Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Возникновение и развитие аудита и аудиторской деятельности).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения аудита
1.1. Возникновение и развитие аудита и аудиторской деятельности
1.2. Отечественная история развития аудита
2.1. Цели и задачи аудиторской деятельности
2.2. Профессиональная этика аудитора
3. Аудит как вид предпринимательской деятельности
3.1. Правовые положения аудиторской деятельности
3.2. Основные этапы проведения аудита
3.3. Государственное регулирование аудиторской деятельности
Основные функции уполномоченного федерального органа:
- издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
- организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
- организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности;
- организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
- контроль за соблюдением аудиторскими организациями(аудиторами) федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
- определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций (аудиторов) и финансовой отчетности;
- ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров;
- аккредитация профессиональных аудиторских объединений.
В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа[85].
Совет по аудиторской деятельности:
- принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;
- разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
- рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на уполномоченного федерального органа;
- осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.
Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений[86].
В состав совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка РФ и пользователей аудиторских услуг.
Из основных функций уполномоченного федерального органа и совета по аудиторской деятельности видно, что важное значение имеют разработка и внедрение в практику стандартов аудиторской деятельности.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности – это нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и к оценке их квалификации[87].
Аудитору предоставлена возможность и право самому определять методы проведения проверки и выражать свое мнение в аудиторском заключении о достоверности финансовой отчетности экономического субъекта. Но высказывая личное мнение, аудитор свою деятельность должен осуществлять в соответствии с определенными профессиональными правилами, выработанными с помощью обобщения международного и национального опыта. Такими правилами, описывающими основополагающие приемы и принципы, которыми необходимо руководствоваться аудитору при проведении проверки, и являются стандарты аудиторской деятельности.
Применение правил (стандартов) аудиторской деятельности обеспечивает признаваемость российского аудиторского заключения зарубежными пользователями российской экономической информации.
3.4. Общественное регулирование аудиторской деятельности
В соответствии с законодательством аудиторские фирмы и аудиторы могут образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов[88]. Объединения аудиторских фирм и аудиторов - некоммерческие организации, правовой статус которых регулируется статьями 121-123 ГК РФ. Коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты своих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций и союзов, являющихся некоммерческими организациями. Ассоциации и союзы аудиторских фирм в качестве основной деятельности могут иметь, например, представление и защиту имущественных интересов в арбитражном суде[89].
Извлечение прибыли не может быть основной целью деятельности ассоциаций и союзов аудиторских фирм, они не могут распределять полученную прибыль между участниками ассоциаций и союзов. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) аудиторских фирм преобразуется в хозяйственное общество или товарищество, либо она может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в нем. Закон исключает одновременное участие в ассоциации и союзе аудиторских фирм и некоммерческих организаций. Однако в них могут участвовать аудиторы, работающие индивидуально.
Ассоциации и союзы аудиторских фирм не могут выполнять какие-либо функции управления организациями и аудиторами, находящимися в их составе. Участники ассоциации (союза) аудиторских фирм сами определяют характер созданного ими объединения и управляют его деятельностью[90].
Аудиторская фирма одновременно может быть участником нескольких ассоциаций (союзов). Однако при этом надо помнить, что отчисления на содержание аппарата управления ассоциаций, союзов и иных структур вневедомственного управления (в том числе вступительные и членские взносы) относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Ассоциация (союз) аудиторских фирм становится собственником имущества, переданного ей учредителями, включая взносы, являющиеся основным источником формирования имущества ассоциации (союза) (п. 3 ст. 48, 213 ГК РФ). Данное имущество может использоваться только для целей достижения уставных задач.
Ассоциация (союз) аудиторских фирм и аудиторов не отвечает по обязательствам своих членов, но аудиторские фирмы несут дополнительную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных в учредительных документах. Аудиторские фирмы и аудиторы вправе безвозмездно пользоваться услугами ассоциации (союза).
Учредительными документами ассоциации или союза аудиторских фирм и аудиторов являются учредительный договор, подписанный его участниками, и утвержденный ими устав.
Выход из ассоциации (союза) аудиторских фирм допускается по окончании финансового года с тем расчетом, чтобы фирма до его окончания выполняла свои имущественные обязанности. В этом случае она несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода[91].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аудит – это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха. Для многих аудиторских фирм в тех странах, где это разрешено законодательством (например, в США, Великобритании), оказание аудиторских услуг становится в последние годы преобладающим видом деятельности[92].
Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Аудиторской деятельностью могут заниматься как юридические лица (аудиторские фирмы), так и физические лица (аудиторы).
Закон об аудиторской деятельности в РФ подробно регламентирует вопросы, связанные:
- с оплатой работы аудитора, ответственностью экономического субъекта за уклонение от обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению;
- с порядком проведения аудиторской проверки;
- со структурой и содержанием заключения аудитора (аудиторской фирмы);
- с порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т.д.
По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение, имеющее важное юридическое значение. Сведения, содержащиеся в аудиторском заключении могут относиться к коммерческой, банковской, налоговой тайне, поэтому законодательство возлагает на аудитора обязанность сохранять их в тайне. В случаях предусмотренных законом, в средствах массовой информации публикуется итоговая часть аудиторского заключения. Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию. Аудиторский финансовый контроль находится в процессе развития. Его сфера деятельности будет расширяться по мере развития цивилизованных рыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских служб и роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций с целью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая ), принят Государственной Думой РФ 16.07.1998 и утв. Федеральным законом N 146-ФЗ от 31.07.1998.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), принят Государственной Думой РФ 19.07.2000 и утв. Федеральным законом N 117-ФЗ от 05.08.2000.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), принят Государственной Думой РФ 21.10.1994 и утв. Федеральным законом N 51-ФЗ от 30.11.1994.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), принят Государственной Думой РФ 22.12.1995 и утв. Федеральным законом N 14-ФЗ от 26.01.1996.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья), принят Государственной Думой РФ 01.11.2001 и утв. Федеральным законом N 146-ФЗ от 26.11.2001.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая), принят Государственной Думой РФ 24.11.2006 и утв. Федеральным законом N 230-ФЗ от 18.12.2006.
8. Бюджетный кодекс Российской Федерации, принят Государственной Думой РФ 17.07.1998 и утв. Федеральным законом N 145-ФЗ от 31.07.1998.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации, принят Государственной Думой РФ 21.12.2001 и утв. Федеральным законом № 197-ФЗ от 30.12.2001.
10. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» N 402-ФЗ от 06.12.2011.
11. Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» N 307-ФЗ от 30.12.2008 принят Государственной Думой РФ 24.12.2008.
12. Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» N 119-ФЗ от 07.08.2001 принят Государственной Думой РФ 13.07.2001.
13. Федеральный закон РФ от 1 декабря 2007 г. « О саморегулируемых организациях» принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года
14. Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» N 173-ФЗ от 10.12.2003 принят Государственной Думой РФ 21.11.2003.
15. Закон СССР от 26.05.1988 N 8998-XI (ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998) "О кооперации в СССР".
Научная литература
16. Адамс Р. Основы аудита. / Под ред. Я.В. Соколова. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 380с.
17. Булгакова Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. - "Волтерс Клувер", 2005 г.
18. Андреев В.К. Правовое регулирование аудита в России. М., 1996. С.
19. Кодекс этики аудиторов России (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 56 от 31 мая 2007 г.).
20. Аудит: Учебник для вузов/ В.И.Подольский, А.А.Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред.проф. В.И.Подольского.- 3-е изд, перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004. с. 128 – 132.
21. Подольский В.И. и др. Аудит. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 655 с.
22. Терехов А.А. Аудит: перспективы развития. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 560 с.
23. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. – М.: ИНФРА, 2006. – 359 с.
24. Подольский В.И., Поляк Г.Б., Савин А.А. и др.; под ред. проф. Подольского В.И. Аудит: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
25. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. - М.: Дело и сервис, 2008. - 464 с.
26. Андреев В.К. Правовое регулирование аудита в России. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 165с.
27. Аудит: Учебник для вузов / Под ред. В.И.Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2006. – 360с.
28. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: Филинъ, 2007. – 380с.
29. Будущее российского аудита под вопросом // Московский бухгалтер. – 2008. - № 7. – с.8-9.
30. Ветров А.А. Операционный аудит-анализ - М.: Перспектива, 2006. - 127 с.
31. Волковой В.М., Игнатущенко Н.А., Лахова Е.В., Шумков С.И. Аудит акционерных обществ в отраслях промышленности. - М.: Аудитор, 2007. - 208 с.
32. Воронина Л.И. Основы современного бухгалтерского учета и аудита: Учебное пособие: В 2 частях. Ч. 2. Основы аудита. - М.: 2005. - 304 с.