Файл: Система источников предпринимательского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Свобода конкуренции и ограничение монополий. Развитие экономических отноше­ний возможно при обеспечении их правовыми средствами «здоровой» конкуренции, то есть состязательности хозяйствующих субъектов, при которой каждый пытается эффективно реали­зовывать свою продукцию посредством повы­шения качества товара, снижения цены, увели­чения потребительских свойств товара, гаран­тийных сроков обслуживания и сроков службы товара, иными экономическими факторами.

Перед каждым государством в части внутрен­ней экономической политики стоит задача обе­спечения конкурентной среды на рынке. В зару­бежной истории встречаются акты, закрепляющие жесткие последствия нарушения правил конку­ренции. Так, антитрестовский закон Шермана — Закон США, направленный на защиту торговли и коммерции от незаконных ограничений и монопо­лий (1890 г.), стал одним из первых исторических актов, позволивших запрещать монополии и сни­мать ограничения свободы конкуренции. Данным актом была закреплена уголовная ответственность за трестовый сговор на рынке.

Достижение данных целей обеспечивается ст. 8 и 34 Конституции РФ, которыми поддер­живается конкуренция и не допускается эко­номическая деятельность, направленная на монополизацию рынка. Видится, что не нужно толковать буквально данный принцип. Моно­полии существуют и всегда будут существовать в определенных сферах экономики, в частности естественные монополии (РЖД, транспорти­ровка нефти по трубным магистралям и т.д.) и легальные государственные монополии (про­изводство военного оружия, печать денежных банкнот и монет и др.). Однако государство соз­дает правовые механизмы регулирования таких монополий и контролирует исполнение требо­ваний в целях недопущения нарушения законо­дательства и прав третьих лиц.

  1. Плюрализм и равная защита всех форм собственности. Распад Советского Союза у мно­гих ассоциируется с изменением имущественной основы экономики, фундамент которой ранее со­ставляла государственная собственность, а затем стало возможным использование частного капи­тала в экономической деятельности. В Конститу­ции РФ много норм направлено на обеспечение частной собственности и множественности форм собственности в целом (ст. 8, 9, 34 и 35). Переход к развитию частного сектора экономики сопрово­ждался принятием Законов РСФСР от 14.07.1990 «О собственности на территории РСФСР», от 24.12.1990 «О собственности в РСФСР» и Зако­на РФ от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», которыми закрепля­лось: имущество может находиться в частной, го­сударственной, муниципальной собственности; право собственности признается и охраняется за­коном; возможно приобретение у государства в частную собственность предприятий, оборудова­ния, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий, долей (паев, акций) государства в капитале акционерных обществ (товариществ).

Исследуя существующий нормативный мас­сив источников предпринимательского права, В.К. Андреев приходит к справедливому выводу об ошибочности признания ГК РФ экономиче­ской конституцией (наряду с другими кодексами и иными законами), поскольку в ряде существен­ных положений кодекс отходит от прямых «ука­заний» Конституции РФ и даже противоречит сути ряда ее положений. В частности, конститу­ционная дефиниция «частная собственность» в кодексе изменяется на «собственность граждан и юридических лиц»[13].

Обеспечение многообразия форм собствен­ности является основой капиталистической мо­дели экономики, важную роль в которой «игра­ют» частная собственность на средства произ­водства и свобода конкуренции. Очевидно, что хозяйственную инициативу субъекта предпри­нимательства может обеспечить собственный капитал, необходимый для ведения предпри­нимательской и иной экономической деятель­ности. Содержание ст. 2 ГК РФ продолжает идею заложенного в ст. 8, 9, 34 и 35 Конституции РФ признака имущественной основы предпринима­тельства, без которого невозможно осуществле­ние экономической деятельности.

  1. Единое экономическое пространство.

Экономическое пространство страны определя­ется территориальными границами Российской Федерации. Согласно ст. 8 Конституции РФ в России гарантируются единство экономическо­го пространства, свободное перемещение това­ров, услуг и финансовых средств. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещают­ся на всей территории РФ (п. 5 ст. 1 ГК РФ). От­сутствие экономико-территориальных барьеров между субъектами РФ является фундаментом создания экономической целостности и сувере­нитета России и обязательным условием разви­тия предпринимательства.

Не является нарушением принципа единого экономического пространства существование в России особых экономических зон[14] и зон терри­ториального развития[15]. Данные территории РФ (территории субъектов федерации) создают допол­нительные благоприятные условия для осуществле­ния экономической деятельности, включая меры государственной поддержки и экономического сти­мулирования, в целях развития экономики региона. Скажем, это является балансированием инвестици­онного климата в стране с учетом особенности эко­номической карты России.

  1. Сочетание частноправовых и публично-пра­вовых начал предпринимательства. Данный прин­цип предпринимательского права является для от­расли уникальным и определяющим для отграни­чения от других отраслей российского права (граж­данского, административного, трудового и т.д.).

Роль предпринимательского права в России за­метно стала возрастать при выборе руководством страны курса на развитие экономики. Особенно в кризисных ситуациях стало заметно действие норм предпринимательского права (мировой фи­нансово-экономический кризис 2008 г., лесные пожары в России 2005 г., экономический кризис в России 1998 г., авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 г., авария на шахте «Ульяновская» в Кемеров­ской области в 2007 г. и другие примеры).

