Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-правовые аспекты статуса нотариуса в Российской Федерации
1.1. Определение статуса нотариуса в российском законодательстве
1.2. Элементы правового статуса нотариуса
2. Проблемы и направления дальнейшего развития правового статуса нотариуса
2.1. Усовершенствования правового статуса нотариуса в законодательстве РФ
2.2. Проблемы и пути совершенствования элементов правового статуса нотариуса
Нотариусы редко несут заслуженное наказание перед законом. Нотариусов сложно привлечь к уголовной ответственности. Если такие дела и доходят до суда, то их итогом становятся либо оправдательные приговоры, либо дисциплинарные взыскания и штрафы. Поэтому, например, доказать факт халатности или умышленного злоупотребления, допущенного нотариусом при проведении юридической экспертизы документов, еще не означает неотвратимость наказания.
Так, имеющиеся в публичном доступе данные статистики говорят о том, что в 2015 году в двух из десяти случаев уголовного преследования нотариусов дела были прекращены. И только 6 представителей нотариата лишились права вести частную нотариальную практику.
Нотариусы не уполномочены качественно оценивать риски. В процессе той самой «проверки чистоты» квартиры, пожалуй, абсолютно каждый клиент рассчитывает получить не только некую формальную «бумагу», на которой зафиксированы этапы смены собственника или обременения, но также и профессиональный совет о возможных подводных камнях, эдакий своеобразный отчет о риск-менеджменте, поясняют адвокаты.
Тем временем практически ни для кого уже не секрет, что на рынке недвижимости существует множество хитрых «серых» схем. И в этом случае только опытный взгляд профессионала, который «в теме», может заметить возможные опасности. Нотариус же по определению выполняет представительские функции, он универсален, не знает «узкой» специфики сферы недвижимости, не работает с судебными спорами, то есть не обладает знаниями судебной практики, да и в принципе ограничен в том, чтобы давать консультации, не связанные с формальным свидетельствованием и удостоверением. Безусловно, юридические познания у нотариусов есть, но они скорее теоретические, а иногда и устаревшие[36].
К сожалению, в нашей стране пока очень немногие специалисты имеют уровень правовой грамотности, достаточный для того, чтобы правильно интерпретировать правовой статус разных сделок, форм собственности и обременения. Не говоря уже о том, чтобы оценить правовые последствия приобретения объекта недвижимости или сделать анализ вероятных рисков и материальных потерь. И здесь, увы, нотариальный взгляд не достаточен. Соответствующие экспертные возможности, есть только у представителей юридического сообщества, узко специализирующихся на недвижимости и постоянно совершенствующих свои знания на судебных процессах[37].
Реформирование нотариальной системы, которое проводится в настоящее время, затрагивает в том числе и вопросы правового статуса нотариуса. Ужесточение ответственности нотариуса за вред, причиненный юридическим и физическим лицам, выделяется в самостоятельное направление развития и совершенствования законодательства по регулированию нотариальных правоотношений. Согласно Основам законодательства РФ о нотариате предусмотрена полная имущественная ответственность за счет страховой суммы, личных сбережений и личного имущества. Факт причинения нотариальными действиями или необоснованным отказом от совершения действий должен устанавливаться в судебном порядке, в этом случае возмещение будет производиться из страховой суммы. В случае если причинение ущерба является умышленным, то страховое возмещение предполагается не из страховой суммы, а из собственных средств нотариуса или гарантийной кассы[38].
