Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Движение библиотечного фонда».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Работа библиотек, как и большинства учреждений культуры, в современных условиях претерпела ряд изменений. То, что раньше перерабатывалось и анализировалось вручную, сегодня получило новый импульс развития – с помощью аппаратно-программных возможностей персональных компьютеров.

Актуальность темы учета движений библиотечного фонда, заключается в том, что в настоящее время процессы автоматизации затронули не только производственную деятельность человечества, но и информационное пространство, в частности библиотеки. Сложно представить жизнь общества без компьютера и интернета.

Автоматизация библиотек позволила работникам библиотечной сферы избавиться от многих сложных процессов, что обеспечило наиболее быстрое, полное и качественное обслуживание пользователей информацией.

Целью данной курсовой работы, является создание базы данных для библиотеки, ведение учета сдачи и выдачи книг, формирование каталога книг (интерфейс программной части должен учитывать нормальную и удобную работу библиотекаря, более эффективное и быстрое обслуживания, увеличения трудоемкости, и в тоже время уменьшение времени на выполнение поставленной цели работы).

Курсовой проект проводится с целью:

1) систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

2) формирования умений применять теоретические знания при проектировании базы данных, разработке системы;

3) углубления теоретических знаний в вопросах учета сдачи и выдачи книг в библиотеке, управления библиотекой.

4) изучения и применения требований ГОСТ 34.601-90, ГОСТ 34.602-89.

1. Требования заказчика к системе

Полное наименование системы «Учет движений библиотечного фонда». Объектом автоматизации является рабочее место библиотекаря в университете.

Основная цель автоматизации - повышение эффективности работы библиотекаря за счет сокращения времени на обслуживание посетителей.

Проблемы заказчика:

• длительное время выполнения заказа (очередь абонентов).

• трудно отследить задолжников.

• небольшой книгооборот.

• субъективные ошибки при составлении отчетной документации.

Для решения проблем заказчика необходимо разработать автоматизированную систему, в функциональные возможности которой должны входить:


• автоматизировать учет библиотечного фонда (каталог книг).

• автоматизировать учет книгооборота на абонементе.

• автоматизировать ведение каталога.

• автоматизировать формирование отчетности по работе библиотеки.

• создание более удобного пользовательского интерфейса.

2. Правление проектом на основе анализа предметной области

Управление проектом АС «Учета движений библиотечного фонда» ведется в соответствии с ГОСТ 34.601-90, согласно которому управление проектом можно разделить на следующие пункты:

 Формирование требований заказчика (описаны в разделе 2 «Требования заказчика к системе»);

 Обследование объекта автоматизации;

 Разработка концептуальной модели;

 Разработка технического задания (описано в разделе 5 «Логическое проектирование»);

 Разработка рабочего проекта;

 Внедрение системы (производится в последствии на предприятии заказчика).

Составим план-график обследования деятельности библиотекаря, который представим в таблице 1.

Таблица 1

План-график обследования деятельности библиотекаря

Рабочее место

Бизнес - процесс

Рабочая документация

Исполнитель

Сроки

Библиотекарь

1) Регистрация пользователей. 2) Учет сдачи и выдачи книг. 3) Отслеживание задолжников. 4) Формирование каталога книг. Ввод данных о поступившей литературе.

Отчет о деятельности библиотеки, вся нормативная справочная документация по деятельности библиотеки.

Бурлаков В.А.

01.05.2011-09.06.2011

Изучив предметную область, можно ответить на несколько вопросов:

что лежит в основе автоматизируемой деятельности?

В основе деятельности библиотекаря университета лежит:

1) Проверка наличия книг по каталогу.

2) Выдача книг читателям.

3) Сдача книг, в положенные сроки.

4) Отслеживание задолжников.

5) Составление отчетов.

6) Ведение каталога книг.

- как это делается?

1) Библиотекарь производит поиск по каталогу необходимых читателю книг.

2) Осуществляет выдачу книг читателю, с определенным сроком сдачи книги в библиотеку.

3) При сдачи книги библиотекарь сверяет наименование книги и данные читателя, который ее брал.


4) При не сдачи, и не возврате книги в течении некоторого времени, начинается отслеживание.

5) При наступлении отчетного периода библиотекарь составляет отчеты о читателях, учете, и каталоге книг на данный момент.

6) При изменении информации о имеющейся книги или при поступлении новой книги библиотекарь вносит соответствующие изменения в каталог.

- кем это делается?

Деятельность осуществляется библиотекарем.

- когда это делается?

Деятельность библиотекаря осуществляется в рабочее время, оговоренное с директором.

- где происходит деятельность?

Внутри помещения, на территории университета.

- зачем это делается?

Для осуществления деятельности работы в библиотеке университета и для поддержания ее функционирования.

Итак, бизнес - компонентами автоматизации объекта, являются:

• Каталог пользователей

• Каталог книг

• Учет книг

• отчетность

• персонал

Бизнес-процессами автоматизации объекта, являются:

• Регистрация пользователей

• Учет сдачи и выдачи книг

• Отслеживание задолжников

• Формирование каталога книг

• Ввод данных о поступившей литературе

Бизнес-правила:

• Пользователи регистрируются

• Книга у читателя хранится не более 3 дней

• При не сдачи книги, и при ее не возврате в течении положенного времени, начинается отслеживание

• Обновление каталога книг, при поставке новых

• Редактирование каталога книг.

3. Описание постановки задачи

3.1 Функциональная структура системы

Функциональная схема АС «Учета движений библиотечного фонда» представлена на рис. 1.

