Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Экономическая сущность бюджета его функции, бюджетное устройство).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета
1.1. Экономическая сущность бюджета его функции, бюджетное устройство
1.2. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества
ГЛАВА 3. Проблемы сбалансированности государственного бюджета в современных условиях
3.1. Состояние федерального бюджета России
3.2. Возможные меры бюджетной политики, как инструмента восстановления сбалансированности бюджета
Правительству следует подготовиться к возможному падению цен на нефть и газ и снижению соответствующих нефтегазовых бюджетных доходов путем расширения ненефтяной налоговой базы и увеличения соответствующих ненефтяных доходов.
Для этого потребуется анализ ненефтяной налоговой базы, начиная с основных налоговых инструментов, таких как НДС, акцизы и налог на прибыль с тем, чтобы выявить те реальные потери, связанные с различными налоговыми льготами и спецификой бюджетной системы, которая ведет к сужению налоговой базы. В результате такого анализа должны быть выработаны специальные рекомендации по отмене ненефтяных налоговых льгот, при этом должен быть сделан расчет влияния такой меры на объемы бюджетных доходов.
Правительству следует выявить конкретные функциональные категории неэффективных расходов, которые можно было бы сократить в среднесрочном периоде с тем, чтобы создать возможность повышения расходов по первоочередным направлениям- социальные расходы и инфраструктурные инвестиции.
Для этого, в идеале, потребуется проведение систематического ежегодного пересмотра, в рамках ежегодного пересмотра бюджета, определенных категорий государственных расходов с целью выявления возможностей снижения их объемов без снижения качества предоставления услуг.
Поддержание бюджетной устойчивости должно оставаться приоритетом политики правительства.
Правительству следует стремиться к тому, чтобы вернуть ненефтяной первичный дефицит на уровень, обеспечивающий бюджетную устойчивость -около 4,7% ВВП, и сохранять его на этом уровне в дальнейшем. Такая политика будет в целом соответствовать фискальному правилу, установленному после 2010 г., но которое не соблюдается в период 2008-2009 гг. при более высоком запланированном ненефтяном дефиците. Одним из подходов, автоматически обеспечивающем бюджетную устойчивость, является возможное внедрение бюджетного правила «постоянного дохода», в соответствии с которым устанавливаются ограничения на ненефтяной первичный дефицит бюджета на уровне, который возможно финансировать из средств «постоянного дохода» от нефтяных активов. В результате сами нефтяные активы остаются нетронутыми, сохраняясь для будущих поколений. Фактически суть этого бюджетного принципа сводится к тому, что Россия должна расходовать не больше доходов от нефтяных активов, чем сумма долгосрочного дохода от них.
В настоящее время ненефтяной первичный дефицит российского бюджета составляет около 5 % ВВП, что ненамного превышает уровень дефицита в рамках правила «постоянного дохода». Таким образом потребуются относительно небольшие корректировки, чтобы вернуть дефицит на постоянно устойчивый уровень. Однако в отсутствие систематического применения этого принципа, а также в отсутствие корректирующих мер, в какой-то момент будущем следует ожидать увеличения ненефтяного первичного дефицита, в результате чего страна будет вынуждена начать расходовать свое нефтяное богатств она текущее потребление, оставляя все меньше сбережений для будущих поколений.
Россия могла бы обеспечить долгосрочную устойчивость государственных финансов, как и на протяжении последних 9 лет, путем проведения последовательной консервативной бюджетной политики, реализуемой в рамках дискреционной бюджетной политики в процессе пересмотра годового и среднесрочного бюджета. Однако применение предлагаемого бюджетного правила способно исключить неопределенность в рамках бюджетного цикла и сделать бюджетную политику менее уязвимой к политическому давлению на увеличение расходов. Кроме того, можно ожидать и другие положительные эффекты от применения этого правила: снижение стоимости внешних заимствований благодаря лучшей предсказуемости состояния и будущей направленности бюджетной политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подводя итог можно сказать, что бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования фонда денежных средств.
Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов;
Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег.
Одной из важных составных принципов бюджета является его сбалансированность. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, через бюджет осуществляется социальная политика.
Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.
Так, на данном этапе развития государства приоритетами программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год были провозглашены: выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизация внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.
Социальные расходы не урезаны, а по многим позициям выросли. Для этого пришлось пойти на достаточно большой дефицит бюджета. Он составит 2,9 триллиона рублей.
Несмотря на мировой финансовый кризис, российское государство располагает достаточными ресурсами, чтобы существенно, в несколько раз, увеличить совокупные расходы на здравоохранение, образование, ЖКХ, культуру.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
В ходе выполнения данной работы рассмотрены такие понятия как бюджетная система, государственный бюджет, как важнейший элемента финансовой системы страны, рассмотрены роль и особенности бюджета России в условиях экономического и финансового кризиса, выявлены наиболее значительные проблемы, такие как дефицит федерального бюджета. Проанализированы изменения статей бюджета в связи с новыми экономическими условиями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета, 1993, 25 декабря.
