Файл: Основные функции в системе менеджмента (Функция прогнозирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы работы обусловлена тем, что сущность деятельности в менеджменте проявляется в ее функциях. Впервые функции менеджмента, как специфические виды управленческой деятельности, были сформулированы одним из его основоположников французским инженером, руководителем предприятия и ученым Анри Файолем (1841 -1925). Он назвал следующие функции: предвидение, организация, распорядительство, координация, контроль.

В настоящее время принято выделять следующие общие функции управления: 1) прогнозирование; 2) планирование; 3) организация; 4) мотивация; 5) контроль; 6) координация.

Все эти функции должны быть направлены не только на решение внутренних проблем организации, но и на адаптацию к внешней среде, т.е. выживание и развитие.

Цель данной работы состоит в изучении основных функций менеджмента, а также характеристики системы управления на практическом примере.

Исходя из цели, на рассмотрение поставлены следующие задачи:

1) Рассмотреть функции менеджмента по Анри Файолю;

2) Дать характеристику управления организацией и её структурными подразделениями на практическом примере;

3) Охарактеризовать организационную структуру управления деятельностью предприятия;

4) Рассмотерть трудовые ресурсы предприятия;

5) Дать оценку эффективности управления предприятием и предложения по совершенствованию организации управления.

Объектом исследования является магазин «Алые паруса».

Предмет исследования – функции управления в магазине «Алые паруса».

Методы исследования курсовой работы - сбор, обработка и анализ теоретического материала, материала научно-практических статей, а также документов конкретной организации.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, полагаю, что исследование функций менеджмента в управлении, анализ кадровой политики, а также методов управления и на конкретном предприятии является достаточно актуальным и требует своего рассмотрения.

Структура курсовой работы включает в себя две главы. В первой главе будут рассмотрены теоретические аспекты основных функций менеджмента. Вторая глава посвящена решению практической задачи совершенствования управленческого труда, с использованием различных методов и инструментов.

1. Функции менеджмента по Анри Файолю


«Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать».

Анри Файоль[1]

В кабинетах многих менеджеров висят плакаты со словами Анри Файоля: «Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать». В этих словах одного из основоположников научного менеджмента сформулированы основные функции управления, которым посвящена настоящая глава.

Француз Анри Файоль (1841-1925) более 30 лет управлял горно-металлургическим синдикатом. В 1916 г. в Бюллетене общества горной промышленности был опубликован его основной труд «Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль», который затем неоднократно переиздавался на различных языках. Вместе с Фредериком Тэйлором, Генри Фордом и рядом других специалистов Анри Файоль работал над созданием научной теории управления. Таким образом, научный менеджмент появился сравнительно недавно - в начале ХХ века. Бурное развитие этой научной дисциплины продолжается. Так, лишь в последние годы выявилась важная роль контроллинга - современной концепции системного управления организацией, в основе которой лежит стремление обеспечить ее долгосрочное эффективное существование[2].

Выделенные А.Файолем пять функций менеджмента дают основу для анализа работы современного управляющего (рисунок 1).

Рисунок 1 – Основные функции менеджмента[3]

Рассмотрим данные функции подробнее.

1.1. Функция прогнозирования

Прогнозирование — это вероятностное определение хода дальнейших событий. Прогнозирование может осуществляться:

• до начала процесса планирования (например, на основе известной предыстории продаж делается прогноз будущих объемов продаж, после этих прогнозов планируются будущие объемы производства, затраты и т.д.);

• параллельно с процессом планирования (например, прогнозирование погодно-климатических условий и планирование в связи с этим транспортных перевозок);

• по окончании процесса планирования (например, в связи с резкими колебаниями валютных курсов, инфляции и других факторов в предшествующем и текущем периодах не представляется возможным точно оценить затраты организации в будущем периоде; на будущий период делаются оптимистический и пессимистический прогнозы).


Если организация развивается стабильно, без качественных скачков (нет выдающихся открытий, крахов рынков сбыта и т.д.), период прогнозирования может составлять одну треть от периода ее предыстории. К важнейшим методам прогнозирования относятся[4]:

• метод краткосрочного прогнозирования, основанный на сглаживании ряда (с успехом применяется, например, в планировании ежедневных или еженедельных закупок скоропортящихся товаров или товаров широкой номенклатуры, перед закупкой прогнозируются будущие объемы продаж);

• метод долгосрочного прогнозирования, основанный на выявлении тенденций развития ряда (применяется, например, в прогнозах будущих объемов продаж товара на ближайшие периоды (месяц, квартал, полугодие, год));

• метод экспертных оценок (применяется в процессе разработки новых товаров, новых технологий, оценки динамики курсов валют, инфляции и т.д.);

• метод «мозгового штурма» (применяется в процессе разработки новых товаров, новых технологий, там где необходимы не только аргументы, но и контраргументы);

• метод прогнозирования сценариев развития (применяется, например, при выявлении будущих действий конкурентов, потенциальных покупателей, движения товаров, рабочей силы; применяется в политических и военных исследованиях).

