Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Внешняя среда организации и ее элементы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы

Внешняя среда предприятия представлена макро и микросредой. Макросреда представляет собой совокупность факторов, не поддающихся влиянию со стороны руководства компании, но их можно и нужно учитывать: демографическая, экономическая, технико-экологическая, природная, политическая, культурная среды.

Микросреда - совокупность факторов, на которые руководство предприятия должно воздействовать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с потребителями отношения сотрудничества: предприятие; поставщики; маркетинговые посредники; клиентура; конкуренты; контактные аудитории.

Внутренняя среда организации - ситуационные факторы внутри организации: производство, персонал, организация управления, маркетинг, финансы и учет.

Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «САР»

2.1. Анализ внешней среды

ООО «САР» - строительная организация Амурской области.

Общество с ограниченной ответственностью «САР» занимается жилищное строительство, производство дорожно-строительных материалов, благоустройство территорий. Основные реквизиты Общества представлены в таблице 1.

Таблица 1

Реквизиты ООО «САР»

Наименование

Сведения об обществе

Полное фирменное наименование на русском языке

Общество с ограниченной ответственностью «САР-Холдинг»

Краткое фирменное наименование на русском языке

ООО «САР»

Телефоны общества

777-999

Юридический адрес

Россия, 675000, Амурская область, г. Благовещенск, пер. Угловой 17

Фактическое местонахождение

Россия, 675000, Амурская область, г. Благовещенск, пер. Угловой 17

ИНН

2801106556

ОГРН

1041401724988

КПП

280101001

ОКУД

0608013

ОКПО

72336740

ОКОНХ

НПО

ОКАТО

98406564000

Для проведения анализа внешней среды используем PEST-метод, который включает выявление и оценку политических, экономических, социальных и технологических факторов внешней среды, которые могут повлиять на
организацию. Отобразим анализ в виде таблицы 2.


Рассмотрим представленные в таблице 2 факторы.

Первая группа факторов политико-правовая. В данной группе наибольшее влияние будет оказывать высокий уровень коррупции и наличие «административных барьеров». Уровень коррупции, связанный со строительством жилья и всеми видами ремонтных работ, находится на высоком уровне в России. По ряду оценок, это одна из самых коррумпированных отраслей нашей страны. Эксперты из саморегулируемых организаций, называют коррупцию и административные барьеры ключевой проблемой отрасли. По их оценке, от 50 - 60 % себестоимости вводимого в эксплуатацию жилья, составляют коррупционные отчисления органам власти, а также ресурсоснабжающим организациям. Так же стоит отметить, что в г. Благовещенск отсутствует четкая и градостроительная политика. Строительство объектов недвижимости происходит в хаотичном порядке, а выбор места строительства зачастую определяется местом расположения свободного земельного участка Данный фактор создает дополнительные риски для компании ООО «САР».

Таблица 2

PEST-анализ

Политико-правовые факторы

Экономические факторы

- санкции в отношении российской экономики;

- наличие «административных барьеров» и высокий уровень коррупции;

- отсутствие четкой определенности в градостроительной политике.

снижение инвестиций в основной капитал;

повышение себестоимости строительства;

кризисные явления в экономике;

сокращение реальных доходов населения;

повышение уровня безработицы.

Социальные факторы

Технологические факторы

старение и сокращение населения региона;

смещение акцента потребительского
спроса в сторону индивид, жилищного
строительства

внедрение технологии быстро возводимых домов;

износ материально-технической базы.

Вторая группа факторов — экономическая. В России за последние 5 лет
сложилась устойчивая тенденция к снижению инвестиций в основной капитал в строительной отрасли. Это объясняется различными причинами, такими как общие кризисные явления в экономике, отсутствию инвестиций, большое налогообложение инвестиций. Так стоит отметить, что введения плавающего курса рубля, в России произошел сильнейший скачек инфляции, а вместе с тем сильнейшее снижение покупательской способности населения. Одновременно с этим, по причине резкого поднятия ключевой ставки центральным банком, стоимость кредитов, в том числе ипотечных кредитов, стала очень высокой. Несмотря на последующее снижение ключевой ставки, процентная ставка по кредитам снизилась, но незначительно. Это нанесло значительный удар по отрасли строительства. В Амурской области, многие строительные компании, вынуждены снижать цену на жилье, несмотря на то, что себестоимость продукции резко возросла. Объясняется это с одной стороны большими финансовыми обязательствами компании ООО «САР», с
другой стороны снижением платежеспособного спроса на недвижимость.


Третья группа факторов — социальные. В Амурской области наблюдается отток трудоспособного населения. В последние годы, только по официальной статистике, отток граждан составляет порядка 20 000 человек ежегодно. Стоит отметить, что уезжают преимущественно люди среднего и богатого класса. Данная категория составляет основной спрос на новую недвижимость. Многие представители данной категории, все чаше делают выбор в пользу индивидуального жилья, объясняя это тем, что это экономически целесообразней.

Четвертая группа — технологические факторы. Наблюдается износ материальной технической базы. Вся материально-техническая база используется импортная. В условиях, когда курс валюты резко вырос, обновлять свою материально-техническую базу экономически невозможно.

