Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Акциз – это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, это индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень. Акцизы имеют древнюю историю. В России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли, потому были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. Например, до революции в России существовали табачный, спичечный, нефтяной и сахарные акцизы. В 20-е годы, акцизами облагались соль, сахар, керосин и спички. В СССР акциз использовался в период новой экономической политики, что обусловливалось острой нуждой государства в денежных средствах. После распада СССР в России вновь введена система акциза.
Становление современной российской налоговой системы, а также процесс активного законотворчества в сфере налогообложения в течение последних нескольких лет вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений.
Система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление значительной части финансовых ресурсов государства. Применительно к акцизам сегодня как нельзя более справедливо утверждение о том, что косвенные налоги давно уже зачастую вовсе не законы об обложении в чистом виде, а законы о регулировании производства и потребления; и социально-политические задачи, ставящиеся перед косвенными налогами, нередко определяют собой строй этих налогов. Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных способов налоговых изъятий в виде акцизов; требует исследования сущности этих налоговых платежей, обусловленной единством экономической и правовой природы косвенных налогов.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы.
Цель курсовой работы - исследовать сущность, современного состояния и перспектив развития акцизного налогообложения в России. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
рассмотреть историю возникновения акцизов;
рассмотреть социально-экономическую природу акцизов и их необходимость;
рассмотреть зарубежный опыт применения акцизов;
исследовать действующее акцизное законодательство России и рассмотреть прогноз на 2015 - 2016 годы;
исследовать значимость роли акцизов в Консолидированном бюджете Российской Федерации;
исследовать перспективы совершенствования акцизного налогообложения.
Объектом исследования в данном курсовом проекте выступают социально-экономическая сущность, роль акцизов в налоговой системе и Федеральном бюджете Российской Федерации.
Предмет курсовой работы составляет действующая система налогообложения акцизов в Российской Федерации.
Методы исследования: описание, измерение, сравнение.
Методологической основой служат: методы системного, логического, сравнительного, синтеза, методы наблюдения. Информационной базой исследования являются: нормативно - правовые документы, материалы статистических данных, периодические издания, материалы зарубежных и отечественных экономистов, информация в сети Интернет.
1. Становление российского акцизного законодательства
1.1 История возникновения акцизов
Сущность и природа акцизов сходна с налогом на добавленную стоимость. Отличительной особенностью индивидуальных акцизов является то, что ими облагается вся стоимость реализованных подакцизных товаров (либо весь объем реализованной или полученной продукции в натуральном выражении). Причем перечень подакцизных товаров устанавливается государством [19].
В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенным налогообложением. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России не облагались импортируемые товары - они подлежали обложению таможенными пошлинами. Акцизом облагались только предметы, выделываемые и продаваемые частными лицами [18].
В конце XIX - начале XX в. Объектами акцизного обложения были:
свеклосахарное производство;
крепкие напитки;
табак;
осветительные нефтяные масла;
зажигательные спички.
До 1 января 1881 г. существовал акциз с соли.
По росписи 1889 г. поступления по видам акцизов составляли: со свеклосахарного производства - 17,2 млн.руб., питейный доход - 256,9 млн.руб., с табака - 26,2 млн.руб., с осветительных масел - 8,0 млн.руб.
Акциз со свеклосахарного производства впервые был введен в 1848 г. Акциз исчислялся по количеству суточной добычи, в зависимости от процентного (норма 3%) содержания сахара в свекловице и от числа емкости силы снарядов и составлял от 90 до 60 копеек с пуда пробеленного песка. В связи с усовершенствованием производства сахара и повышением норм выходов песка из свекловицы и норм работы снарядов в 1864 г. установлено вместо одной три нормы (4,5, 5 и 6%) и акциз был понижен до 20 коп.
По правилам 1872 г. все заводы были разделены по местоположению, устройству и различию снарядов и соответственно этому делению были установлены новые нормы выходов. Правилами 12 мая 1881г. была установлена обязательная фабричная отчетность (фабричные книги и журналы) для производителей сахара. Причитающийся акциз вносился в казначейства в три срока (1 июня, 1 сентября, 1 декабря) по третям. На оставшуюся недоимку начислялась пеня за каждый месяц по 2%. Акциз за вывезенный за границу сахар возвращался. Акциз с крепких напитков взимались по Уставу о питейном сборе от 4 июля 1861 г. По этому уставу сбор с крепких напитков состоял из: патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены:
спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы и других припасов;
спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов;
портер, вино всех родов и мед;
брага, приготовляемая на особо устроенных заводах.
