Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО Стройдом).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности коммерческой деятельности розничной торговой организации
1.1 Функции, цели и задачи коммерческой деятельности розничной торговой организации
1.2 Коммерческая работа по закупке товаров
1.3 Организация коммерческой работы по продаже товаров
2 Анализ деятельности ООО «Стройдом»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.4 Анализ персонала ООО «Стройдом»
2.4.1 Анализ кадровой политики при помощи ПАУК-ЦИС
2.5 Анализ рекламной деятельности предприятия ООО «Стройдом»
3. Разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности функционирования ООО «Стройдом»
PEST-анализ - это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.
Таблица - PEST-анализ
Факторы |
Проявления |
Ответные меры организации |
Правовые |
||
Изменение законодательства в информационной сфере |
Требуется анализ и, при необходимости, пересмотр затрагиваемых бизнес-процессов |
Осуществление постоянного мониторинга изменений в законодательстве, а также проектов изменений |
Государственное регулирование отечественной конкуренции, поддержка отечественных производителей |
Дополнительные конкурентные преимущества, основанные на особых привилегиях (налоговые льготы, как следствие, более низкая цена на решения) |
Осуществление постоянного мониторинга изменений в антимонопольном законодательстве |
Социально-Демографические |
||
Дискредитация бренда |
Разочарование потенциальных клиентов |
Маркетинговые акции, интервью о достижениях компании, создание положительного образа в СМИ |
Снижение уровня подготовки выпускников вузов |
Уменьшение числа высокообразованных специалистов на рынке труда |
Создание собственной системы непрерывного повышения профессионального уровня персонала |
Индивидуализация спроса на товары и услуги |
Неудовлетворенность покупателей массовым стандартным продуктом. Ориентация компании на конкретного клиента. Как следствие, требуются дополнительные затраты на индивидуализацию производимого продукта |
Адаптация и доработка продукта для соответствия требованиям рынка (учет разумных требований клиентов в основном продукте с целью постоянного расширения востребованного функционала) |
Технологические |
||
Развитие рынков сопутствующих услуг |
Открываются широкие возможности для аутсорсинга, и, соответственно, у компании появляется возможность сконцентрировать свои интеллектуальные и инвестиционные ресурсы на развитии своих ключевых знаний и умений |
Анализ бизнес-процессов предприятия с целью выявления рутинных вспомогательных процессов, перевод их на аутсорсинг |
Внедрение новых информационных технологий (электронный документооборот, корпоративный портал) |
Система управления внутренним информационным ресурсом компании для коллективной работы над задачами, проектами и документами, для эффективных внутренних коммуникаций; управление документами; таймменеджмент; интеграция с 1С; автоматизация бизнес-процессов; |
Привлечение специалистов по внедрению или обучение своих кадров, приобретение новых программ, орг.техники, построение локальной сети и сети интернет |
Экономические |
||
Повышение цен у поставщиков товаров и услуг |
Снижение конкурентоспособности, и как следствие снижение покупательского спроса |
Поиск новых поставщиков товаров и услуг, снижение зависимости от них |
По результатам PEST-анализа можно сделать следующие выводы:
Значительное влияние на рынок услуг в области строительных материалов оказывают Технологические и Социально-Демографические факторы. При этом влияние Технологического фактора в настоящее время положительное.
Правовые и Экономические факторы также оказывают большое влияние на развитие рынка строительных материалов. Правовая обстановка в России способствует развитию рынка строительных материалов, но, в тоже время, экономический фактор заставляет держать себя в тонусе и постоянно проводить анализ поставщиков на предмет изменения ценовой политики на товары и услуги.
2.3 Анализ внутренней среды
Анализ внутренней среды преследует цель выявления сильных и слабых сторон своей компании.
При разработке планов маркетинга маркетологи должны учесть интересы подразделений компании. Подразделения составляют внутреннюю среду. Высшее руководство формирует миссию, задачи, стратегию и тактику компании, поэтому отдел маркетинга должен согласовать свою деятельность с менеджерами компании.
2.3.1 Финансовая деятельность
Бухгалтерский учет в фирме «Стройдом» ведется с применением программы «1С: Бухгалтерия». Учетная политика фирмы разрабатывается главным бухгалтером, а утверждается директором.
Рассмотрим на рисунке 3 прибыль предприятия за 3 года.
Рисунок 3 - Прибыль предприятия
На рисунке 4 показан объем продаж за 3 года. Как видно по рисунку объем продаж с каждым годом увеличивается. За последний год увеличился спрос на отделочные и лако – красочные материалы, а также на двери, электроинструмент, кровлю и фасад. Наличие сильной рекламы так же способствует росту объема продаж. Рост объема продаж способствует увеличению прибыли предприятия.
Рисунок 4 - Объем продаж
Рассмотрим структуру наиболее покупаемого товара в магазинах «Уровень» на рисунке 5.
Рисунок 5 - Структура товара
По структуре покупаемого товара видно, что сейчас наиболее востребованы товарные группы: кровля и фасад; абразив, оснастка; отделочные материалы; системы отопления и вентиляции.
2.3.2 SWOT-анализ
Проведем анализ сильных сторон, слабостей, угроз ООО «Стройдом» (Таблица 2).
