Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий( Понятие и значение оперативно-розыскных мероприятий в оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 485
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и значение оперативно-розыскных мероприятий в оперативно-розыскной деятельности
1.1. Понятие и сущность оперативно – розыскной деятельности
1.2 Понятие оперативно-розыскных мероприятий
2. Классификация оперативно-розыскных мероприятий
2.1. Виды оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их проведения
2.2. Виды проведения оперативно-розыскных мероприятий
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru
Бобров В.Г Понятие оперативно-розыскного мероприятия // http://www.irbis.vegu.ru/repos/8002/
УПК РФ ограничивает использование результатов оперативно-розыскной деятельности для доказывания фактических обстоятельств дела[11]. Именно данный подход усматривается из позиции Конституционного суда Российской Федерации: «Результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно – на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона.
1.2 Понятие оперативно-розыскных мероприятий
Расследование преступлений, в особенности совершенных в условиях неочевидности, с использованием различных способов и средств сокрытия преступной деятельности, организованными преступными группами или преступными сообществами и в ряде других случаев, далеко не всегда может быть успешно осуществлено посредством производства одних только следственных и иных процессуальных действий.
Зачастую требуется получение информации, которая в дальнейшем может иметь доказательственное значение, такими способами, которые до определенного момента сохраняли бы в тайне сам факт собирания требуемой информации. Такие ситуации могут быть обусловлены широким кругом обстоятельств, например необходимостью установления мест нахождения предметов, документов, ценностей, имеющих значение для доказывания по уголовному делу, выявления связей подозреваемого (обвиняемого) для определения круга лиц, которые, возможно, причастны к расследуемому преступлению, документирования самого факта преступной деятельности, осуществляемой с применением ее маскировки, и т. д.
Оперативно – розыскные мероприятия являются составным структурным элементом ОРД, состоящим из системы взаимосвязанных действий направленных на решение конкретных тактических задач. Как уже было отмечено раннее, данные мероприятия носят разведывательно – поисковый характер, который направлен на получение информации:
– о лицах замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления;
– наличии следов противоправной деятельности;
– местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших лиц;
– иной информации, необходимой для предотвращения, пресечения и раскрытия преступлений;
В научной литературе авторы формулируют различные определения понятия оперативно-розыскного мероприятия. Например, Н.С. Железняк под оперативнорозыскным мероприятием предлагает понимать «совокупность объединенных единым тактическим замыслом действий, осуществляемых оперативными подразделениями в целях своевременного выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, розыска причастных к ним лиц, а также лиц, без вести пропавших, основанных на использовании оперативно-розыскных сил, средств и методов»[12].
В зависимости от степени ограничения прав и свобод граждан оперативно-розыскные мероприятия подразделяются на две группы:
1. Оперативно-розыскные мероприятия, не ограничивающие конституционные права граждан (опрос, наблюдение, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, отождествление личности, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент).
2. Оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан (негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи).
На основании вышеизложенного можно так же классифицировать оперативно-розыскные мероприятия в зависимости от видов санкционирования.
Все оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права и свободы граждан, соответственно требуют судебного санкционирования, к таким мероприятиям в частности относятся: контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Возможность ограничения конституционных прав личности при проведении оперативно-розыскной деятельности предусмотрена Конституцией Российской Федерации, которая в ч. 3 ст. 55 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Соответственно при ограничении прав и свобод человека необходимо соблюдать три основных условия:
1) законодательное регулирование ограничительных мер;
2) направленность таких мер на достижение строго определенных Конституцией РФ целей;
3) соразмерность ограничения прав конституционно значимым целям[13].
В связи с этим возникает проблема создания надежного механизма защиты прав личности от незаконного, необоснованного, а также чрезмерного их ограничения при осуществлении ОРД[14].
Также следует понимать, что остальные оперативно-розыскные мероприятия не влекут прямого ограничения конституционных прав и свобод личности, однако некоторые из них представляют сложный комплекс гласных и негласных мер, в том числе могут быть связаны с применением специальных технических средств и секретных оперативных комбинаций, поэтому требуют ведомственного санкционирования руководителем органа, осуществляющего ОРД.
