Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Возникновение и развитие аудита и аудиторской деятельности).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения аудита
1.1. Возникновение и развитие аудита и аудиторской деятельности
1.2. Отечественная история развития аудита
2.1. Цели и задачи аудиторской деятельности
2.2. Профессиональная этика аудитора
3. Аудит как вид предпринимательской деятельности
3.1. Правовые положения аудиторской деятельности
3.2. Основные этапы проведения аудита
3.3. Государственное регулирование аудиторской деятельности
- Плата за профессиональные услуги;
Плата за профессиональные услуги аудитора отвечает нормам профессиональной этики, если она выплачивается в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг. Она может зависеть от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственности аудитора[55].
Размер оплаты профессиональных услуг аудитора не должен зависеть от достижения какого-либо определенного результата или обусловливаться иными обстоятельствами, кроме перечисленных выше.
Аудитор не имеет права получать плату за профессиональные услуги наличными деньгами сверх общеустановленных норм расчетов наличными.
Аудитор обязан воздерживаться от выплаты и получения, комиссионных за приобретение или передачу клиентов либо передачу кому бы то ни было услуг третьей стороны.
Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить условия и порядок платы за свои профессиональные услуги.
Сомнения в соблюдении профессиональной этики вызывает ситуация, когда плата одного клиента составляет всю или большую часть годовой выручки аудитора за оказанные профессиональные услуги.
- Отношения между аудиторами;
Аудиторы обязаны доброжелательно относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии.
Аудитор должен воздерживаться от нелояльных действий в отношении коллеги при замене клиентом аудитора, содействовать вновь назначенному аудитору в получении информации о клиенте и о причинах замены аудитора.
Информирование вновь назначенного аудитора производится в письменной форме с соблюдением этических норм о конфиденциальности.
Вновь приглашенный аудитор, если такое приглашение сделано не по результатам конкурса, проведенного клиентом, прежде чем согласиться на предложение, обязан запросить прежнего аудитора и убедиться, что не существует профессиональных причин для отказа от него.
Вновь приглашенный аудитор, не получивший ответа от прежнего аудитора в течение приемлемого времени и, несмотря на предпринятые усилия, не имеющий иной информации об обстоятельствах, препятствующих его сотрудничеству с данным клиентом, имеет право дать положительный ответ на полученное предложение.
Аудитор имеет право в интересах своего клиента и с его согласия приглашать для оказания профессиональных услуг других аудиторов и иных специалистов. Отношения с другими аудиторами (специалистами), привлекаемыми дополнительно, должны быть деловыми и корректными.
Аудиторы (специалисты), дополнительно привлекаемые к оказанию услуг, обязаны воздерживаться от обсуждения с представителями клиента деловых и профессиональных качеств основных аудиторов, проявлять максимальную лояльность к пригласившим их коллегам[56].
- Отношения сотрудников с аудиторской фирмой;
Аттестованные аудиторы, согласившиеся стать сотрудниками аудиторской фирмы, обязаны лояльно относиться к ней, всей своей деятельностью способствовать авторитету и дальнейшему развитию фирмы, поддерживать деловые, доброжелательные отношения с руководителями и иными сотрудниками фирмы, руководителями и персоналом клиентов[57].
Взаимоотношения сотрудников и аудиторской фирмы должны основываться на взаимной ответственности за выполнение профессиональных обязанностей, преданности и непредубежденности, постоянном совершенствовании организации аудиторских услуг, их профессионального содержания. Аудиторская фирма обязана разрабатывать методы профессиональной деятельности, обобщать нормативные акты, снабжать ими своих сотрудников, постоянно заботиться о повышении их профессиональных знаний и качеств.
Аудиторы, сотрудничающие в аудиторской фирме, обязаны добросовестно выполнять свою работу, осторожно и взвешенно подходить к содержанию документов, направляемых клиентам, во взаимоотношениях с ними руководствоваться профессиональными нормами и интересами фирмы.
Аттестованный аудитор, часто меняющий аудиторские фирмы либо внезапно покидающий ее и тем самым наносящий фирме определенный ущерб, нарушает профессиональную этику.
Специалисты, перешедшие в другую аудиторскую фирму, обязаны воздерживаться от осуждения или восхваления своих прежних руководителей и коллег, от обсуждения с кем бы то ни было организации и методов работы в прежней фирме. Они не должны разглашать известную им конфиденциальную информацию и документы аудиторской фирмы, с которой они прекратили трудовые отношения.
Руководители (сотрудники) аудиторской фирмы воздерживаются от обсуждения с третьими лицами профессиональных и личных качеств своих бывших сотрудников и коллег, за исключением случаев, когда эти бывшие сотрудники нанесли своими действиями существенный ущерб профессии и законным интересам фирмы.
По запросу руководителя аудиторской фирмы, в которую устраивается на работу аудитор, руководитель аудиторской фирмы, сотрудником которой ранее являлся данный аудитор, может дать письменную рекомендацию с указанием профессиональных и личных качеств аудитора.
Аудитор, по тем или иным причинам покидающий аудиторскую фирму, обязан добросовестно и в полном объеме передать фирме всю имеющуюся у него документальную и иную профессиональную информацию, не оставляя у себя копий, черновых записей, рабочих документов, связанных с аудиторскими проверками[58].
- Публичная информация и реклама;
Публичная информация об аудиторах и реклама аудиторских услуг могут быть представлены в средствах массовой информации, специальных изданиях аудиторов, в адресных и телефонных справочниках, в публичных выступлениях и иных публикациях аудиторов, руководителей и сотрудников аудиторских фирм.