В соответствии с новым проектом закона планируется увеличить размер страховой суммы в несколько раз, кроме основного страхования планируется дополнительное коллективное страхование Нотариальными палатами субъектов и Федеральной нотариальной палатой. Видится необходимым усовершенствование порядка индивидуального и коллективного страхования нотариуса. В соответствии с Основами страхование ответственности нотариусов предусматривалось сроком на 1 год. В связи с длительным характером выявления нотариальных ошибок данный срок был нелогичным и не соответствовал реалиям. В проекте закона «О нотариате и нотариальной деятельности в РФ[39] проблема решена – страхование предусмотрено на весь период нотариальной деятельности. «В этой связи проект предусматривает единственный вид страхования – на весь период нотариальной деятельности, а механизм такого обязательного страхования должен быть регламентирован специальным федеральным законом об обязательном страховании риска профессиональной ответственности нотариуса по аналогии с обязательным страхованием автогражданской ответственности»[40]. Также, по образу ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»[41], необходима разработка и внесение на рассмотрение Государственной Думы РФ специального федерального закона, регулирующего обязательное страхование риска профессиональной ответственности нотариуса. В случае если будет установлен факт умышленного введения в заблуждение нотариуса со стороны клиента или обмана, то возмещения, разумеется, не предполагается. В случае если сделка будет признана недействительной, а факт отступления от правил нотариального производства не доказан, возмещения также не будет. Таким образом, можем заключить, что законодателем в концепции проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» сделаны некоторые попытки по ужесточению ответственности нотариуса. Однако фактически нотариус все же не будет брать на себя ответственность за ненадлежащую проверку «юридической чистоты» гражданско-правовой сделки.
Также хочется отметить, что понятие ущерба как такового отсутствует в нотариальном законодательстве, отсутствует и механизм определения размера этого ущерба. В связи с этим целесообразным видится конкретизация понятия ущерба указанием на строго определенные виды расходов, подлежащих возмещению.
Представляется, что к таким расходам, например, относятся расходы, которые понес гражданин или юридическое лицо вследствие неправомерных действий либо бездействий нотариуса, и не относится упущенная выгода обращающихся к нотариусу сторон. Также необходимо законодательно закрепить механизм определения размера ущерба, причиненного в результате неправомерных действий нотариуса[42].
Дискуссионным остается и вопрос относительно возмещения нотариусом морального ущерба, который причинен обратившимся за нотариальным удостоверением. Анализ различных точек зрения позволяет прийти к выводу, что размер морального вреда должен определяться в каждом конкретном случае в судебном порядке[43].
В статье 12 Основ законодательства РФ о нотариате упоминается термин «дисциплинарный проступок» нотариуса, но этот термин не раскрывается ни в Основах, ни в других нормативных источниках, регулирующих нотариальную деятельность. Не регламентируются также виды дисциплинарных взысканий, не описан механизм привлечения нотариуса к ответственности за совершение дисциплинарного проступка.
Вывод по 2 главе.
Принятые новшества имеют большое значение для граждан и юридических лиц и нотариального сообщества в целом, которые призваны решить ряд задач социально-экономического характера.
Не смотря на внесение в законодательство о нотариате изменений, остается много проблем в вопросах правового статуса нотариуса.
Так, соблюдение нотариусом обязанности предоставлять сведения о нотариальных действиях по запросу определенного круга государственных органов, таких как налоговые органы, органы прокуратуры и следствия, адвокатские образования, и соблюдение обязанности не разглашать нотариальную тайну на практике ведет к конфликту частноправовых и публичных интересов. Вышеперечисленные органы, зачастую превышая свои полномочия, требуют предоставления информации, относящейся к нотариальной тайне. Решением проблемы может служить унификация и приведение к единообразию.
Проблемным также остается вопрос об обязанности предоставлять в соответствующие органы сведения о легализации доходов, которые получены преступным путем, также сведения о финансировании терроризма.
Резюмируя вышесказанное относительно вопросов предоставления сведений по запросам органов власти и других заинтересованных лиц и вопросов, касающихся защиты нотариальной тайны, следует отметить, что некоторые органы власти в своей деятельности не должны превышать законодательно закрепленные полномочия. Для этого, как и было отмечено, необходимо устранить коллизии в законах, регулирующих действия различных органов, и законах, регулирующих нотариальную деятельность. Необходимо также детально проработать механизм защиты информации, доверенной нотариусу.
Заключение
По результатам нашего исследования можно сделать основные выводы:
Ключевая задача нотариусов кроется в обеспечении реальности прав, как лиц физических, так и юр-аналогов, а также в закреплении их в юридически установленной форме.
