Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Возникновение и развитие аудита и аудиторской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные функции уполномоченного федерального органа:

  1. издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  2. организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  3. организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности;
  4. организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
  5. контроль за соблюдением аудиторскими организациями(аудиторами) федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  6. определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций (аудиторов) и финансовой отчетности;
  7. ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров;
  8. аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа[85].

Совет по аудиторской деятельности:

  1. принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;
  2. разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
  3. рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на уполномоченного федерального органа;
  4. осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.

Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений[86].

В состав совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка РФ и пользователей аудиторских услуг.


Из основных функций уполномоченного федерального органа и совета по аудиторской деятельности видно, что важное значение имеют разработка и внедрение в практику стандартов аудиторской деятельности.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности – это нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также  оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и к оценке их квалификации[87].

Аудитору предоставлена возможность и право самому определять методы проведения проверки и выражать свое мнение в аудиторском заключении о достоверности финансовой отчетности экономического субъекта. Но высказывая личное мнение, аудитор свою деятельность должен осуществлять в соответствии с определенными профессиональными правилами, выработанными с помощью обобщения международного и национального опыта. Такими правилами, описывающими основополагающие приемы и принципы, которыми необходимо руководствоваться аудитору при проведении проверки, и являются стандарты аудиторской деятельности.

Применение правил (стандартов) аудиторской деятельности обеспечивает признаваемость российского аудиторского заключения зарубежными пользователями российской экономической информации.

3.4. Общественное регулирование аудиторской деятельности

В соответствии с законодательством аудиторские фирмы и аудиторы могут образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов[88]. Объединения аудиторских фирм и аудиторов - некоммерческие организации, правовой статус которых регулируется статьями 121-123 ГК РФ. Коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты своих имущественных интересов могут по договору между собой  создавать объединения в форме ассоциаций и союзов, являющихся некоммерческими организациями. Ассоциации и союзы аудиторских фирм в качестве основной деятельности могут иметь, например, представление и защиту имущественных интересов в арбитражном суде[89].

Извлечение прибыли не может быть основной целью деятельности ассоциаций и союзов аудиторских фирм, они не могут распределять полученную прибыль между участниками ассоциаций и союзов. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) аудиторских фирм преобразуется в хозяйственное общество или товарищество, либо она может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в нем. Закон исключает одновременное участие в ассоциации и союзе аудиторских фирм и некоммерческих организаций. Однако в них могут участвовать аудиторы, работающие индивидуально.


Ассоциации и союзы аудиторских фирм не могут выполнять какие-либо функции управления организациями и аудиторами, находящимися в их составе. Участники ассоциации (союза) аудиторских фирм сами определяют характер созданного ими объединения и управляют его деятельностью[90].

Аудиторская фирма одновременно может быть участником нескольких ассоциаций (союзов). Однако при  этом надо помнить, что отчисления на содержание аппарата управления ассоциаций, союзов и иных структур вневедомственного управления (в том числе вступительные и членские взносы) относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Ассоциация (союз) аудиторских фирм становится собственником имущества, переданного ей учредителями, включая взносы, являющиеся основным источником формирования имущества ассоциации (союза)  (п. 3 ст. 48, 213 ГК РФ). Данное имущество может использоваться только для целей достижения уставных задач.

Ассоциация (союз) аудиторских фирм и аудиторов не отвечает по обязательствам своих членов, но аудиторские фирмы несут дополнительную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных в учредительных документах. Аудиторские фирмы и аудиторы вправе безвозмездно пользоваться услугами ассоциации (союза).

Учредительными документами ассоциации или союза аудиторских фирм и аудиторов являются учредительный договор, подписанный его участниками, и утвержденный ими устав.

Выход из ассоциации (союза) аудиторских фирм допускается по окончании финансового года с тем расчетом, чтобы фирма до его окончания выполняла свои имущественные обязанности. В этом случае она несет  субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода[91].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аудит – это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха. Для многих аудиторских фирм в тех странах, где это разрешено законодательством (например, в США, Великобритании), оказание аудиторских услуг становится в последние годы преобладающим видом деятельности[92].

Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Аудиторской деятельностью могут заниматься как юридические лица (аудиторские фирмы), так и физические лица (аудиторы).