Одному из ярких представителей «третьей» научной школы[16] хозяйственного (предприни­мательского) права — академику В.В. Лаптеву — удалось наглядно подчеркнуть современное со­стояние реального сектора экономики с позиции роли предпринимательского права в управлении и регулировании экономических, в том числе пред­принимательских, отношений. Стабильность развития экономических отношений, которые в условиях конституционной свободы осуществле­ния предпринимательской деятельности нередко отождествляются исключительно с правом (а не обязанностью), возможна только посредством установления правовых «рамок» поведения участ­ников рынка.

Сочетание диалектических подходов (частных и публичных) в экономических отношениях под­черкивается теорией конвергенции, предложен­ной Н.М. Коршуновым, содержание которой сви­детельствует о смешении двух подходов в единую уникальную норму права, которую нельзя отнести исключительно к частной или публичной сферам.

Экономические отношения не основаны только на частном интересе (диспозитивном методе) и не выстраиваются по принципу власти — подчинения (императивного метода), а основаны на балансе и единстве сочетания частноправовых и публично­правовых начал регулирования предприниматель­ства. При этом одновременно учитываются интере­сы государства, общества в целом и самих предпри­нимателей. Например, по указанию руководства страны российский военно-промышленный ком­плекс по ряду направлений перепрофилируется и становится социально ориентированным.

  1. Государственное регулирование пред­принимательства. В условиях смешанной эко­номики предпринимательские отношения приобретают качественно новый характер. Со­стязательность (конкуренция) хозяйствующих субъектов проявляется во всех направлениях экономической деятельности (в производстве, распределении и продаже продукции). Декла­рируется государственная поддержка малого и среднего бизнеса. При таких обстоятельствах очевидна необходимость регулирования эконо-

Библиография: мической деятельности для обеспечения и за­щиты интересов всех участников рынка.

Принцип саморегулирования рынка («шоко­вой терапии»), при которой рынок регулируется «невидимой рукой», и провозглашение тезиса: «все, что не запрещено законом, — разрешено», показал неминуемые катастрофические послед­ствия и пороки отсутствия регуляторов рынка.

Объективным и справедливым регулятором становится государственное регулирование эко­номики. Это выражается во всех направлениях экономической деятельности, начиная с созда­ния хозяйствующего субъекта (государственной регистрации), установления требований к пред­принимательской деятельности, регулирования самой экономической деятельности, распреде­ления ее финансово-хозяйственных результатов (выплата дивидендов, уплата налогов и сборов и т.д.) и заканчивая прекращением деятельно­сти (ликвидацией либо банкротством).

В правовой доктрине в качестве принципов предпринимательского права дополнительно вы­деляют принципы свободы договора (В.С. Белых), защиты экономических интересов хозяйствую­щих субъектов и поощрения предприимчивости в хозяйствовании (В.С. Мартемьянов), ограничения вмешательства государственных органов в хо­зяйственные отношения (Г.Л. Знаменский) и др.

С учетом положений Конституции РФ, внеш­них и внутренних функций государства в части развития экономических отношений в России можно сформулировать следующие основные цели отрасли предпринимательского права: обе­спечение развития экономики страны, стабили­зация финансовой системы, регулирование эко­номики, защита прав участников рынка, защита потребителей и экологическая безопасность.

2.2 Источники гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности

Гражданское право опосредствует отношения рыночного, предпринимательского характера. Непосредственными участниками и сторонами в этих отношениях выступают субъекты предпринимательской деятельности.

Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, а также некоторые личные неимущественные отношения. Имущественные отношения - это отношения, связанные с принадлежностью имущества конкретным лицам или с переходом имущества от одних лиц к другим. Личные неимущественные отношения - это отношения авторства на произведения и изобретения, присвоение фирменных наименований, защита чести, достоинства и деловой репутации.


Комплекс предпринимательских имущественных отношений служит важным элементом предмета гражданского права. Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового регулирования и их участия в обязательствах.

Гражданское право регулирует порядок заключения и исполнения различных договоров, вопросы наследования, авторства, изобретательства, жилищные отношения. Главная особенность гражданского права заключается в том, что оно регулирует отношения между равноправными и независимыми субъектами, которые вступают в отношения между собой по собственной воле. Гражданское право - это регулятор рыночных отношений.

Гражданское право вместе с другими сложившимися отраслями права способны в полной мере регулировать предпринимательский агропромышленный сектор. Нормы, регулирующие предпринимательство - деятельность по систематическому получению прибыли, - органично слиты с гражданским правом и неотделимы от него.

Гражданское право - не единственная отрасль права, регулирующая имущественные отношения. Некоторые из этих отношений регулируются другими отраслями частного и публичного права.

Среди источников предпринимательского права особую значимость имеет Гражданский кодекс РФ, который регулирует имущественные отношения рынка, определяет основные права и обязанности предпринимателей и является основой для последующего формирования законодательства РФ в сфере предпринимательства в АПК и защиты имущественных прав граждан.

В условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ и услуг расширяется сфера предпринимательской деятельности. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг гражданами и юридическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном порядке.

Это определение, даваемое в п. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК), отражает шесть признаков предпринимательской деятельности:

1)   ее самостоятельный характер;

2)   осуществление на свой риск, т. е. под собственную ответственность предпринимателей;

3)   цель деятельности - получение прибыли;