1.2. Функция планирования

Каждая организация, начиная свою деятельность, обязана четко представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы своей фирмы. В рыночной экономике собственники и менеджеры не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию о состоянии целевых рынков, конкурентах, собственных перспективах и возможностях, оценивать риск в достижении поставленных целей

Известный американский специалист в области планирования Рассел Акофф назвал разработку планов одной из самых сложных видов умственной деятельности, доступных человеку.

Планирование - это управленческая деятельность, заключающаяся в постановке целей, определении количественных и качественных и временных характеристик задач и ресурсов, обеспечивающих их достижение.


Результатом такой деятельности является план - комплексная информационная модель формирования желаемого будущего[5].

Назначение плана:

1. План - экономический прогноз.

2. План - инструмент управления фирмой.

3. План - основа для контроля. Основные характеристики планирования:

1. Горизонт планирования (planning time-frame) (плановый горизонт, период планирования) -

срок, на который составляется план, например, пять лет.

2. Период планирования - отрезки времени внутри этого срока, например, 1 год.

3. Глубина планирования — степень его детализации. Виды планирования:

Планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:

  • распределения ресурсов;
  • координации деятельности между отдельными подразделениями;
  • координации с внешней средой (рынком);
  • создания эффективной внутренней структуры;
  • контроля за деятельностью;
  • развития организации в будущем. Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

В общем, в процессе планирования можно выделить:

  • процесс целеполагания (определение системы целей);
  • процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;
  • процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.

Целеполагание - это процесс разработки системы целей, начиная от общих целей организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений. В результате получается дерево целей, которое лежит в основе всего процесса планирования.

Само по себе наличие цели еще не означает, что она будет достигнута, необходимо наличие соответствующих материальных, финансовых и людских ресурсов. При этом часто от количества этих ресурсов зависит уровень достижения цели. Так, например, для создания предприятия в определенной отрасли необходимы первоначальные вложения не менее млн рублей. Этот финансовый ресурс обязательно должен быть в наличии, и тогда будет обеспечено сочетание цели и средства ее достижения. Как результат координации появляются планы, в которых сочетаются мероприятия по достижению целей, сроки, средства и исполнители[6].


Для реализации процесса планирования также необходимо иметь налаженную организационную систему. Работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована эта работа, зависит результат. Даже самые идеальные планы не будут реализованы без соответствующей организации. Должна существовать исполнительская структура. Кроме того, у организации должна существовать возможность будущего развития, так как без этого организация будет разрушаться (если мы не развиваемся, значит, мы умираем). Будущее организации зависит от условий среды, в которой она работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация занимает в отрасли (регионе, стране).

Весь процесс планирования в организации разделяется на два уровня: стратегический и оперативный. Стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, оперативное планирование - это система управления организацией на текущий период времени. Эти два вида планирования соединяют организацию в целом с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации действий. Если брать организацию в целом, то планирование осуществляется в следующем порядке:

  1. Разрабатывается миссия организации.
  2. Исходя из миссии, разрабатываются стратегические ориентиры или направления деятельности (эти ориентиры часто называют качественными целями).
  3. Производится оценка и анализ внешней и внутренней среды организации.
  4. Определяются стратегические альтернативы.
  5. Выбор конкретной стратегии или пути достижения цели. Ответ на вопрос «что делать?».
  6. После установления цели и выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) основными компонентами формального планирования являются[7]:
  • тактика, или как добиться того или иного результата (ответ на вопрос «как делать?»). Тактические планы разрабатываются на основе выбранной стратегии, они рассчитаны на более короткий период времени (текущий момент), разрабатываются менеджерами среднего звена, результат такого планирования появляется быстро, и его легко соотнести с конкретными действиями работников;
  • политика, или обще руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей;
  • процедуры, или описание действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации;
  • правила, или что должно быть сделано в каждой конкретной ситуации.