Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Экономическая сущность бюджета его функции, бюджетное устройство).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета
1.1. Экономическая сущность бюджета его функции, бюджетное устройство
1.2. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества
ГЛАВА 3. Проблемы сбалансированности государственного бюджета в современных условиях
3.1. Состояние федерального бюджета России
3.2. Возможные меры бюджетной политики, как инструмента восстановления сбалансированности бюджета
[Ист.: ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов»]
Доля пенсионного обеспечения составляет 80% в общем объеме данного раздела. В соответствии с этой таблицей показатель колеблется, в 2009 году он увеличивается на 1,4 %, а в 2010 снизится на 0,9% . По данному разделу осуществляется исполнение расходных обязательств Российской Федерации по пенсионному обеспечению "военных" пенсионеров и судей. Это связанно непосредственно с увеличением пенсий, ростом численности пенсионеров, увеличение расходов на выплату ежемесячного пожизненного содержания судьям и ежемесячной надбавки к заработной плате.
Согласно выше сказанному, доля социального обеспечения занимает 17%. Ассигнования данного подраздела направляются на выплату пособий по уходу за ребенком, выплату компенсации безработным гражданам, обеспечение инвалидов транспортными средствами и другие. Также в составе данного подраздела предусматриваются ассигнования на реализацию основных мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Здравоохранение и спорт – это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.
В 2008 году объем расходов по данному разделу составил 211,69 млрд. руб., в 2009 году произойдет увеличение на 15,8%, а в 2010 году на 39,5% .
В соответствии с бюджетной устройством РФ, за каждым уровнем бюджетной системы закреплены полномочия за федеральными органами – оказание специализированной медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях, а также содержанию сборных команд Российской Федерации и их подготовке к спортивным соревнования, олимпиадам.
За органами государственной власти субъектов РФ – оказание специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях, организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта.
К полномочиям органов местного самоуправления отнесены вопросы организации оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, а также обеспечения условий для развития на территории районов, поселений и городских округов физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Основные направления финансирования «Здравоохранения»: повышение заработной платы медицинским работникам, оснащение поликлиник, больниц - медицинских учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». «Спорт и физкультура» - проведение спортивных мероприятий и соревнований, содержание центров спортивной подготовки, реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы».
Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2009 и 2010 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода. [3, ст.199]
Можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.
2.2. Анализ влияния мирового финансового кризиса на социально- экономическое развитие Российской Федерации в 2010-2012 годах
Нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительства многих стран принимать различные меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры фискальной политики. Как показывает исторический опыт проведения стимулирующей экономической политики в периоды кризисов, в большинстве случаев основную роль играли меры денежно-кредитной политики в силу их большей оперативности и сравнительно более высокой эффективности.
В условиях мирового финансового кризиса Россия, как и другие страны, сталкивается с различными социальными проблемами. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Здесь важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции. Во избежание резкого спада в реальном секторе экономики (в силу неблагоприятных внешних условий и внутренней нестабильности) и связанных с этим экономических и социальных последствий необходимы стимулирующие меры со стороны государства.
Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.
В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился по сравнению с тем, что ожидалось в середине 2008 года. Столь серьезные изменения объясняются в том числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным. Исходя из завышенных предположений, сформировались на среднесрочную перспективу обязательства государства.
На фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной системы. Но если в части доходов происходит объективное их сокращение на более чем 40% по сравнению с изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать – их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан. Согласно текущему прогнозу, после глубокого падения ВВП в 2009 году, будет наблюдаться постепенный выход из рецессии. Динамика расходов федерального бюджета к ВВП отражена в таблице 2.
Таблица 2 - Динамика расходов федерального бюджета в % к ВВП
Показатель |
отчет |
оценка |
прогноз |
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Расходы федерального бюджета |
18,2% |
25,9% |
23,2% |
20,0% |
[Ист.: Министерство финансов – Исполнение федерального бюджета]
Параметры бюджета на 2009 существенно скорректированы. В результате в номинальном выражении объем доходов федерального бюджета в 2009 году был сокращен по сравнению с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета - выросли на 7,4% или с 9,03 трлн. рублей до 9,69 трлн. рублей.
Исходя из текущей оценки 2009 года, доходы бюджета будут еще меньше на 2,3%, а расходы вырастут дополнительно на 3,0% - до 9,98 трлн. рублей.