Не подлежали обложению:
спирт и вино, вывозимые за границу;
виноградное вино, уксус и медовый квас;
осветительный спирт;
еврейское изюмное (розенковое) вино.
Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирта из подвалов в продажу.
Акциз с пива исчислялся «по силе и продолжительности действия заводов» и вносился вперед за все назначенные в объявлении заводчика дни; с меда - по вместимости котлов и числу дней варки. Акциз с пива взимался в размере 30 копеек с ведра емкости заторного чана. Сверх того, с пивоваренных заводов взимался патентный сбор. Варение пива в котлах и корчагах для домашнего употребления без возведения для того построек было разрешено лишь в монастырях и деревнях.
Акциз с дрожжей взимался в размере 10 копеек с фунта дрожжей внутреннего производства и 14 копеек с фунта дрожжей, привозимых из-за границы. Патентный сбор взимался в размере 10 руб. с завода для приготовления хлебных прессованных дрожжей, без винокурения, и 18 руб. с завода для пивных дрожжей.
Акциз с табака. Уставом 1861 г. был учрежден контроль над продажей и развозкой сырого табака. Приготовление табачных изделий, возможно было лишь на фабриках. Приготовление этих изделий для домашнего употребления разрешалось табаководам, но без употребления других орудий, кроме обыкновенного ножа, и хозяевам квартир без приглашения для этого рабочих. Желающий открыть фабрику должен был предоставить в акцизное управление ее план и подробное описание.
Взимание акциза производилось посредством бандеролей, которые отпускались лишь лицам, имеющим патент на фабрику. В 1887 г. был установлен следующий тариф бандерольного обложения: курительный табак за 1 фунт 1-го сорта - 90 коп.; 2-го - 48 коп.; 3-го - 30 коп.; папирос 1 сорта - 20 коп.; 2-го сорта - 9 коп.
Акциз с осветительных масел был установлен в 1872 г. как акциз с «фотогенного производства» по 27 коп. с пуда, исчисленного по емкости перегонных кубов, но в 1877г. отменен. С 15 января 1888г. акцизом были обложены все продукты из нефти. При экспорте нефтяных масел акциз «слагался» (подлежал возврату или зачету). Акциз с зажигательных спичек первоначально был введен в 1849г. в размере 1 руб. с 1000 штук в городской доход (производство спичек допускалось только в столицах), а в 1860г. акциз был отменен. Налог вновь вводится в 1888г. Доход казны состоял из патентного сбора со спичечных фабрик и акциза, взимаемого посредством бандероля. Экспортируемые спички перевозились без обложения акцизом, но должны были снабжаться акцизного надзора [7].
Впоследствии акцизы взимались на основании Федерального закона от 17.03.1996 № 23-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об акцизах»», в соответствии с которым вся прежде система исчисления и взимания акцизов была коренным образом реформирована. Объектами обложения стали: этиловый спирт, спиртосодержащая продукция (за иск. денатурированной), алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, бензин автомобильный, легковые автомобили, а также отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ [3].
С 1 января 2001г. введена новая система взимания акцизов, которая определена главой 22 «Акцизы» Налоговый Кодекс Российской Федерации (далее НК РФ).
Многие акцизы утратили силу, например, акцизы с зажигательных спичек, с дрожжей, с пива, остались акцизы с тех товаров, на которые с годами спрос только возрастает (алкогольная продукция, табачные изделия, нефтепродукты) [2].
1.2 Социально-экономическая сущность и необходимость акцизов
Налогообложение подакцизных товаров, производимых и реализуемых в Российской Федерации (далее РФ), регламентируется главой 22 НК РФ. В соответствии с этим документом акцизами облагаются: товары, произведенные на территории РФ: все виды спирта, спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, легковые автомобили и мотоциклы мощностью двигателя свыше 112,5 кВт, дизельное топливо, автомобильный бензин, моторные масла, прямогонный бензин (то есть бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, угля и другого сырья) [1].
Согласно статье 179 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, которые провозят товары через таможенную границу Российской Федерации [1].
Согласно статье 182 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:
реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров;
передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому на возмездной или безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате;
продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов конфискованных или бесхозных подакцизных товаров, подакцизных товаров от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность;
передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику этого сырья;
передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства не подакцизных товаров за исключением прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации имеющей свидетельство о регистрации лица совершающего операции с прямогонным бензином, передача денатурированного этилового спирта;
передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
ввоз товаров на таможенную территорию РФ;
передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный капитал организации;
передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
получение денатурированного этилового спирта организацией имеющей разрешение на производство не спиртосодержащей продукции;