К таким мероприятиям относятся:
-проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободный гражданский оборот которых на территории РФ запрещен или ограничен;
-оперативный эксперимент;
-оперативное внедрение.
К третьей группе относятся мероприятия, проводимые на усмотрение оперативного сотрудника и не требующие какого-либо санкционирования: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности.
Определяя условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, в ст. 8 ФЗ об ОРД законодатель устанавливает требование, в соответствии с которым проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения. Соответственно, например, проведение обследования в жилище требует судебного санкционирования, а обследование иных помещений, зданий, сооружений, транспортных средств и участков местности в таком судебном решении, согласно федеральному законодательству об оперативно-розыскной деятельности, не нуждается.
Несмотря на распространенность в теории оперативно-розыскной деятельности данного классификационного деления, на практике его можно считать достаточно условным. Данная ситуация объясняется тем, что оперативно-розыскные мероприятия, не требующие судебного санкционирования, не влекут прямого ограничения конституционных прав и свобод граждан, но косвенно они очень часто затрагивают и существенно ограничивают законные интересы достаточно широкого круга лиц. Однако без указанных ограничений в настоящее время в сложившейся в России социальной обстановке решение задач оперативно-розыскной деятельности не представляется возможным.
Современное состояние сферы обеспечения прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий обусловлено целым рядом серьезных проблем, оказывающих серьезное негативное влияние как на результат оперативно-розыскной деятельности в целом, так и на процесс обеспечения прав и свобод лиц, в отношении которых данная деятельность осуществляется. Среди указанных проблем можно выделить три основных, которые обостряют и без того сложную обстановку, складывающуюся в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Таким образом, ОРД – это прежде всего:
-особый вид государственной деятельности.
-эта деятельность осуществляется на основании, в соответствии и во исполнение Федерального закона об «оперативно – розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144 – ФЗ.
-данная деятельность проводится оперативными подразделениями, уполномоченными на то федеральным законом (в статье 13 ФЗ «об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144 – ФЗ, содержится полный перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).
-осуществляется посредством проведения оперативно – розыскных мероприятий. ОРМ – это сердцевина всей деятельности, основной механизм осуществления оперативно – розыскной деятельности.
-осуществляется гласно и негласно. Когда невозможно получить интересующие сведения гласными методами, на помощь правоохранителям приходят негласные методы.
-осуществляется в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[15].
На практике сотрудники полиции наиболее часто и эффективно применяют следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос; наведение справок; - наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; сбор образцов для сравнительного исследования.
Согласно действующему законодательству, собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ. Всякое нарушение правовых актов, например, ведомственных инструкций, регламентирующих организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий влечет невозможность использования результатов ОРД.
2. Классификация оперативно-розыскных мероприятий
2.1. Виды оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их проведения
Основными видами оперативно – розыскных мероприятий, которые в соответствии со ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» уполномоченные на то представители органов правопорядка имеют право применять[16]: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.
В литературе принята так же разделять данную группу виды оперативно – розыскные мероприятия на две группы :
-оперативно – розыскные мероприятия, не требующие санкции на их проведение, к ним относится: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств.
-оперативно – розыскные мероприятия, требующие ведомственного санкционирования или судебного решения к ним можно отнести все остальные, а именно: проверочная закупка; наблюдение; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи.
Данный перечень оперативно – розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Опрос как форма беседы (общения) может происходить как конфиденциально, так и открыто, как при непосредственном зрительном восприятии опрашиваемого и опрашивающего, так и без такового – посредством использования технических средств (например, телефонной связи или интернета).
Стоит отметить, что проведение опроса допускается с использованием мер конспирации, зашифровки опрашивающим своей личности, статуса либо его участия в беседе в качестве лица, которым он фактически не является. В частности, право использования в целях конспирации документов, зашифровывающих личность должностных лиц граждан, оказывающих им содействие, позволяет выступать в качестве и от имени вымышленных лиц, которые значатся в специальном документе (п. 4 ст 15 ФЗ об ОРД).