Отсутствуют какие-либо ограничения в отношении места и частоты обнародования рекламы, размера и оформления рекламного объявления.
Реклама аудиторских профессиональных услуг должна быть информативной, прямой и честной, выдержанной в хорошем вкусе, исключающем всякую возможность обмана и заблуждения потенциальных клиентов либо возбуждения у них недоверия к другим аудиторам[59].
Не допускаются как противоречащие профессиональной этике аудиторов реклама и публикации, содержащие:
· прямое указание или намек, вселяющей необоснованные ожидания (уверенность) клиентов в благоприятности результатов профессиональных аудиторских услуг;
· безосновательные самовосхваления и сравнения с другими аудиторами;
· рекомендации, подтверждения клиентов и иных третьих лиц, восхваляющих аудитора и профессиональные достоинства предоставляемых им услуг;
· сведения, которые могут раскрыть конфиденциальные данные клиента либо необъективно представить его в ложном свете;
· необоснованные претензии быть специалистом в определенной области профессиональной деятельности;
· сведения, имеющие целью ввести в заблуждение или оказать давление на судебные, налоговые и иные государственные органы.
Аудиторы обязаны воздерживаться от участия в различного рода сравнительных исследованиях и рейтингах, результаты которых предполагается публиковать для всеобщего сведения, либо от оплаты услуг журналистов, публикующих благоприятную информацию о них.
- Действия аудитора, несовместимые с профессиональной деятельностью;
Аудитор не должен одновременно с основной профессиональной практикой заниматься деятельностью, которая влияет или может повлиять на его объективность и независимость, на соблюдение приоритета общественных интересов либо на репутацию профессии в целом и потому несовместимой с оказанием профессиональных аудиторских услуг[60].
Занятие какой-либо деятельностью, запрещенной практикующим аудиторам в соответствии с законодательством, рассматривается как несовместимые действия аудитора, нарушающие закон и профессиональные этические нормы[61].
Выполнение аудитором двух или более профессиональных услуг и заданий одновременно не может рассматриваться несовместимыми действиями.
- Аудиторские услуги в других государствах.
Независимо от того, где аудитор оказывает профессиональные услуги, в своем государстве или в другом, этические нормы его поведения остаются неизменными.
Для обеспечения качества профессиональных услуг, оказываемых в других государствах, аудитор обязан знать и применять в своей работе международные аудиторские стандарты и стандарты, действующие в том государстве, в котором он осуществляет профессиональную деятельность.
Оказывая профессиональные услуги в другом государстве, необходимо руководствоваться следующими правилами:
· если этические нормы профессионального поведения, установленные в государстве, в котором аудитор оказывает профессиональные услуги, менее строгие, чем предусмотренные этическим кодексом РФ, то необходимо руководствоваться им;
· если этические нормы профессионального поведения в государстве, в котором аудитор оказывает профессиональные услуги, более строгие, чем предусмотренные российским кодексом, аудитор обязан руководствоваться этическими нормами, принятыми в этом государстве;
· если международные этические нормы профессионального поведения аудиторов превышают требования кодекса РФ, то аудитор обязан руководствоваться международными нормами с учетом содержания российского кодекса.
Нормы профессионального поведения российских аудиторов установлены российским кодексом этики аудиторов с учетом международных этических норм, разработанных Международной федерацией бухгалтеров[62].
3. Аудит как вид предпринимательской деятельности
3.1. Правовые положения аудиторской деятельности
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наделяются определенными правами и обязанностями, которые в самом общем виде были закреплены еще во Временных правилах[63]. Вместе с тем действующее законодательство, аудиторская практика позволяют выделить несколько групп прав и обязанностей:
- общие права и обязанности, закрепленные действующими законодательными и нормативными актами;
- рекомендательные права и обязанности, закрепленные в кодексах профессиональной этики;
- специфические права и обязанности, установленные внутрифирменными аудиторскими стандартами;
- права и обязанности, обусловленные оказанием конкретных аудиторских услуг, закрепленные в соответствующих договорах.
Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) имеет право самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований действующего законодательства, а также конкретного договора оказания аудиторских услуг. Аудируемые лица не вправе определять перечень применяемых форм и методов или ограничивать круг вопросов, подлежащих выявлению при проверке. В аудиторской практике часто возникает проблема степени выборочности аудиторской проверки: клиент либо требует применения при этом сплошного метода, либо пытается обратить внимание аудитора лишь на отдельные детали[64].
Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации. Получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения по возникшим вопросам в устной и письменной формах. При этом аудитор обязан обеспечить сохранность документов, получаемых в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия аудируемого лица или лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации[65].
В случаях непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации или выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих или могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности проверяемой финансовой (бухгалтерской) отчетности, последние имеют право отказаться от проведения проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении[66].
Важнейшими обязанностями аудиторской организации (индивидуального аудитора) являются квалифицированное проведение аудиторской проверки, представление по ее результатам аудиторского заключения в установленные договором сроки, оказание сопутствующих аудиту услуг. Действующее законодательство не содержит формальных критериев квалифицированного проведения такой проверки. Однако в соответствии с общепринятой аудиторской практикой аудиторская проверка считается квалифицированно проведенной, если она планировалась и осуществлялась с соблюдением требований нормативных актов, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности[67].