: Радянська школа,1974 с.95

2Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1978.с.277

ускорения развития».[3]

В процесс обучения необходимо включать игры советовали многие педагоги, так как в игре происходит развитие, воспитание, обучение ребенка, игра обязательно сопряжена с активностью и удовольствием. Я.А.Коменский писал в «Великой дидактике»: «Чтобы побуждать стремление к знанию, прежде всего сам метод по необходимости должен быть естественным. Кроме того, чтобы способности пробуждались этим методом, необходимо его разумно оживлять и делать приятным именно так, чтобы все, как бы ни было серьезно, преподавалось дружески и приятным образом в форме бесед, состязаний, разгадывания загадок или в форме притч и басен» [4]

Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность, основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Если правила и содержание игры хорошо известны ребёнку, то как долго она может его интересовать? Вот проблема, которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы.


Дети с удовольствием любят играть в хорошо знакомые им игры. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали- покажем», «Море волнуется раз…» и другие .

В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре «Море волнуется раз…» нужно выбрать Ведущего, который говорит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри » .Все остальные игроки должны представить

себя одним из морских жителей подводного царства. Ребёнок должен не

______________________________________

3Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет -М.: Педагогика 1986 с.160

4Я.А.Коменский Великая дидактика –М.:1981 с.124

только представить, но и выполнять движения этого животного. Сколько здесь интересных для детей игровых действий, сколько детской фантазии, сколько старательности в изображении образа! Поэтому-то дети всегда играют в такие игры. Чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них в запасе были всегда такие игры, где они сами могли по мере своего развития организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями – в этом и заключается проблема процесса обучения.

В процессе обучения совершенно необходимо усложнять игры, дополняя их все большим количеством правил. Эти правила должны содержать не только техническую направленность, но и добавлять новую краску эстетики, открывать образные понятия нравственности. В комплексе правила не должны дать угаснуть ребячьему интересу к игре.

Тонкость заключается еще в том, что взрослый, будь то педагог или родитель, не должен перегружать своим присутствием эмоционального пространства. Управление игрой должно быть похоже на ветер, который раздувает паруса в нужном направлении, а сам почти незаметен. В его атмосфере, помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается доверие между ними и воспитателем, взаимопонимание, основанное на совместном переживании, которое они испытали в процессе игры - это и есть, составная сущность педагогического сотрудничества, которая должна помочь в разрешении проблем процесса обучения.

Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества, в котором каждый ребенок – личность данного общества.

В условиях игровой деятельности значительно повышается острота зрения, легче удерживается сознательная цель запоминать. Благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно – действенного мышления к образному и к элементам словесно – логического мышления складываются в игровой деятельности. Способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их развивается именно в игре.


Советский психолог и философ С.Л. Рубинштейн, один из создателей отечественной теории игры, писал: «Прежде всего, игра - это особый вид деятельности, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива; игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности»[5] Значит игра – это доступный ребенку путь интенсивного развития потребностей, прежде всего в общении и познании. Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим.

В дидактической игре интерес детей перемещается от игрового действия к умственной задаче. Так, в ролевой игре «Магазин» дети, действуя в воображаемой ситуации «продают-покупают» (оплачивают товар вообра -жаемыми деньгами, кладут на весы муляжные овощи (фрукты), называя любое число - «вес товара»), тогда как в дидактической игре они подражают умственной работе продавца – «считают товар, который получил магазин или деньги полученные за проданный товар » на основе данного задания.

Н.К. Крупская писала: «Дети учатся не только на учебе, но и в процессе игры» [6]

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Здесь уместно вспомнить слова К.Д. Ушинского: «Учи дитя играючи» [7] Учение ребёнка, труд, развлечения и взаимоотношения с другими детьми – вся его жизнь в классе пронизана игрой. Использование игровых приемов делает обучение в этом возрасте приближенным природе ребенка. В игре ребенок всегда на

_________________________

5Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Составители А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская/ Спб: Изд. «Питер» - 2000. c.288

6Крупская Н.К. Роль игры в детском саду.–Педагогические сочинения.М.,1959,c.73т.6. 7Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М., 1950 c.76

голову выше самого себя, выше своего обычного повседневного поведения;

выше своего среднего возраста.

По характеру, содержанию, организации детские игры чрезвычайно многообразны.

Средством всестороннего воспитания личности ребенка выступает дидактическая игра. Дидактическая игра может воспитать его основные качества:

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. По определенной системе детям даются знания об окружающей жизни. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности:


  • знакомство с содержанием определенного вида труда (строителей, хлеборобов, овощеводов и др.);
  • с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд;
  • с этапами производства при создании необходимых предметов, продуктов (строительство дома, выращивание хлеба);
  • раскрывают перед детьми значение.

В соответствии с поставленной задачей, с помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить и использовать полученные знания в различных условиях.

Перед детьми многие дидактические игры ставят задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, делать

правильные выводы, обобщения, сравнивать, группировать, класси- фицировать предметы по определённым признакам.

Главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе

является активность детского мышления.

Дидактические игры развивают речь детей: развивается связная речь, пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, умение правильно выражать свои мысли. Во многих играх дидактические задачи составляются так, чтобы научить детей самостоятельно составлять несложные рассказы.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов -активизируется речь. Во время игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Нравственное воспитание . У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам, как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Содержанию и правилам игры принадлежит особая роль в воспитании нравственных качеств личности ребенка .

В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. Это хорошо известные практикуемые игры: «Покормим куклу », «Уложим куклу спать », «День рождения Дашеньки (куклы)», «Оденем куклу на прогулку» и др. Само название игр акцентирует внимание на том, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения. Во время игры детей, наблюдая за их поведением, мы можем открыть ребенка через его поступки.