Файл: Система источников предпринимательского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Десять лет назад в Российской Федерации развернулась интенсивная законотворческая деятельность, направленная на правовое регулирование предпринимательства. В настоящее время сформировалась система законодательных актов, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, определяющих общие условия порядка предпринимательской деятельности и порядок этой деятельности в отдельных сферах (страхование, банковская деятельность, правовое регулирование организации и функционирования топливно-энергетического комплекса (ТЭК) РФ (энергетическое право), рекламный бизнес и т.д.). Законодательство о предпринимательстве включает в себя значительную часть законов разной отраслевой принадлежности. Рыночная экономика испытывает большую потребность в правовом регулировании, нежели административно-командная экономическая система. Регулируя предпринимательскую деятельность, государство стремится установить правовые основы единого для всей Российской Федерации рынка. В этих целях принимаются не только кодифицированные законы, где сосредоточиваются в основном однородные правовые нормы, образующие одну отрасль права, но и законы, содержащие нормы разных отраслей права, другие нормативно-правовые акты и регуляторы хозяйственных отношений.

Новизна в общих подходах к пониманию правовых основ предпринимательской деятельности не может перекрыть потребности в детальном и глубоком изучении как роли и места источников предпринимательского права, так и их системы и особенно отдельных видов.

Задачи, связанные с формированием гражданского общества и правового государства в России, заставляют по-новому взглянуть на многие ставшие привычными правовые понятия, в том числе и на те источники, в которых отражается государственно-властная воля, на предмет их соответствия современному этапу развития российской экономической системы.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблема источников права всегда была в сфере научных интересов исследователей. В общетеоретическом плане данной или смежными проблемами занимались А.Ф. Шебанов, Б.В. Шейндлин, С.Ф. Кечекьян, Т.В. Гурова, Г.И. Муромцев, Л.С. Зивс, С.А. Иванов, B.C. Нерсесянц и другие. В советский период издавались индивидуальные и коллективные монографии, посвященные отдельным проблемам источников права, но в силу идеологического монизма диапазон таких исследований был ограничен. Проблема источников в предпринимательском праве часто становилась предметом отдельных исследований, которые не могли не затрагивать отдельных сторон общетеоретических проблем источников права. Однако на сегодняшний день в науке предпринимательского права отсутствует специальное исследование, посвященное данной проблематике. В основном о системе источников предпринимательского права как о комплексном явлении упоминается только в учебных пособиях. Вместе с тем, в последние годы проявился всплеск интереса к отдельным видам источников предпринимательского права, в том числе и к так называемым "нетрадиционным" - обычаям делового оборота, судебной практике и др. Среди исследований, посвященных этому аспекту источников предпринимательского права, можно выделить работы Т.С. Мартьянова, Г.О. Коваля , Т.В. Кашаниной , В.Ф. Яковлева и др. Вместе с тем, ряд важных аспектов проблематики, связанных с источниками предпринимательского права, несмотря на их первостепенную методологическую, научную и практическую значимость, до сих пор остается мало исследованным.


Актуальность избранной темы исследования и недостаточность ее разработанности определили цели и задачи исследования.

Основная цель исследования заключается в том, чтобы на основе учета достижений правовой науки, опыта исследования соответствующих правовых норм определить систему источников предпринимательского права.

Исходя из цели дипломного исследования, определены следующие его задачи:

1) изучить общетеоретическое понятие "источника права";

2) выявить особенности системы источников предпринимательского права как строгой иерархической структуры;

3) определить основные черты конституционно-правового регулирования предпринимательского права;

4) установить особенности иных источников ;

Объектом работы выступают теоретико-правовые положения и подходы к формированию системы источников предпринимательского права.

Предметом исследования является комплекс правовых норм, которые устанавливают правовой режим предпринимательской деятельности, статус её участников.

Методологической основой работы является общенаучный диалектический метод познания, позволяющий рассматривать систему источников предпринимательского права как динамическую категорию, зависящую от экономических, правовых и социально-политических факторов в определенную историческую эпоху. Также были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения, сравнительно-правовой и формально-логический методы.

