Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Маркетинговые исследования как инструмент анализа внешней и внутренней среды организации).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации
1.1 Маркетинговые исследования как инструмент анализа внешней и внутренней среды организации
1.2 Методы анализа внешней и внутренней среды организации
2 Анализ внутренней и внешней среды на примере организации
2.1 Анализ внешней и внутренней среды организации
2.2 Стратегия развития организации на основе анализа внешней и внутренней среды
SWOT - анализ является одним из наиболее популярных методов анализа внешней среды. Аббревиатура SWOT складывается из первых букв английских слов: Strengths - сильные стороны, Weaknesses - слабые стороны, Opportunities - возможности, Threats - угрозы[13].
SWOT - анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны компании, а также ее потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей исследуемой компании с возможностями, которые дает ей рынок, и угрозами, наблюдаемыми в нем. Исходя из их соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свою деятельность и как лучше распределять ресурсы по различным направлениям деятельности.
Сильные стороны - это то, в чем компания преуспевает и что предоставляет ей дополнительные возможности развития. Например, эффективная система управления, высокая лояльность покупателей.
Слабые стороны - отсутствие чего-то важного и необходимого для успешного функционирования фирмы, что может поставить ее в неблагоприятное положение (неудовлетворительный имидж фирмы на рынке, устаревшее оборудование и т.д.)
Возможности - положительные тенденции и явления во внешней среде, использование которых приводит к улучшению финансовых результатов деятельности фирмы. Например, появление новых групп клиентов, снижение торговых барьеров при выходе на зарубежные рынки.
Угрозы - это отрицательные тенденции, которые при отсутствии реакции на них могут привести к неблагоприятной ситуации для фирмы (неблагоприятные демографические тенденции, появление новых более сильных конкурентов и т.д.)
Несмотря на кажущуюся простоту, SWOT-анализ представляет собой сложные и эффективный метод ситуационного анализа среды предприятия[14]. Для его качественного выполнения необходимо соблюдать следующие правила:
1. Необходимо тщательно определить сферу SWOT-анализа. Лучше не проводить SWOT-анализ для всего предприятия в целом, а сфокусироваться на конкретном направлении деятельности или рынке. Например, если указать в качестве сильной стороны фирмы высокое качество продукции, то это, скорее всего будет верно только для определенных товаров, а для других товаров ситуация может быть противоположной.
2. Следует помнить важное различие между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны – это внутренние черты организации, подконтрольные ей. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.
Например, если при проведении SWOT-анализа возможность была сформулирована в таком виде: «возможность увеличения сбыта продукции», то это является ошибочным. Возможности относятся к внешней среде, а данное предложение – к внутренней. Правильнее было бы указать такую возможность, как «высокий спрос на продукцию», а в качестве сильной стороны – «имеются ресурсы для расширения производства».
3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми, только если их так же воспринимают покупатели при сравнении фирмы с ее конкурентами. Именно в этом и проявляется взаимосвязь ситуационного анализа и маркетинговых исследований.
4. При проведении SWOT - анализа следует быть как можно более объективным и использовать все возможные источники информации. В идеале SWOT- анализ осуществляется на основе маркетинговых исследований, которые обычно представляют собой массовый опрос потребителей. Если такой возможности нет, следует использовать экспертные оценки менеджеров и маркетологов фирмы[15].
5. Следует избегать пространных и двусмысленных утверждений. Формулировки должны быть простыми, точными с использованием терминологии, понятной потребителям.
Процесс SWOT - анализа обычно состоит из четырех основных этапов[16]:
1 этап. Составляется список сильных и слабых сторон организации. Для составления предварительного списка можно использовать экспертные оценки, либо через результат маркетинговых исследований. Далее этот перечень должен пройти тщательную проработку с целью отбора действительно существующих и важных сильных и слабых сторон.
На этом этапе обычно рассматриваются следующие элементы внутренней среды предприятия:
1. Маркетинг (продукт, ценообразование, продвижение, сервис, распределение, торговые марки, позиционирование).
2. Инновационная деятельность и разработка новых продуктов.
3. Оперативная деятельность (производство, сбыт, обработка заказов).
4. Персонал предприятия (численность персонала, уровень его квалификации).
5. Менеджмент (организационная структура, стиль управления).
2 этап. Составляется список возможностей и угроз, относящихся к внешней среде. Следует помнить, что возможности и угрозы не только не контролируются предприятием, но и являются вероятностными.
Во внешней среде нужно изучить следующие элементы, представляющие собой возможности или угрозы:
1) законодательство, расклад политических сил;
2) общественные факторы (например, изменение культурных предпочтений населения);
3) технологические факторы (появление новых технологий, внедрение ноу-хау);
4) экономическую ситуацию;
5) уровень конкуренции.
Здесь большую помощь может оказать анализ следующих источников вторичной информации: публикации различных экономических организаций, посещение выставок, ярмарок, исследования специализированных маркетинговых компаний.
После первых двух этапов можно составить простую таблицу SWOT (таб. 1.1).
Таблица 1.1
Матрица SWOT – анализа[17]
Внутренняя среда |
Внешняя среда |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Возможности |
Угрозы |
3 этап. В целях более глубокого анализа необходимо определить взаимозависимость факторов внутренней и внешней среды. Для этого составляется матрица (таб. 1.2).