Проведем анализ отрасли. ООО «САР» работает на рынке Амурской области. С самого начала деятельность компании велась в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». ООО «САР-Холдинг» работало на основании лицензии от 17.05.2014, позволяющей осуществлять обширный спектр видов деятельности. 16 ноября 2007 г. Российский Парламент принял Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее - Закон о CPO), который не запрещал деятельность на основании закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», но организации, не обладающие лицензиями должны были вступить в CPO. ООО «САР-Холдинг» вступил в CPO Согласно Свидетельству CPO-C-126-21122009 от 29.09.2009 г., несмотря на то, что уже действовал на основании лицензии. Также Группа компаний САР имеет свидетельство «Некоммерческого партнерства «Союз строителей Амурской области», допускающее виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, от 14.04.2011 № 0023.06-2011-2801106556-C-126. Общество осуществляет свою деятельность на основании Устава. В Уставе отражаются все виды деятельности, которыми может заниматься организация, отражены ее цели, правовой статус, права учредителей. Основной вид деятельности — жилищное строительство, производство дорожно-строительных материалов, благоустройство территорий. Для оценки общей ситуации в отрасли используется ряд показателей, представленных в таблице 3.

Таблица 3

Основные экономические характеристики рынка строительства
Амурской области

Наименование показателя

Стратегическое значение характеристики

Размеры рынка

230 тыс. м жилой недвижимости

Структура конкурентов

3 крупнейших конкурента

Масштабы конкуренции

0,1-0,5% в год

Темпы роста рынка

Средний темп роста

Использование производственных мощностей

Более 75 % в год

Прибыльность в отрасли

Высокая прибыльность отрасли

Барьеры входа и выхода

Высокие барьеры входа на рынок

Степень продуктовой дифференциации

Продукция стандартная

Темпы технических изменений и продуктовых инноваций

Высокие темпы технических изменений. Появление новых технологий и материалов.


Наибольшей конкурентной силой в регионах обладают предприятия больших размеров, обеспеченные лучшими финансовыми ресурсами, а также
имеющие лучший технический и научный парк. На рисунке 2 представлена доля рынка, приходящаяся на предприятия, реализующие недвижимость в Амурской области.

Как видим из рисунка 2, наибольшая доля рынка приходится на ООО
«САР» и составляет 20 %. АО «АНК» занимает 19,5 % рынка, что является вторым местом. Так же стоит отметить, что на данном рынке нет крупных предприятий-монополистов, рынок представлен небольшим числом строительных компаний.

Рисунок 2 - Доля рынка, приходящаяся на предприятия, реализующие недвижимость в Амурской области за 2016 г.

Существующие барьеры на вход в отрасль, такие как наличие необходимого оборудования, цехов, подразделении, лицензии и стандартов, высококвалифицированные кадры, значительные инвестиции, достаточно высоки и являются существенным ограничением для проникновения на данный рынок новых организаций. Важно отметить, что последние 5 лет отрасль развивалась исключительно экстенсивно, то есть за счет увеличения площади сданного в эксплуатацию жилья. Однако этот путь развития исчерпал себя и в 2016 г. наблюдалось резкое снижение введённых в эксплуатацию квадратных метров, и теперь необходимо вести развитие интенсивным путем, а именно внедрением инноваций и технических новинок. А позволить это себе могут лишь крупные предприятия. Поэтому можно предположить, что в отрасли наметилась тенденция к тому, что начнется слияние и поглощения предприятий.

Анализ внешней среды показал, что у предприятия есть ряд проблем.
Оформим полученную информацию в таблицу 4.

Таблица 4

Внешние проблемы предприятия ООО «САР»

Внешние проблемы

Причины возникновения

1

2

Снижение цен на жилую недвижимость на российском рынке в целом, и на рынке Амурской области в частности (в меньшей степени)

Сильное снижение покупательской способности населения

Рост цен на сырье

Большая доля импортного сырья; снижение курса рубля

Продолжение таблицы 4

1

2

Угроза неплатежеспособности потребителей в перспективе

Финансовый кризис, падения уровня жизни

Усиление интенсивности конкуренции

Активная политика развития бизнеса конкурентов


Таким образом, была дана оценка основных внешних проблем, и названы причины их возникновения.

2.2. Анализ внутренней среды организации

Внутренняя среда организации - совокупность встроенных элементов, которые определяют способность и степень интеграции организации во внешнюю среду. Этими элементами являются производство, финансы, маркетинг, персонал и административно-управленческая деятельность.

Для начала рассмотрим миссию компании. Миссия организации (согласно уставу) - удовлетворение общественных потребностей в жилье, и реализация на основе полученной прибыли, экономических интересов участников и членов трудового коллектива общества.

Для того что бы выявить проблемы предприятия, необходимо воспользоваться методом построения карты сильных и слабых сторон предприятия. Построим контрольную карту сильных и слабых сторон предприятия, изобразив ее в таблице 5.

Таким образом, проведен анализ показателей по каждой подсистеме. Подсистема маркетинга в целом получила сильную оценку, так как предприятие обладает хорошей репутацией, высокой долей рынка. Все это имеет высокую взвешенную оценку. Подсистема финансы получило нейтральную оценку. Так как у предприятия хорошая ликвидность и высокая рентабельность, что в свою очередь отмечается высокой значимостью. Однако у предприятия проблемы с доступностью капитала и низкая оборачиваемость средств, что связано с высокой дебиторской задолженностью. Производство оценивается нейтральной оценкой.

Таблица 5

Контрольная карта сильных и слабых сторон предприятия

Стратегические

факторы

Качественная оценка

Взвешенная оценка

очень

сильные

сильные

нейтральные

слабые

очень

слабые

высокая

средняя

низкая

1 Маркетинг

репутация

+

+

доля рынка

+

+

качество продукции

+

+

ценовая политика

+

+

служба сбыта

+

+

2 Финансы

ликвидность

+

+

рентабельность

+

+

доступность капитала

+

+

оборачиваемость

+

+

3 Производство

мощности

+

+

уровень производства

+

+

рабочая сила

+

+

4 Организация и принятие решений

организационная структура

+

+

организационная культура

+

+

процесс разработки управленческих решений

+

+

информационное обеспечение

+

+