Нормативной правовой основой исследования являются Конституция Российской Федерации 1993 г., законодательные акты Российской Федерации как общего характера (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и др.), так и специального характера, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и иные подзаконные акты федерального уровня, акты органов судебной власти.

Структура работы обусловлена предметом исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1 Общий анализ источников предпринимательского права


1.1 Исторический аспект правового регулирования предпринимательства в России

Исторический подход к рассмотрению правовых категорий (явлений) раскрывает причины возникновения и закономерно­сти развития, качественные изменения и природу данных явлений. Представители школы сравни­тельного правоведения Р. Давид и К. Жоффре- Спинози приводили пример такого исторического факта, когда при принятии новых источников права (законов, декретов, указов) учитывались итоги сравнительного анализа исторически дей­ствующих норм права. К примеру, древнерим­ские Законы 12 таблиц 451-450 гг. до н.э. возникли в резуль­тате изучения законов городов Великой Греции 10 децемвирами с консульской властью для написания законов. Ш. Монтескье, разви­вая идеи правового государства, часто прибегал к сравнительному анализу права Древнего Рима и Греции, древних германцев и франков[1].

Процесс развития предпринимательского права в России можно разделить на три периода: досоветский, советский и постсоветский. Каж­дый из данных периодов характеризуется особым подходом государства к вопросу регулирования хозяйственной деятельности, а также содержит в себе отдельные этапы, требующие глубокого на­учного анализа, способного дать оценку задачам государства, потребностям гражданского обще­ства и состоянию экономики. Предлагается дать краткое описание каждого этапа.

Досоветский (царский) период. Выделяются два этапа развития торгового права данного пе­риода: древнерусский, который начался с обра­зования Древней Руси вплоть до Петра I (Х — ко­нец XVII в.), и затем имперский, завершившийся Октябрьской революцией (1917 г.).

В период Древней и царской Руси развива­лось торговое право. Столицей древнерусского государства стал Киев, через который проходили торговые пути. Известный путь «из варяг в гре­ки» был водным путем из Балтийского моря че­рез Восточную Европу в Византию.

Как справедливо отмечал Н.Л. Дювернуа, младенческому состоянию общества свойствен­но господство обычного права, и постепенный переход к другим формам права не отменял значение прежних. Первое упоминание норм торгового права встречается в международных договорах Древней Руси с Византией (907, 911, 944 и 971 гг.) и Русской Правде (писанном право­вом обычае). Нормы права, регулирующие про­фессиональную торговую деятельностью купцов того времени, не составляли особых разделов о торговле и были в общей массе норм вместе с нормами гражданского права. Так, например, Русская Правда в различных ее редакциях (кра­ткой, пространной, сокращенной) содержала нормы о порядке заключения сделок и взыска­ния долгов по торговым сделкам.


Нормы о торговле можно встретить в Двин­ской уставной грамоте — Уставной грамоте ве­ликого князя Василия Дмитриевича Двинской земли (1397 г.), Новгородской судной грамоте (1440 г. и 1471 г.) и Псковской судной грамоте (1467 г.), затем Судебнике Казимира IV (1468 г.), Судебнике (1497 г.), Судебнике Ивана IV Грозно­го (1550 г.) и Соборном Уложении (1649 г.). Тор­говая деятельность того времени носила сослов­ный характер, занимались ей преимущественно купцы[2].

Советский период развития хозяйственного права начинается после Октябрьской револю­ции 1917 г. вплоть до 90-х гг. ХХ в. Не вдаваясь в исторические детали, для простоты усвоения хронологии развития хозяйственного права дан­ный период можно условно разделить на следу­ющие этапы:

-военный коммунизм (революционные годы),

-новая экономическая политика (НЭП),

-сталинские годы,

-хрущевская оттепель,

-период застоя,

-перестройка и распад СССР.

Последнее время «советский опыт» не­оправданно критикуется. А ведь именно в это время были разработаны эффективные методы государственного регулирования народного хо­зяйства, о механизмах которых мы в последнее время все чаще говорим как об инструменте ста­билизации экономики.

Становление науки хозяйственного права начиналось в 20-х гг. ХХ в. Отграничение граж­данского и хозяйственного права приобретало более четкие грани. Как отмечал И.А. Исаев, «в проблемах хозяйственного права наиболее рельефно отражались важнейшие аспекты эко­номической политики государства и ситуация в «смешанном», многосекторном базисе». Хо­зяйственное законодательство рассматривалось как основа регулирования народного хозяйства, включая социалистические производственные отношения.

Для отказа от «пережитков» царского про­шлого закрепляется ограничение права на судебную защиту по гражданским спорам, возникшим до 07.11.1917, а споры по граж­данским правоотношениям, возникшим в про­межуток времени от 07.11.1917 до введения в действие Гражданского кодекса РСФСР, ре­гулируются законами, действовавшими в мо­мент их возникновения (п. 2 и 3 постановления ВЦИК от 11.11.1922 «О введении в действие Гражданского кодекса РСФСР»)[3].

Конституция (Основной Закон) РСФСР — России (1978 г.) провозглашает защиту всех форм соб­ственности и вместе с этим указывает на существу­ющие законные ограничения свободы экономиче­ской деятельности исходя из общественных интере­сов (ст. 10). Задачей государственного регулирова­ния экономики выступает обеспечение интересов гражданского общества и государства в целом.


Итак, на протяжении 60 лет ХХ в. экономика страны, основанная на государственной соци­алистической собственности, регулируется со­ветским хозяйственным законодательством — ведущей отраслью советского права, в развитие чего принимается постановление ЦК КПСС, Со­вмина СССР от 25.06.1975 № 558 «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйствен­ного законодательства» Подчеркивается роль хозяйственного законодательства в повышении эффективности общественного производства, укреплении социалистической законности и госу­дарственной дисциплины.

Постсоветский (современный) период. Со­временную стадию развития экономических от­ношений, согласно теории К. Маркса об обще­ственно-экономических формациях, можно обозначить как капиталистическую, характери­зующуюся наличием наемного труда и частной собственности на средства производства. Ины­ми словами, стала развиваться рыночная эконо­мика, характеризующаяся многообразием форм собственности, свободой предпринимательства, свободным ценообразованием и ограниченным вмешательства государства в экономические процессы.

Интересным был тот факт, что стержень со­ветского правоведения — позитивизм-норма­тивизм до настоящего времени оказывает свое воздействия на правосознание ученых. Более того, следует учитывать, что политики и руково­дители страны, подписавшие Беловежское со­глашение, участвовавшие в перевороте 1993 г. и становлении «нового» рыночного государства, сами были «плодами» и верными последовате­лями советского режима, от которого в одноча­сье отказались.

Государственное регулирование экономики осуществляется исключительно в целях стаби­лизации гражданского оборота, обеспечения балансов интересов хозяйствующих субъектов и защиты интересов граждан.

Историческим актом о предпринимательстве в период перестройки выступил Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и пред­принимательской деятельности». С его приня­тием акты о хозяйственной деятельности стали именоваться «актами о предпринимательстве», и выделилось коллективное и индивидуальное предпринимательство. Данным законом закре­пляется содержание предпринимательской дея­тельности (ст. 1), которое не изменилось и по сей день (ст. 2 ГК РФ). Представителями науки хозяй­ственного права предлагается использовать де­финицию «предпринимательское право»[4].

Понимая необходимость правового обе­спечения предпринимательства в период пере­стройки, М.С. Горбачев своим Указом Президен­та СССР от 26.09.1991 № УП-2630 «О создании Совета по предпринимательству при Президен­те СССР», в целях содействия развитию пред­принимательской деятельности и формирова­нию рыночной структуры хозяйственных связей в рамках единого экономического пространства, учета интересов деловых кругов при осущест­влении экономических реформ и защиты их прав, создает Совет по предпринимательству при Президенте СССР.