Несмотря на значительное ухудшение макроэкономической ситуации в целом и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной системы объем расходов в следующем году по сравнению с 2009 годом практически не меняется, а по сравнению с изначально запланированным на 2010 год уменьшается всего на 500 млрд.рублей. В соответствии с обновленными бюджетными проектировками расходы в 2010 году предусмотрены в объеме 9,823 трлн. рублей, в 2011 году – 9,359 трлн. рублей против 9,980 трлн. рублей в 2009 году. При этом существенно меняется структура расходов бюджета. Растет объем трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду, а также процентные платежи по государственному долгу.
Резкое сокращение запланированных доходов бюджета в ближайшие годы во многом объясняется падением мировых цен на энергоносители. В 2010-2011 годы мировые цены на нефть и газ будут на 36-40% (или на 35-40 долларов США) ниже, чем ожидалось ранее.
Новый прогноз значительно отличается от прежнего по темпам роста ВВП: если в середине прошлого года ожидалось, что ВВП в 2011 году по сравнению с 2008 годом вырастет более чем на 20%, то согласно текущим оценкам в 2011 году физические объемы ВВП окажутся ниже уровня 2008 года на 5,2%, а номинальный объем ВВП будет на 28-31% ниже первоначальных показателей бюджетных проектировок на 2009-2011 годы.
Согласно текущему прогнозу, после глубокого падения ВВП в 2009 году, будет наблюдаться постепенный выход из рецессии.
Существенно ухудшен прогноз показателей внешней торговли: в 2010 году по сравнению с 2009 годом экспорт в долларовом выражении снизится на 45% , импорт – на 55-58%.
По новым оценкам прибыль предприятий для целей налогообложения будет ниже, чем закладывалось Федеральным законом, на 37% в 2010 году и на 43% в 2011 году.
Сокращение доходов ожидается не только из-за ухудшения макроэкономических условий развития экономики, но и в результате реализации мер налогового стимулирования, принятых в целях преодоления последствий кризиса. Так, на 4 пункта была снижена ставка налога на прибыль (за счет поступлений в федеральный бюджет), еще 0,5 пункта федеральной ставки было передано в региональные бюджеты. В результате ставка налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет снизилась с 6,5% до 2%. Эта мера стоит федеральному бюджету около 1% ВВП в условиях 2009 года.
Наряду с антикризисными мерами проведение бюджетной политики должно ориентироваться на складывающуюся в экономике ситуацию.
Развитие экономики в 2010-2012 годах будет определяться тремя основными факторами. Первый связан с выходом мировой экономики из кризиса и динамикой цен на главные сырьевые ресурсы. Второй определяется развитием частных инвестиций. Третий связан с эффективностью мер государственной антикризисной политики.
Согласно текущему прогнозу социально-экономического развития в период 2010-2012 годов на фоне стабилизации мировой экономики и благодаря реализуемым правительством антикризисным мерам в России восстановится положительная динамика экономического роста. В 2010 году прирост ВВП составит 1,0%, после чего он будет постепенно повышаться: до 2,6% - в 2011 году и 3,8% - в 2012 году.
Прогноз добычи нефти учитывает то, что с течением времени уровень добычи на выработанных месторождениях будет снижаться, а возможности добычи на новых месторождениях будут ограничены. В целом, к 2011-2012 годам добыча стабилизируется на уровне 483 млн. т. в год.
Экспорт нефти будет постепенно снижаться, при этом внутреннее потребление нефти с ростом российской экономики будет наращиваться.
Объем добычи газа, после резкого падения из-за низкого внутреннего и внешнего спроса в 2009 году, в последующие годы начнет восстанавливаться.
Прирост инвестиций в основной капитал в 2010 году составит порядка 0,5% и будет происходить главным образом за счет капитальных вложений в естественные монополии, а также в отрасли с высокой долей государственного финансирования - транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ и жилищное строительство. В 2011-2012 годах предполагается оживление инвестиционной активности во всех сегментах экономики благодаря стабилизации банковской системы и росту кредитования. Прирост инвестиций в 2011-2012 годах составит 6% и 9% соответственно.
Доходы населения в реальном выражении в 2010 году снизятся на 0,7% по сравнению с уровнем 2009 года. В последующие годы реальные доходы будут умеренно расти с темпом 2-3% в год. Средняя номинальная заработная плата согласно прогнозу будет увеличиваться на 10-11% в год.
Целевые параметры инфляции на 2010 год определены на уровне 10%, на 2011 год – 7-8%, на 2012 год - 5-7%.
Расчеты бюджетных проектировок на 2010-2012 годы основываются на прогнозе среднегодовой цены на нефть сорта «Urals» в 2010 году на уровне 55 долларов США за баррель, в 2011 году – 56 долларов США за баррель, в 2012 году - 57 долларов США за баррель, что отображено на рисунке 5.