Возможности |
Угрозы |
||
1) Поиск нового рынка 2) Внедрение новых технологий 3) Свободный выбор сферы и направлений хозяйственной деятельности предприятия 4) Смена поставщиков |
|
||
Сильные стороны |
|||
|
|
|
|
Слабые стороны |
|||
|
|
|
На основе приведенного выше анализа можно сделать выводы о потенциале развития технологических преимуществ, кроющегося в устранении слабых сторон, умелом использовании возможностей и учете угроз. Таким образом, в целях повышения конкурентоспособности возможны следующие рекомендации:
1) Усилить слабые стороны:
Разработать план мероприятий по повышению мотивации персонала;
Снизить текучку кадров.
2) Использовать возможности:
Наиболее качественно использовать возможность в выборе сферы и направлений деятельности предприятия.
3) Устранить угрозы:
Повысить конкурентоспособность, и тем самым упрочить свои позиции на рынке.
По проведенному SWOT-анализу, можно сделать вывод, что предприятие ООО «Стройдом» занимает высокое место на данном рынке, имеет сильные стороны и стремиться устранить все виды угроз. А для выбора актуальной маркетинговой стратегии предприятия, необходимо сначала определить общую стратегию предприятия.
2.4 Анализ персонала ООО «Стройдом»
Управление предприятием осуществляет учредитель, являющийся единоличным руководителем. Он организует работу предприятия в установленном порядке, распоряжается его имуществом, выдает доверенности, открывает расчетные и другие счета в банках, издает приказы и другие документы, утверждает штатное расписание.
Важнейшим аспектом на предприятии является система оплаты труда.
Фонд оплаты труда - это сумма заработной платы всех работников предприятия с учетом удержаний на социальное страхование и НДФЛ. Иными словами, это сумма всей начисленной заработной платы.
В соответствии с законодательством из заработной платы персонала производятся следующие удержания и вычеты:
- Налог на доходы физических лиц (13%);
- Погашение задолженности по ранее выданным авансам, а также возврат сумм, излишне выплаченных в результате неверно произведенных расчетов;
- Возмещение материального ущерба, причиненного работником организации;
- Сумм, выплаченных за неотработанные дни использованного отпуска (при увольнении);
- Удержания по исполнительным листам.
Рассмотрим численность работников за последние 4 года (Рисунок 6).
Рисунок 6 - Численность сотрудников за 3 года
Из рисунка 6 видно, что с каждым годом количество сотрудников увеличивается. Это связано с тем, что предприятие растет, открываются новые торговые точки, предприятие начинает заниматься новыми видами деятельности, для чего немаловажен подбор новых квалифицированных кадров.
Рассмотрим квалификацию сотрудников в организации на рисунке 7.
Рисунок 7 - Квалификация сотрудников организации
На сегодняшний день количество сотрудников составляет - 478 человека. Исходя из данных диаграммы, видно, что большинство (57%) сотрудников имеет средне специальное образование, 28% - средне-техническое и 15% - высшее, это обусловлено тем, что большую часть персонала составляют сотрудники, находящиеся должности, к которой предъявляются низкие требования к квалификации (продавцы, кладовщики и прочие).
Рассмотрим возраст сотрудников в организации на рисунке 8.
Рисунок 8 - Возраст сотрудников организации
Исходя из данных диаграммы, большее количество сотрудников находятся в возрасте от 26 до 45 лет. В основном этими сотрудниками являются работники розничной и оптовой торговли, а именно – продавцы, кассиры, кладовщики, менеджеры оптового отдела. Но, не смотря на такое разнообразие возрастов, в коллективе благоприятная атмосфера для осуществления деятельности, поэтому новые сотрудники очень быстро вливаются в коллектив и в работу.
ООО «Стройдом» заинтересовано, чтобы сотрудники были грамотными и высококвалифицированными, так как от персонала зависит работа организации в целом. Поэтому одним из основных направлений развития компании является профессиональное обучение ее сотрудников.
Для компании очень важно работать не только с клиентами, но и с собственным персоналом, ведь именно от него напрямую зависит успешность выполнения поставленных задач. Как показывает практика, мало ставить перед подчиненными конкретные задачи и под строгим контролем добиваться их исполнения. Необходимо зажечь сотрудников, вдохновить их идеей и объединить. В то же время, для того чтобы программы по мотивации персонала работали с наибольшей эффективностью, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого сотрудника, его пожелания и стремления. И только от правильного использования сочетаний этих элементов будет зависеть итоговый результат.
Методы мотивации:
- Организация тренингов и семинаров для повышения квалификации сотрудников.
- Подарки на день рождения и крупные праздники.
- Проведение конкурсов профессионального мастерства.
- Награждение лучших сотрудников своей области.
Несмотря на наличие методов мотивации в организации, существует текучесть кадров. Текучесть кадров один из минусов компании, так как старые и опытные сотрудники уходят, а найти новых специалистов очень тяжело, что отражается на деятельности предприятия.
2.4.1 Анализ кадровой политики при помощи ПАУК-ЦИС
Возьмем следующие параметры: заработная плата, соц. пакет, график работы, качество обслуживания продавцов-консультантов, проведение тренингов, атмосфера в коллективе, текучесть кадров, возможность повышения квалификации.
Рисунок 9 - Паук-ЦИС
Вывод: в компании ООО «Стройдом» достаточно высокие заработные платы, бедный социальный пакет, качество работы продавцов-консультантов, относительно 2014 года, ухудшилось, частота проведения тренингов и обучений растёт. В общем, атмосфера в коллективе положительная, но достаточно высокая текучесть кадров.