Рисунок 1 - Функциональная схема АС «Учета движений библиотечного фонда»

Данная функциональная структура помогает определить основные функции и задачи библиотекаря.

Функция 1 - «Учет сдачи и выдачи книг» - предназначена для поиска книг по каталогу и работы с читателями.

Функция 2 - «Формирование каталога» - Предназначена для внесения изменений в каталог книг.

Функция 3 - «Отслеживание задолжников» - Предназначена для поиска задолжников.

Функция 4 - «Отчеты» - Предназначена для оформления различного рода отчетности.


Функция 5 - «Защита информации» - предназначена для защиты данных от несанкционированного доступа.

3.2 Характеристика комплекса задач

Задача 1.1 - «Поиск кн’иг по каталогу» - П’редоставляет резул’ьтаты поиска кн’иг по каталогу на экран.

Задача 1.2 - «Работа с читателями» - Включает в себя регистрацию новых читателей и учет сдачи и выдачи кн’иг.

Задача 2.1 - «Редактирован’ие информации о кн’игах» - П’редназначена для внесен’ия изменен’ий о кн’игах в каталоге.

Задача 2.2 - «Добавлен’ие новых кн’иг» - П’редназначена для добавлен’ие информации п’ри поступлен’ии о новых кн’игах в каталог.

Задача 2.3 - «Удален’ие кн’иг» - П’редназначена для удален’ия информации о списан’ных кн’игах в каталоге.

Задача 3.1 - «Поиск задолжн’иков» - П’редназначена для отслеживан’ия задолжн’иков.

Задача 4.1 - «Выдача отчета по сдачи и выдачи кн’иг» - П’редназначена для выдачи отчета по учету сдачи и выдачи кн’иг.

Задача 4.2 - «Выдача отчета каталога кн’иг» - П’редназначена для выдачи отчета по каталогу кн’иг.

Задача 4.3 - «Выдача отчета о читателях» - П’редназначена для выдачи отчета по читателям кн’иг в библиотеки.

Задача 5.1 - «Ввод логина и пароля» - П’редназначена для входа пол’ьзователя в систему.

3.3 Выходная информация

Таблица 2

Выходная информация

ID

Наименован’ие

Вид п’редставлен’ия

Задача или операция

Период выдачи

Получател’ь

П1

Резул’ьтат поиска

Экран’ные формы

П’редоставляет информацию о найден’ной кн’иги

По требован’ию

Библиотекар’ь

П2

Работа с читателями

Экран’ные формы

П’редоставляет регистрацию читателей и учет кн’иг

По требован’ию

Библиотекар’ь

П3

Формирован’ие каталога

Экран’ные формы

Редактирован’ие каталога кн’иг

По требован’ию

Библиотекар’ь

П4

Отслеживан’ие задолжн’иков

Экран’ные формы

П’редоставляет информацию о задолжн’иках

По требован’ию

Библиотекар’ь

П5

Отчеты по сдачи и выдачи кн’иг

Экран’ные формы / бумажные носители

П’редоставлен’ие отчетности по учету сдачи / выдачи кн’иг.

По требован’ию

Библиотекар’ь

П6

Отчеты по каталогу кн’иг

Экран’ные формы / бумажные носители

П’редоставлен’ие отчетности по существующему каталогу кн’иг.

По требован’ию

Библиотекар’ь

П7

Отчеты о читателях

Экран’ные формы / бумажные носители

П’редоставлен’ие отчетности о читателях.

По требован’ию

Библиотекар’ь


3.4 Входная информация

Входная информация п’редназначена для занесен’ия и накоплен’ия необходимых дан’ных в базе дан’ных АС «Учета движен’ий библиотечного фонда». Входные сообщен’ия указаны в таблице 3.

Таблица 3

Входная информация

ID

Наименован’ие

Формат получен’ия

Сроки

Источн’ик

В1

Дан’ные о поступивших кн’игах

Бумажные документы

По требован’ию

Поставщик

В2

Дан’ные читателя

Устные дан’ные

По требован’ию

Читател’ь

3.5 Структурные единицы входной и выходной информации

Перечен’ь структурных един’иц входной и выходной информации п’редставлен в таблице 4.

Таблица 4

Перечен’ь структурных един’иц входной и выходной информации

Наименован’ие

Описан’ие

ID

Инвентарный номер

Ун’икал’ьный код кн’иги

П1, П2, П3, П4, B1

Регистрацион’ный номер

Ун’икал’ьный номер читателя

П4, П7, B2

Автор

Наименован’ие автора кн’иги

П1, П3, П6, B1

Тип

Рубрика кн’иг

П1, П3, П6, B1

Назван’ие

Наименован’ие кн’иги

П1, П3, П6, B1

Год издан’ия

Год выпуска кн’иги

П1, П3, П6, B1

Издател’ь

Издател’ьство кн’иги

П1, П3, П6, B1

Количество стран’иц

Количество стран’иц в кн’иги

П1, П3, П6, B1

Фамилия

Фамилия читателя

П2, П4, П7, B2

Имя

Имя читателя

П2, П4, П7, B2

Отчество

Отчество читателя

П2, П4, П7, B2

Группа

Группа в которой обучается

П2, П4, П7, B2

Адрес

Место п’рописки

П2, П4, П7, B2

Телефон

Контактный телефон

П2, П4, П7, B2

Дата

Дата поступлен’ия кн’иги

П3, B1