Файл: Цель и задачи налогового учета (Необходимость возникновения налогового учета в управлении налогами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Д. Регистры учета доходов

ДР. Регистры учета доходов от реализации ДВР. Регистры учета внереализационных доходов

ДНУ. Регистры учета доходов, не учитываемых в целях налогообложения

Р. Регистры учета расходов

PP. Регистры учета расходов от реализации

РРп. Регистры учета прямых расходов

РРп-м. Регистры учета материальных затрат

РРп-т. Регистры учета прямых трудозатрат

РРп-а. Регистры учета амортизационных затрат

РРк. Регистры учета косвенных расходов

РРк-н. Регистры учета обычных косвенных расходов

РРк-к. Регистры учета капитализируемых расходов

РРк-р. Регистры учета резервов РВР. Регистры учета внереализационных расходов

РНУ. Регистры учета расходов, не учитываемых в целях налогообложения [11]

Как можно заметить, приведенная структура не зависит от особенностей хозяйственной деятельности организации.

Состав регистров внутри каждой из указанных в структуре групп определяется организацией самостоятельно, исходя:

- из анализа особенностей хозяйственной деятельности;

- из анализа правил налогового учета, установленных законодательно;

- из необходимости совместить регистры этой группы с регистрами бухгалтерского учета.

В качестве примера рассмотрим процесс формирования структуры регистров в группе регистров учета материальных затрат (РРп-м). Предположим:

Анализ хозяйственной деятельности показал, что имеется незавершенное производство;

Анализ правил налогового учета показал, что организация относится к категории налогоплательщиков, указанной в абз. 3 п.1 ст. 319 НК РФ (производство связано с обработкой и переработкой сырья);

Необходимо совместить бухгалтерский и налоговый учет.

В таком случае структура регистров группы РРп-м будет выглядеть следующим образом:

РРп-м. Регистры учета материальных затрат

РРп-м/и. Регистр учета расходов по сырью, принятому в качестве исходного для распределения прямых затрат

РРп-м/п. Регистры учета прочих материальных затрат

При этом в группе РРп-м/п состав регистров будет повторять состав соответствующих аналитических субсчетов, открытых к счету 20 “Основное производство” рабочего плана счетов.

Ведение отдельного регистра РРп-м/и определяется требованиями налогового законодательства, поэтому, если в бухгалтерском учете до сих пор для этого вида сырья отдельного субсчета к счету 20 не существовало, его необходимо будет открыть.

Отметим, что даже после того, как структура регистров налогового учета и бухгалтерского учета в приведенном примере станет идентичной, ведению налогового учета на счетах учета бухгалтерского могут помешать следующие причины:


- различия в бухгалтерской и налоговой стоимостях сырья и материалов;

- различные методы оценки запасов, указанные в учетной политике и в учетной политике для целей налогообложения;

- расхождения во времени списания стоимости сырья и материалов на прямые расходы.

Необходимо понимать, о чем идет речь в последнем случае. В бухгалтерском учете вполне допустимо списывать стоимость сырья на расходы в момент его передачи со склада в производственные подразделения. При этом можно обосновать экономическую нецелесообразность проведения ежемесячной инвентаризации запасов сырья, находящихся в производственных подразделениях, но не поступивших в обработку. В целях налогообложения в соответствии с правилами, указанными в ст. 319 НК РФ (абз. 1 п. 1), такую инвентаризацию производить придется. Таким образом, может оказаться, что сырье, стоимость которого списана на расходы в момент учета на складе требования на передачу в производство, в целях налогообложения не может быть отнесено к категории “незавершенное производство”, так как на конец периода не успело подвергнуться какой-либо обработке. Решить указанную проблему можно, предусмотрев унифицированный порядок списания стоимости сырья и материалов на расходы, основывающийся на требованиях налогового законодательства.

Вернемся к рассматриваемому примеру. Если предположить, что задача совмещения бухгалтерского и налогового учета не стоит, в такой ситуации группа РРп-м/п может включать в себя только один сводный регистр, в котором в хронологическом порядке будут учитываться все материальные затраты, связанные с сырьем и материалами (за исключением сырья, принятого в качестве исходного для распределения прямых затрат) в текущем периоде.

Подводя итог вышеизложенному, можно сформулировать второе правило построения оптимальной системы налогового учета:

Окончательный перечень регистров налогового учета может быть определен организацией только самостоятельно путем детального комплексного анализа особенностей собственной хозяйственной деятельности и требований налогового законодательства.

В заключение необходимо отметить, что предметом рассмотрения здесь является собственно организация учетной системы, а не ведение учетной работы. Налоговый учет в российских организациях находится пока в стадии становления и при любом способе создания самой учетной системы - самостоятельно, при помощи аудитора или налогового консультанта, либо воспользовавшись разработками производителей соответствующих программных продуктов - крайне важно, чтобы сам бухгалтер имел четкое представление о том, какой должна быть структура системы и как эта система должна функционировать.


2.3. Проблемы соотношения налогового и бухгалтерского учета

Организация при разработке методики ведения налогового учета может применить принцип "приход-расход" с ведением книги доходов и расходов (аналогично применяющейся сейчас упрощенной системе бухгалтерского учета) или принцип двойной записи с использованием "налогового" плана счетов и разработкой "налоговых" проводок.

Первый способ оптимален для небольших организаций, количество операций в которых невелико и которые будут определять доходы и расходы по кассовому методу. Что касается остальных организаций, то им больше подошел бы второй способ, однако он очень трудоемок.

Казалось бы, можно выбрать третий путь - адаптировать для налогового учета действующий План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н (далее -бухгалтерский План счетов), пересмотрев порядок аналитического учета доходов и расходов, который ведется на субсчетах к счетам бухгалтерского учета, и вести в одном плане счетов и бухгалтерский, и налоговый учет. Но в силу частого несовпадения сумм одних и тех же доходов и расходов и дат их принятия к учету в бухгалтерском и налоговом учете не представляется возможным совместить два учета в одном.