Нотариусы (государственные, частнопрактикующие) имеют право свершать такие нотариальные действия: выдавать свидетельства о праве собственности в доле общего имущества супругов; удостоверять сделки; налагать-снимать запреты на отчуждение имущества; свидетельствовать о верности копий документов, а также из них выписок; о подлинности на документах подписи; о верности переводов документов с языка на иной; удостоверять идентичность гражданина с лицом, которое представлено на фотоснимке; удостоверять факты пребывания лица в живых либо его нахождение в каком-либо месте; заверять точное время предъявления документов; брать в депозит бумаги (ценные), а также денежные суммы; передавать заявления физ. и юрлиц иным лицам; совершать надписи исполнительного характера; совершать протесты по векселям; предъявлять к платежу чеки, а также удостоверять их неоплату; совершать протесты (морские); брать на сохранение документы; обеспечивать доказательства.
В компетенцию нотариусов, осуществляющих деятельность в нотариальных госконторах, входят деяния, которые предваряют оформление наследства, а именно: подготовку-выдачу свидетельств о правах наследования; принятие нужных мероприятий по сбережению имущества (наследственного).
Если в нотариальном округе нет нотариальных госконтор, совершение подобных деяний, которые связаны с оформлением наследства, выполняет нотариус, практикующий частным образом.
В РФ нотариальной деятельностью имеют право заниматься граждане Российской Федерации, обладающие лицензией на право подобной деятельности. Не распространяется данное требование на лиц должностных органов исполнительной власти, учреждений консульских, которые уполномочены совершать нотариальные действия.
Процедура выдачи лицензий установлена Минюстом РФ. Лицензии выдают уполномоченные органы юстиции после успешно сданного квалификационного экзамена. Основанием для выдачи последних служит решение квалификационной комиссии.
Нотариусам и иным работникам нотариата запрещено разглашать информацию, обнародовать документы, о которых они узнали в ходе свершения нотариальных действий. Данное положение является действующим и по окончанию сложения полномочий либо увольнению нотариуса.
Правовая природа института нотариата базируется на таком основном элементе, как правовой статус нотариуса. Именно объем его прав, обязанностей и ответственности, характер взаимоотношений с государством и обществом, совокупность гарантий независимости предопределяет сущность нотариата в целом.
Принятые новшества имеют большое значение для граждан и юридических лиц и нотариального сообщества в целом, которые призваны решить ряд задач социально-экономического характера.
Не смотря на внесение в законодательство о нотариате изменений, остается много проблем в вопросах правового статуса нотариуса.
Так, соблюдение нотариусом обязанности предоставлять сведения о нотариальных действиях по запросу определенного круга государственных органов, таких как налоговые органы, органы прокуратуры и следствия, адвокатские образования, и соблюдение обязанности не разглашать нотариальную тайну на практике ведет к конфликту частноправовых и публичных интересов. Вышеперечисленные органы, зачастую превышая свои полномочия, требуют предоставления информации, относящейся к нотариальной тайне. Решением проблемы может служить унификация и приведение к единообразию.
Проблемным также остается вопрос об обязанности предоставлять в соответствующие органы сведения о легализации доходов, которые получены преступным путем, также сведения о финансировании терроризма.
Список использованных источников
Законы и иные нормативные акты
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // «Российская газета», N 7, 21.01.2009
- Гражданский кодекс РФ, ч. 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3302
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон № 117-ФЗ от 05.08.2000 (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
- О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 03.07.2016) // СЗРФ. 1992. № 13.
- Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // СЗРФ. 2002. № 26.
- Основы законодательства о нотариате: Федеральный закон № 4462-1 от 11.02.1993 (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 2012. № 242.
- О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 2001. № 21.
- Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // СЗ РФ. 2002. № 13.
- О нотариате и нотариальной деятельности [Электронный ресурс]: проект Федерального закона № 398234-6 (ред. от 02.12.2013). URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29782.html (дата обращения: 17.03.2017).
- Определение Верховного суда РФ от 12.10.2012 г. № 32-КГ12-3 // Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».