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ, в ред. от 14.11.2013 г.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ, в ред. от 21.11.2013 г. № 327-ФЗ.
- Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
- Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 987 (ред. от 17.10.2009) «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
- Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 г. «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах».
- Баранова Л.Г., Врублевская О.В. Бюджетный процесс в РФ. - М.: Перспектива, 2008. - 213 с.
- Бочаров В.В. Финансы: учеб. для вузов / В.В. Бочаров, В.Е. Леонтьев, Н.П. Радковская. - СПб.: Питер, 2009. - 395 с. - (Учеб. для вузов). - Библиогр.: с. 391-395.
- Васильева М.В. Финансовая политика: учеб. пособие / М.В. Васильева, Н.А. Малий, Л.В. Перекрестова. - Гриф УМО. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 220 с. - (Высш. образование). - Библиогр.: с. 200-209. - Прил.: с. 187-199. - Прим.: с. 210-218.
- Владимирова М.П. Финансы: учебное пособие / под ред. Д-ра эклн. Наук, проф. М.П. Владимировой; М.П. Владимирова, В.С. Темиров, Д.М. Теунаев. – М.: КНОРУС, 2007. – 280.
- Грачева Е.Ю. Финансовое право. Схемы и комментарии. – М.: Юриспруденция, 2003
- Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. - 2009. - №1. - С. 9–27.
- Кучепатова Л.Г. Бюджетная система Российской Федерации: учебно-методический комплекс / Л.Г. Кучепатова; Ульян., гос. техн. ун-т. – Ульяновск: УлГТУ, 2006.- 126 с.
- Майорова Е.И. Финансовое право: Уч. пос. - М: ФОРУМ, ИНФРА – М, 2003
- Павлова А.А. Источники формирования бюджетного дефицита: проблемы и тенденции // Экономист. - 2006. - 1. - С.70.
- Фадеев Д.Е. Совершенствование бюджетного федерализма и стабилизация рыночных отношений // Журнал российского права. - 2001. - №11. - С.38-52.
- Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 367 с.
- Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: учебник / Л.Г. Ходов. – М.: Экономистъ, 2007. - 620 с.
- Шаброва А.И. Финансы: учебно-методический комплекс / А.И. Шаброва; Ульян., гос. техн. ун-т. – Ульяновск: УлГТУ, 2006. - 188 с.
- Финансы: учеб. / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина и др. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Ковалева.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. - 640с.
- Экономика: учебник. - 3-е изд. перераб.и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова.- М.: Экономистъ, 2005.- 896с.
- www. budgetrf. ru
- www.eg-online.ru
- www. minfin. ru
- www.openbudget.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(справочное)
Таблица А 1 - Расходы федерального бюджета на 2008, 2009 и 2010 года
Расходы федерального бюджета |
2008г |
2009г |
Отклонение |
2010г |
||||
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% |
По сумме, млрд. руб. |
По удельному вес,% |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% |
|
Общегосударственные вопросы |
828,78 |
12,61 |
899,84 |
12,08 |
71,06 |
-0,54 |
963,10 |
11,90 |
Национальная оборона |
509,10 |
7,75 |
566,74 |
7,61 |
57,64 |
-0,14 |
596,19 |
7,37 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
521,84 |
7,94 |
642,61 |
8,62 |
120,77 |
0,68 |
693,51 |
8,57 |
Национальная экономика |
702,32 |
10,69 |
789,62 |
10,60 |
87,30 |
-0,09 |
528,55 |
6,53 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
54,56 |
0,83 |
56,29 |
0,76 |
1,73 |
-0,07 |
51,86 |
0,64 |
охрана окружающей среды |
9,33 |
0,14 |
10,21 |
0,14 |
0,88 |
0,00 |
10,96 |
0,14 |
образование |
307,20 |
4,68 |
313,64 |
4,21 |
6,44 |
-0,47 |
339,85 |
4,20 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
83,81 |
1,28 |
73,01 |
0,98 |
-10,80 |
-0,30 |
67,58 |
0,84 |
Здравоохранение и спорт |
211,69 |
3,22 |
245,22 |
3,29 |
33,53 |
0,07 |
295,36 |
3,65 |
Социальная политика |
270,86 |
4,12 |
342,67 |
4,60 |
71,81 |
0,48 |
396,54 |
4,90 |
Межбюджетные трансферты |
2281,56 |
34,73 |
2423,12 |
32,52% |
141,56 |
-2,21 |
2720,97 |
33,63 |
Условно утвержденные расходы |
0,00 |
0,00 |
186,30 |
2,50 |
186,30 |
2,50 |
404,50 |
5,00 |
Всего |
6570,30 |
100,00 |
7451,15 |
100,00 |
880,85 |
8089,97 |
100,00 |