Файл: Субъекты малого предпринимательства (Понятие субъектов малого предпринимательства и его поддержка Российским законодательством).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие субъектов малого предпринимательства в российском законодательстве
1.2 Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета малого предпринимательства
1.3 Система налогообложения предприятий малого бизнеса
2. Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса
2.2 Учет основных средств и нематериальных активов
3. Налоговый учет и отчетность предприятий малого бизнеса
3.1 Налоговый учет доходов и расходов в ООО АКФ «Проф-Аудит»
Первый уровень включает законодательство о бухгалтерском учете. В его состав входят федеральные законы «О бухгалтерском учете», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Особое место на этом уровне занимает федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ (в редакции изменений и дополнений).В законе определены: концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета: права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управленческого персонала; меры, обеспечивающие достоверность информации; порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета. Закон является правовой базой для привлечения иностранных инвестиций.Методологические основы бухгалтерского учета обозначены в этом законе только в основных чертах. Закон определяет, что методологией учета должны заниматься органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. Эти органы имеют право разрабатывать и утверждать обязательные для всех организаций на территории России:
- планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
- положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие;
- принципы, правила и способы учета хозяйственных операций;
- составления бухгалтерской отчетности;
- другие нормы и методологические указания по вопросам бухгалтерского
учета.
Для субъектов малого бизнеса может предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета.Очень важным документом первого уровня системы регулирования является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Этот документ законодательно закрепил многие вопросы учетной работы: признак юридического лица, наличие самостоятельного баланса, обязательность утверждение годового бухгалтерского отчета, случаи обязательного аудиторского заключения, понятие чистых активов, понятие дочерних и зависимых обществ (предприятий), порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридических лиц.Второй уровень системы регулирования бухгалтерского учета составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), являющиеся национальными стандартами. В настоящее время утверждены и действуют 23 ПБУ.
Основные из них:
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98г. № 34 н.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98г. № 60 н.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. №34 н.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утверждено приказом Минфина РФ от 9.07.01г. №44 н.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26 н.) (с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Минфина от 12.12.05г.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6.05.99 г. №32 н.) (с изменениями и дополнениями Приказ Минфина от 12.12.05г.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6.05.99г. №33 н.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 (утверждено приказом Минфина от 16.10.00г. №91н);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01 (утверждено приказом Минфина РФ от 02.02.01г. №60 н.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02 г. №114 н.).
Разработка Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 стала важным этапом развития отечественного бухгалтерского учета. Установленные этим документом состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организации максимально приближены к нормам, заложенным в международных стандартах бухгалтерского учета. Требования к бухгалтерской отчетности изложены в таблице 2.
Таблица 2. Требования к бухгалтерской отчетности
Достоверность |
Целостность |
Последовательность |
Сопоставимость |
Полнота раскрытия информации |
Нейтральность |
Существенность |
Оформление |
Отчетный период |
Денежное измерение |
Они дополняют собой допущения и требования, раскрытые в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».При пользовании стандартом по учетной политике необходимо исходить из того, что он полностью базируется на общепринятых в мировой практике принципах бухгалтерского учета.Таким образом, разработка документов второго уровня обусловлена необходимостью обобщения и трактовки применения принципов и базовых правил бухгалтерского учета, изложения основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета, и возможных методов применения бухгалтерских приемов без раскрытия конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности.Третий уровень включает документы, раскрывающие конкретный механизм применения бухгалтерских методов с учетом отраслевой специфики предприятия, его масштабов, либо самих объектов бухгалтерского учета. К ним относятся следующие документы:
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.00г. №94 н., в редакции дополнений и изменений, внесенных приказом Минфина РФ от 07 мая 2003 г. № 1-550/32-2);
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49);
- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н)
- Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.2002 г. №119н);
Следует отметить, что документы по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции, связывают два крупных блока учетной работы: финансовый и управленческий учет. При этом на данные блоки влияет комплекс вопросов по организации налогового учета.Четвёртый уровень составляют внутренние рабочие документы организации, разрабатываемые руководителями организации. Основное условие содержания таких рабочих документов - непротиворечивость нормативным актам более высокого уровня.Важным документом этого уровня является приказ об учетной политике. При ее разработке организации должны руководствоваться следующими допущениями (правилам»), предусмотренными ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», которые представлены в таблице 3.
Таблица 3. Допущения учетной политики
Имущественная обособленность |
Непрерывность деятельности |
Последовательность применения |
Временная определённость фактов хозяйственной деятельности |
Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства существуют обособленно от имущества и обязательств собственника.Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою работу в обозримом будущем, и у нее нет намерения ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если такие намерения имеют место, то организация должна указать в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанными с этими фактами. Кроме указанных допущений при разработке учетной политики необходимо также выполнение определенных требований, которые тоже закреплены в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», они представлены в таблице 4.
Таблица 4. Требования к учетной политике
Полнота учета |
Своевременность |
Осмотрительность (консерватизм) |
Приоритет содержания перед формой |
Непротиворечивость |
Рациональность |
Требование полноты говорит о необходимости отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности. Требование своевременности обязывает отражать в бухгалтерском учете операции в момент их совершения либо, если такое отражение затруднительно, сразу после их завершения, что позволит получить оперативную и точную информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации.Требование осмотрительности означает большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская скрытых резервов).Требование приоритета содержания перед формой означает, что отражать в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности нужно не только по их правовой форме (юридическому оформлению), но и по экономическому содержанию фактов и условий хозяйствования.Требование непротиворечивости обуславливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.Требование рациональности говорит об эффективной организации бухгалтерского учета в конкретной форме, исходя из её условий хозяйствования, масштабов деятельности и других факторов.Данное требование особенно важно для субъектов малого предпринимательства, деятельность которых зачастую весьма специфична, а финансовые возможности по организации бухгалтерского учета ограничены.Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса ведется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ (с учетом изменений и дополнений). На основании данного закона ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители предприятия.
В зависимости от объема учетной работы руководители предприятий малого бизнеса могут:
- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
- ввести в штат должность бухгалтера;
- передать на основе договора ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру;
- вести бухгалтерский учет лично.
Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной информации в бухгалтерской отчетности.Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций обязательны для всех работников организации. В своей работе главный бухгалтер может подчиняться только непосредственно руководителю организации.
К основным задачам бухгалтерского учета и налогообложения деятельности малых предприятий относятся:
- совершенствование законодательной и нормативной базы;
- унификация и упрощение учетных регистров;
- упрощение рабочего плана счетов;
- совершенствование документооборота и сведение к минимуму количества бухгалтерских документов;
- сокращение форм отчетности;
- упрощение баланса за счет укрупнения статей и исключения статей, не являющихся исключительно информативными для государственных органов;
- упрощение налогообложения.
Организация бухгалтерского учета предприятии малого бизнеса начинается с формирования учетной политики, составления рабочего плана счетов, определения формы бухгалтерскою учета и состава применяемых форм первичных учетных документов, cсистемы документооборота, которые утверждает руководитель предприятия.Малое предприятие на основании ПБУ 1/98«Учетная политика организации» разрабатывает учетную политику, под которой понимается принятая им совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя.
При этом утверждаются:
- Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- Формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы документов, а также формы первичной внутренней бухгалтерской отчетности.
- Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
- Порядок контроля за хозяйственными операциями.