Велик соблазн просто заменить бухгалтерский учет налоговым, то есть вести учет с использованием бухгалтерского Плана счетов, но отражая доходы и расходы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Такой точки зрения часто придерживаются бухгалтеры организаций, которые ведут бухгалтерский учет только для расчета налогов. Они мотивируют свою позицию тем, что их деятельность контролируют только налоговые органы, которых интересует только правильность исчисления налогов, поэтому незачем нагружать сотрудников бухгалтерии ведением еще и классического бухгалтерского учета, который становится ненужным.

Однако согласно ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность и представлять ее учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Кроме того, бухгалтерский учет должен отражать реальное финансовое положение организации, что представляет интерес не только для менеджеров, но и для акционеров и других заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности.


Некоторые предлагают компромиссный вариант - использовать для налогового учета дополнительно вводимые "налоговые" счета к бухгалтерскому Плану счетов, на которых вести учет доходов и расходов в разрезе требований главы 25 НК РФ. Обороты и остатки по этим счетам не будут отражаться в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер сможет при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета.

Это будет удобно бухгалтерам, ведущим учет на компьютере с использованием бухгалтерских программ. Они должны будут добавить в алгоритм проведения некоторых хозяйственных операций дополнительные записи по счетам налогового учета и составить новые алгоритмы в тех случаях, когда бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций ведется по-разному.

Для государства достаточно важно поддерживать стабильный уровень налоговых поступлений в течение всего финансового года и пресечение возможных налоговых нарушений в виде неполной уплаты или неправомерной задержки уплаты налогов. Одним из традиционных инструментов, позволяющих решить указанную задачу, является использование для целей налогообложения так называемого временного критерия признания доходов и расходов (признание по методу начисления либо по кассовому методу). На протяжении целого ряда лет этот критерий в обязательном порядке накладывался на правила ведения бухгалтерского учета, зачастую значительно искажая результаты бухгалтерской отчетности. Введение в действие гл. 25 “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса РФ и изменения, внесенные Федеральным законом РФ от 29.05.02 № 57-ФЗ в гл. 21 “Налог на добавленную стоимость” НК РФ, теперь наконец-то позволяют полностью освободить бухгалтерский учет от этого критерия признания, оставляя правило признания доходов и расходов по временному признаку только при исчислении налоговой базы НДС и налога на прибыль организаций (то есть в налоговом учете).

Отдельное ведение налогового учета позволяет значительно повысить качество работы бухгалтера и избежать целого ряда ошибок как при отражении в бухгалтерском учете отдельных фактов хозяйственной деятельности, так и при расчете налогов. Часто приходится слышать от бухгалтеров, что объем и специфика бухгалтерской учетной работы не позволяют уделять достаточное внимание налоговой литературе и законодательству. Неизбежным следствием этого является лишь формальное соблюдение правил, установленных в налоговом законодательстве, без понимания смысла этих правил. В такой ситуации бухгалтер часто теряет контроль за происходящим и не может оптимизировать налоговое бремя собственной организации. В то же время сама идея налогового учета позволяет решить данную проблему.


Ведение налогового учета отдельно от учета бухгалтерского позволит усилить контроль за правильностью исчисления налогов со стороны налоговых органов. Ни для кого не секрет, что на выездных налоговых проверках один и тот же инспектор сегодня проверяет торговую организацию, через неделю - производственное предприятие, через месяц - аудиторскую фирму. Специфика бухгалтерского учета хозяйственных операций для каждой из приведенных в качестве примера отраслей деятельности значительна. Поэтому до сих пор бухгалтеры пренебрежительно отзываются о квалификации налоговых работников, говоря об их неспособности досконально разобраться в тонкостях бухгалтерского учета. Это создает возможности для злоупотреблений со стороны налогоплательщиков.

Одним из направлений проводимой в настоящее время в РФ налоговой реформы является как раз усиление контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. В решении этой задачи мощным подспорьем является как раз введение налогового учета как самостоятельного участка учетной работы. Из учетных регистров исчезает вся специфика бухгалтерской двойной записи, а оставшаяся специфика экономики предприятия и управления финансами значительно меньше зависит от конкретной области деятельности и в гораздо большей степени поддается анализу с точки зрения элементарной логики. Таким образом, было бы по меньшей мере наивно предполагать, что единожды добившись от законодателей введения налогового учета, налоговые органы по собственной инициативе откажутся от этой позиции.

И, пожалуй, последним существенным аргументом в пользу того вывода, что налоговый учет - объективная реальность, с которой придется считаться в дальнейшем, является общий тон изменений, внесенных Федеральным законом РФ от 29.05.02 № 57-ФЗ в гл. 21 “Налог на добавленную стоимость” НК РФ. Как уже отмечалось выше, эти изменения позволяют полностью убрать из правил ведения бухгалтерского учета всю специфику собственно исчисления налогов.

Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Значительные изменения внесенные в законодательную базу по налогообложению в 2003 году свидетельствуют о практическом завершении глобальных изменений в налоговом законодательстве. Налоговая система в целом создана, конечно, она требует еще шлифовки, то есть внесения изменений, направленных на дальнейшее снижение налоговой нагрузки, создания стабильного, понятного, не слишком обременительного налогового режима, способствующего инвестициям и экономическому росту. Планируется в ближайшие три года ее уменьшить довольно значительно. Кроме того, правительство хотело бы, чтобы региональные и местные бюджеты имели стабильные доходные источники и чтобы эти доходы были, как можно более равномерно распределены по территории России.