Закон об аудиторской деятельности в РФ подробно регламентирует вопросы, связанные:

  • с оплатой работы аудитора, ответственностью экономического субъекта за уклонение от обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению;
  • с порядком проведения аудиторской проверки;
  • со структурой и содержанием заключения аудитора (аудиторской фирмы);
  • с порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т.д.

По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение, имеющее важное юридическое значение. Сведения, содержащиеся в аудиторском заключении могут относиться к коммерческой, банковской, налоговой тайне, поэтому законодательство возлагает на аудитора обязанность сохранять их в тайне. В случаях предусмотренных законом, в средствах массовой информации публикуется итоговая часть аудиторского заключения. Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию. Аудиторский финансовый контроль находится в процессе развития. Его сфера деятельности будет расширяться по мере развития цивилизованных рыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских служб и роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций с целью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая ), принят Государственной Думой РФ 16.07.1998 и утв. Федеральным законом N 146-ФЗ от 31.07.1998.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), принят Государственной Думой РФ 19.07.2000 и утв. Федеральным законом N 117-ФЗ от 05.08.2000.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), принят Государственной Думой РФ 21.10.1994 и утв. Федеральным законом N 51-ФЗ от 30.11.1994.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), принят Государственной Думой РФ 22.12.1995 и утв. Федеральным законом N 14-ФЗ от 26.01.1996.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья), принят Государственной Думой РФ 01.11.2001 и утв. Федеральным законом N 146-ФЗ от 26.11.2001.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая), принят Государственной Думой РФ 24.11.2006 и утв. Федеральным законом N 230-ФЗ от 18.12.2006.


8. Бюджетный кодекс Российской Федерации, принят Государственной Думой РФ 17.07.1998 и утв. Федеральным законом N 145-ФЗ от 31.07.1998.

9. Трудовой кодекс Российской Федерации, принят Государственной Думой РФ 21.12.2001 и утв. Федеральным законом № 197-ФЗ от 30.12.2001.
10. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» N 402-ФЗ от 06.12.2011.
11. Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» N 307-ФЗ от 30.12.2008 принят Государственной Думой РФ 24.12.2008.
12. Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» N 119-ФЗ от 07.08.2001 принят Государственной Думой РФ 13.07.2001.
13. Федеральный закон РФ от 1 декабря 2007 г. « О саморегулируемых организациях» принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года
14. Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» N 173-ФЗ от 10.12.2003 принят Государственной Думой РФ 21.11.2003.

15. Закон СССР от 26.05.1988 N 8998-XI (ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998) "О кооперации в СССР".

Научная литература

16. Адамс Р. Основы аудита. / Под ред. Я.В. Соколова. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 380с.

17. Булгакова Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. - "Волтерс Клувер", 2005 г.

18. Андреев В.К. Правовое регулирование аудита в России. М., 1996. С.

19. Кодекс этики аудиторов России (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 56 от 31 мая 2007 г.).

20. Аудит: Учебник для вузов/ В.И.Подольский, А.А.Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред.проф. В.И.Подольского.- 3-е изд, перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004. с. 128 – 132.

21. Подольский В.И. и др. Аудит. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 655 с.

22. Терехов А.А. Аудит: перспективы развития. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 560 с.

23. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. – М.: ИНФРА, 2006. – 359 с.

24. Подольский В.И., Поляк Г.Б., Савин А.А. и др.; под ред. проф. Подольского В.И. Аудит: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

25. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. - М.: Дело и сервис, 2008. - 464 с.

26. Андреев В.К. Правовое регулирование аудита в России. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 165с.

27. Аудит: Учебник для вузов / Под ред. В.И.Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2006. – 360с.

28. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: Филинъ, 2007. – 380с.

29. Будущее российского аудита под вопросом // Московский бухгалтер. – 2008. - № 7. – с.8-9.

30. Ветров А.А. Операционный аудит-анализ - М.: Перспектива, 2006. - 127 с.

31. Волковой В.М., Игнатущенко Н.А., Лахова Е.В., Шумков С.И. Аудит акционерных обществ в отраслях промышленности. - М.: Аудитор, 2007. - 208 с.

32. Воронина Л.И. Основы современного бухгалтерского учета и аудита: Учебное пособие: В 2 частях. Ч. 2. Основы аудита. - М.: 2005. - 304 с.