Таблица 1.2
Матрица SWOT- анализа[18]
Возможности, В 1. 2. |
Угрозы, У 1. 2. |
|
Сильные стороны, С 1. 2. |
СВ-стратегии |
СУ-стратегии |
Слабые стороны, Сл 1. 2. |
СлВ-стартегии |
СлУ- стратегии |
На основе матрицы SWOT-анализа разрабатывается четыре типа стратегий деятельности организации[19]:
СВ – стратегии направлены на использование сильных сторон организации, чтобы получить максимальную отдачу от возможностей внешней среды. Эти стратегии являются наиболее привлекательными для организаций;
СлВ – стратегии предусматривают преодоление слабых сторон организации за счет использования возможностей внешней среды;
СУ – стратегии ориентированы на преодоление угроз из внешней среды за счет сильных сторон организации;
СлУ – стратегии должны показать, как избавиться от слабостей в организации, и одновременно попытаться предотвратить нависшие над ней угрозы.
Иногда это могут быть не стратегии, а конкретные мероприятия по улучшению различных направлений деятельности предприятия.
Для повышения надежности SWOT-анализа рекомендуется использование элементов количественных экспертных оценок. Для этого необходимо обеспечить одинаковое количество пунктов по каждому элементу. Например, выделить по пять наиболее важных сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Затем группа экспертов оценивает важность выделенных факторов по пяти- или десятибалльной шкале. По каждому элементу SWOT считается сумма. Важность стратегий определяется как произведение соответствующих суммарных оценок.
4 этап. После составления матрицы SWOT-анализа определяется сила влияния и вероятность возникновения возможностей и угроз. Для этого применяются следующие матрицы (таб. 1.3, таб. 1.4).
Таблица 1.3
Матрица позиционирования возможностей[20]
Вероятность |
СВ Сильное влияние |
УВ Умеренное влияние |
МВ Малое влияние |
ВВ Высокая вероятность (0,7 < p < 1,0) |
Обязательно реализовывать |
Обязательно реализовывать |
Реализовывать при наличии ресурсов |
СВ Средняя вероятность (0,3 < p < 0,7) |
Обязательно реализовывать |
Реализовывать при наличии ресурсов |
Не рассматривать |
МВ Малая вероятность (0< p < 0,3) |
Реализовывать при наличии ресурсов |
Не рассматривать |
Не рассматривать |
Таблица 1.4
Матрица позиционирования возможностей[21]
Вероятность |
Критическое влияние (угроза разрушения) |
Сильное влияние |
Среднее влияние |
Малое влияние |
ВВ Высокая вероятность (0,7 < p < 1,0) |
Немедленное устранение |
Немедленное устранение |
Опасность средняя, устраняется во вторую очередь |
Следить за ситуацией, готовить действия |
СВ Средняя вероятность (0,3 < p < 0,7) |
Немедленное устранение |
Опасность средняя, устраняется во вторую очередь |
Следить за ситуацией, готовить действия |
Следить за ситуацией, с действиями не спешить |
МВ Малая вероятность (0< p < 0,3) |
Опасность средняя, устраняется во вторую очередь |
Следить за ситуацией, готовить действия |
Следить за ситуацией, с действиями не спешить |
Следить за ситуацией, с действиями не спешить |
Анализ внутренней среды, позволяющий определить те внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутренняя среда исследуется по следующим направлениям: кадровый потенциал; производство; финансы; маркетинг; организационная структура.
Анализ внутренней среды организации является второй частью SWOT-анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон организации, являясь фактически зеркальным отражением состояния дел в компании, помогает ей определять стратегические направления дальнейшего развития.
Дополняет анализ внутренней среды организации SNW-анализ. SNW аббревиатура трех английских слов, которые означают S-strengths -сильная позиция (сторона), N-neutral - нейтральная позиция (сторона),W-weaknesses- слабая позиция (сторона). Цель SNW-анализа дополнить и уточнить SWOT- и PEST-анализы, адаптировать изменения внутри организации к изменениям ее внешней среды в постановке целей стратегического плана развития организации. В таблице 1.5 представлена модель SNW-анализа.
Таблица 1.5
Матрица SNW – анализа[22]
№ |
Наименование стратегической позиции |
Качественная оценка позиций |
||
S Сильная |
N Нейтральная |
W Слабая |
||
Популярным методом исследования факторов макросреды является PEST-анализ.[23]Данная методика предполагает изучение четырех основных групп факторов, оказывающих влияние на фирму: политических, социальных, экономических, технологических. Отсюда и произошло название методики: P (Policy) – политика, E (Economy) – экономика, S (Society) – общество, T (Technology) – технология. В таблице 1.6. представлена модель PEST-анализа.
PEST-анализ используется для анализа тенденций изменения внешней среды фирмы. Его актуальность вызвана тем, что изменение внешних условий создает проблемы или открывает новые возможности перед организацией.
Данная методика предполагает изучение четырех основных групп факторов, оказывающих влияние на фирму: политических, социальных, экономических, технологических. Отсюда и произошло название методики: P (Policy) – политика, E (Economy) – экономика, S (Society) – общество, T (Technology) – технология. Изучение внешней среды не ограничивается этими четырьмя группами, оно охватывает и другие факторы, оказывающие значительное влияние на деятельность предприятия: природную среду, правовой климат, демографическую ситуацию, культурную среду и т.п.
Ниже приведены основные факторы макросреды, классифицированные по анализируемым группам PEST-анализа: