Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Выбор стиля управления (руководства)
1.1 Понятие «Стиль руководства» и факторы формирования
1.2 Общие понятия о стилях управления
1.3 Тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении компанией
2.Анализ стиля управления ООО «ФинТранс»
2.1 Характеристика ООО «ФинТранс»
2.2 Стиль руководства ООО «ФинТранс»
3.Рекомендации для повышения эффективности упрвления в ООО «ФинТранс»
3.1 Формирование стиля руководства
3.2 Мероприятия для повышения эффективности управления ООО «ФинТранс»
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей курсовой работы «Выбор стиля руководства организации». Эта тема не только очень актуальна в наше время, но важна лично для меня, поскольку для достижения карьерного роста, необходимо владеть в первую очередь теоретическими знаниями. Стиль руководства, как правило, определяет результаты деятельности организации. Существуют множество примеров того, как умелый руководитель, выбрав правильный стиль руководства, приводит отстающий коллектив к пробуждению своих способностей и тем самым улучшает ситуацию в компании. Также можно поступить, наоборот, при неверном стиля руководства можно понизить эффективность работы.
В данной работе я рассматривала структуру стиля управления организацией, разбирала несколько типов, а именно авторитарный, демократический и либеральный, приведу плюсы и минусы вышеперечисленных стилей руководства.
На примере взятой организации, ООО «ФинТранс», проанализировав её характеристики, определила стиль руководства и дала рекомендации по улучшению стиля и увеличению эффективности труда и отношений между начальником и подчиненными.
Цель моей работы: определить стиль руководства организации, для увеличения эффективности работы ООО «ФинТранс».
1.Выбор стиля управления (руководства)
1.1 Понятие «Стиль руководства» и факторы формирования
Хорошему руководителю, для эффективного управления необходимо иметь представление о современных классификациях стилей лидерства и управления, различных возможных моделях поведения руководителя. Формирование и функционирование, как формальной структуры организации, так и неформальной, социально-психологической, структуры рабочей группы, коллектива непосредственно связаны с выдвижением руководителей в организации (ее подразделениях) и лидеров в малых группах и в целом в коллективе.
Руководитель - это официальное лицо, на которого возложены полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы.
Стиль руководства (управления) - «Устойчивая система средств, методов и форм воздействия руководителя с коллективом организации направленная на выполнение миссии организации и определяемая объективными субъективными факторами протекания управленческого процесса» [7, с. 465], другими словами, это типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной задачи.
Стиль руководства - явление индивидуальное, определяется специфическими характеристиками конкретной личности, отражает особенности работы с людьми, технологию принятия решений.
Лидер - человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений.
Лидерство - доминирование одних членов группы над другими[19].
Лидерство - это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство - это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как правовой процесс[19].
Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства [5, с. 232-233]:
- Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
- Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
- Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т.п. [5, с. 233-234].
Таким образом, можно сказать что, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию личностей, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является создателем того стиля управления, который он применяет на практике.
1.2 Общие понятия о стилях управления
В повседневной работе перед каждым руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действиями подчиненных. Это согласование получило название стиля управления. Успех работы менеджера зависит от очень многих обстоятельств: содержания задачи и сроков ее решения; личности руководителя, особенностей коллектива или характера подчиненного; специфики сложившейся ситуации и др. Вопрос «когда какой управленческий стиль применять?» является одним из самых сложных в менеджменте.
Под стилем управления понимается манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент необходимо. В настоящее время существует целый ряд теорий об основах формирования управленческих стилей. Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить «одномерные», т. е. обусловленные одним каким-то фактором, и «многомерные», учитывающие два и более обстоятельств при построении взаимоотношений «руководитель–подчиненный», стили управления.
К одномерным стилям управления относятся:
· авторитарный (директивный),
· демократический
· либерально-попустительский.
Предпосылки построения различных «одномерных» стилей управления содержатся в теориях «X» и «Y» Дугласа Мак-Грегора. Так, согласно теории «X», люди изначально ленивы и при первой же возможности избегают работы. У них полностью отсутствует честолюбие, поэтому они предпочитают быть руководимыми, не брать на себя от ответственности и искать защиты у сильных. Чтобы заставить людей трудиться, нужно использовать принуждение, тотальный контроль и угрозу наказаний. Однако, по мнению Мак-Грегора, люди таковы не по своей природе, а вследствие тяжелых условий жизни и труда, которые начали меняться к лучшему лишь со второй половины XX в. В благоприятны же условиях человек становится тем, кем он есть на самом деле, и поведение отражается уже другой теорией — «Y». В соответствии с ней в таких условиях люди готовы брать на себя ответственность за дело, более того, даже стремятся к ней. Если их приобщить к целям фирмы, они охотно включаются в процесс самоуправления, а также в творчество. И такое приобщение является функцией не принуждения, а вознаграждения, связанного с достижением поставленных целей. На таких работников опирается руководитель, исповедующий демократический стиль.
Краткая характеристика «одномерных» сталей управления, предложенная отечественным исследователем Э. Сгаробинским, дана в табл. 1.
В настоящее время в литературе по менеджменту выделяется также делегирующий стиль управления, представляющий собой совокупность приемов управления, манеру поведения руководителя, основанную на передаче задач подчиненным, которые принимают на себя и часть ответственности за их выполнение.
В целом можно сказать, что делегирование как стиль руководства возникло из демократического стиля, но получило ряд самостоятельных характеристик, связанных как с личностью руководителя (умение распознавать степень профессиональной зрелости сотрудников, владение ситуацией, высокая квалификация и др.), так и с наличием слаженного профессионального коллектива, способного принять на себя ответственность за порученное дело.
Таблица 1. Характеристика стилей руководства
Параметры взаимодействия с подчиненными |
Авторитарный (директивный) стиль |
Демократический стиль |
Либеральный стиль |
Делегирующий стиль |
Приемы принятия решений |
Единолично решает все вопросы |
Принимая решение, советуется с коллективом |
Ждет указания руководства или отдает инициативу в руки подчиненных |
Поручает принять решение команде |
Способ доведения решения до исполнителей |
Приказывает, распоряжается, командует |
Предлагает, просит, утверждает предложения подчиненных |
Просит, упрашивает |
Команда сама определяет исполнителей |
Приемы принятия решений |
Берет на себя или перекладывает на конкретного исполнителя |
Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями |
Снимает с себя всякую ответственность |
Ответственность распределяется в команде согласно объему делегируемых полномочий |
Отношение к инициативе |
Подавляет полностью |
Поощряет, использует в интересах дела |
Отдает инициативу в руки подчиненных |
Поощряет, развивает, дает команде возможность самостоятельно ее обсуждать |
Отношение к подбору кадров |
Боится квалифицированных работников |
Подбирает деловых, грамотных работников |
Подбором кадров не занимается |
Поручает поиск кандидатур команде |
Отношение к недостатку собственных знаний |
Все знает и умеет, гипертрофированное самосознание |
Постоянно повышает квалификацию |
Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных |
Повышает уровень квалификации, пополняет знания и поощряет эту черту у подчиненных |
Стиль общения |
Жестко формальный, необщительный |
Дружески настроен, любит общаться |
Боится общения, общается только по инициативе подчиненных, допускает фамильярное обращение |
Доброжелательный, внимательный к сотрудникам |
Характер отношений с подчиненными |
Диктуется настроением |
Ровная манера поведения. Постоянный самоконтроль |
Мягок, покладист, иногда легковерен |
Отношения полного доверия |
Отношение к дисциплине |
Приверженец формальной жесткой дисциплины |
Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям |
Требует формальной дисциплины, не умея ее соблюдать |
Разумное, контроль передается команде |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных |
Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам |
Постоянно использует разные стимулы |
Использует поощрение чаще, чем наказание |
Передает команде определение форм поощрения и порицания |
«Многомерные» стили управления представляют собой комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других, поэтому может реализовываться наряду с ними. В моделях, отражающих различные подходы авторов к пониманию проблемы воздействия внешних факторов на поведение руководителя и подчиненных, делается попытка определить стили управления с помощью различных переменных факторов. В своем влиянии они создают ту или иную ситуацию. Задача руководителя состоит в том, чтобы понять, какие методы и способы воздействия на подчиненных необходимо применять для достижения эффективности в конкретной ситуации. Модели ситуационного управления имеют существенные различия по набору рассматриваемых стилей управления, ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними, а также по определению эффективности самого руководства.
В современных условиях возникла практическая потребность в разработке таких подходов в организации управления, которые смогли бы соединить в себе лучшие черты ранее разработанных теорий. Основной упор в них делается на возможность провести ситуационный анализ эффективного управления как совокупности личностных характеристик руководителя и их проявления в поведении в конкретных условиях.
Методы руководства являются основой и одним из важнейших факторов, формирующих стиль управления как совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных.
Другим фактором, обусловливающим управленческий стиль, являются методы организации деятельности исполнителей.
Многообразные управленческие стили редко выступают в чистом виде. В практике приходится наблюдать различные формы их смешения и особенности проявления. Например, нередки случаи, когда форма и содержание действий руководителя не совпадают между собой. Например, авторитарный по сути своей руководитель внешне ведет себя достаточно демократично. Такой руководитель с удовольствием вас выслушает, попросит внести предложения по обсуждаемому вопросу, поблагодарит за активное участие в разработке, но решение, о котором идет речь, давно уже принято им единолично. Возможен и обратный вариант: вполне демократичный по внутренним убеждениям руководитель внешне проявляет грубое, порой неуважительное поведение в общении с коллегами и подчиненными, что связано с его недостаточной воспитанностью и неумением правильно себя вести в коллективе.
Существенное влияние на проявление стиля руководства оказывает специфика ситуации, своеобразие решаемых задач, квалификация и сплоченность членов коллектива и др., например, в критической для фирмы ситуации даже демократичный руководитель будет вынужден использовать более жесткие методы управления коллективом.
Как же решить, какой из стилей руководства хуже или лучше? Ответ на этот вопрос должен опираться на определенный критерий, в качестве которого многие исследователи использовали такие показатели эффективности деятельности группы (коллектива), как продуктивность работы группы и удовлетворенность ее членов трудом. Общий итог, к которому пришли исследователи, заключается в том, что, как правило, демократическое и авторитарное руководство имеет примерно равные показатели продуктивности, но что касается удовлетворенности трудом, то здесь весьма серьезное преимущество у демократического стиля руководства.
При этом надо учитывать, что руководителю приходится работать с людьми весьма различными по культурному и образовательному уровню, взглядам на жизнь, эмоциональному и личностному складу. В силу этого их реакция на один и тот же стиль руководства может оказаться неоднозначной. В частности, чем ниже квалификация и культура работника, тем легче он воспринимает авторитарный стиль руководства и, наоборот, люди демократичные по своей натуре, эмоциональные и открытые в поведении не смогут сработаться с жестким руководителем, требующим беспрекословного подчинения. Руководителю очень важно уметь гибко использовать соответствующие стили. С течением времени у каждого руководителя вырабатывается свой стиль руководства. В чистом виде приведенные стили управления уже не могут быть достаточно эффективны в современном бизнесе. В соответствии со сложившейся ситуацией и степенью зрелости коллектива, как правило, применяются отдельные методы из всех стилей. В настоящее время существуют определенные ключевые элементы организационной практики, которые помогают руководителю сориентироваться, как следует себя вести в тех или иных условиях.
Таблица 2. Условия и формы использования авторитарного стиля
Функция управления |
Условия и формы |
Принятие решения единолично руководителем |
При срочных или требующих оперативного решения задачах; в случае повторяющихся, традиционных решений |
Определение и формулирование общих целей руководителем |
На начальном этапе формирования организации, трудового коллектива, построения команды; при низкой квалификации работников; в случае категорических разногласий в коллективе по поводу определения главных целей |
Распределение обязанностей руководителем |
На начальном этапе формирования организации, трудового коллектива, построения команды; в ситуации, когда необходимо срочно провести перестановку сил |
Установление рабочего времени |
В сложных или экстремальных ситуациях, а также на начальном этапе формирования трудового коллектива |
Функция управления |
Условия и формы |
Стимулирование и мотивация, исходящие от руководителя |
На начальном этапе формирования организации, трудового коллектива, построения команды; в случае попытки участников команды удовлетворять личные потребности за счет коллективных; в случаях явных отклонений в производительности и качестве труда, демонстрируемых работниками |
Жесткий, централизованный контроль |
На начальном этапе работы коллектива, пока не действует правило «каждый контролирует и контролируется»; в случае отступления работников от установленных стандартов качества |
Подбор кадров |
Постоянная функция руководителя |
Распределение инвестиций руководителем |
На начальном этапе формирования организации, трудового коллектива; в случае, если коллектив принимает решение в пользу личных интересов в ущерб коллективным |