Файл: Система налогового учета (Понятие налогового учета и принципы его организации на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стоимость оборудования, не требующего монтажа, отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств», в составе затрат по капитальному строительству, если приобретение данного имущества предусмотрено проектно-сметной документацией на строительство объекта.

Российскими стандартами бухгалтерского учета изменения стоимости активов, учитываемых на счетах 07 и 08 (дооценка, уценка, в том числе создание резервов под обесценение стоимости активов), не предусмотрено.

Таким образом, порядок ведения налогового учета существенно отличается от правил, установленных бухгалтерским законодательством.

Различия между бухгалтерским учетом и налоговым правом влечет за собой ряд проблем, связанных с налоговым законодательством. В настоящее время в РФ фактически сложилась ситуация приоритета норм налогового законодательства над нормами иных отраслей права. Единственный, очевидный вывод из всего выше сказанного состоит в том, что законодателям все же необходимо обеспечить такую технологию создания нормативных и законодательных актов, которые бы не толкали предприятия на поиски ответов на вопросы, какое же законодательство в данном случае лучше нарушить.

Глава 3. Перспективы развития налогового учета в России

Немаловажной проблемой современной российской налоговой системы
является разделение налогового и бухгалтерского учета. Все более широкое
использование МСФО особенно остро обозначило конфликт бухгалтерского
и налогового учета, так как МСФО не допускают никаких компромиссов с
налогообложением. Разделение налогового и бухгалтерского учета в той или
иной степени в разное время проявилось во всех национальных экономических системах, базирующихся на рыночных принципах. Главной причиной
разделения учетов стало принципиальное различие между целями расчета
налогов и налогового администрирования с одной стороны и целями формирования достоверной финансовой отчетности для принятия экономических решений с другой стороны[44]. Государственные органы в процессе разделения бухгалтерского и налогового учета преследовали цель обеспечить для себя, а также для хозяйствующих субъектов возможность корректировать налоговые поступления в бюджет за счет изменения налогооблагаемой базы. Инструментом таких изменений и стало ведение параллельного налогового учета. Различные цели потребовали использования не только разных, но и противоположных регулятивных принципов. В результате требования к исходящей итоговой информации, предоставляемой налоговыми бухгалтерским учетом, оказались несовместимыми[45].


Важно понимать, что при указанной модели учета наблюдается появление дополнительных издержек, а также имеет место постепенное усложнение правил учета доходов, расходов и других объектов учета, что, в свою очередь, влечет допущение бухгалтерами ошибок при исчислении налоговой базы и сумм налогов и, как следствие, недопоступление обязательных платежей в бюджет, появление задолженностей.

Для решения обозначенной ранее в данном исследовании проблемы ведения параллельного налогового учета наряду с бухгалтерским учетом и нивелирования, таким образом, рисков, порождаемых такой моделью учета, необходимо сближение правил налогового и бухгалтерского учета. Сближение двух учетов означает, в частности, отмену норм, которые не соответствуют бухгалтерскому учету. Указанное сближение должно происходить без ущерба функциями целям составления бухгалтерской отчетности. В результате оно должно привести к исключению необходимости ведения параллельного налогового учета.

Как уже было указано, система современного налогового учета характеризуется избыточной отчетностью, излишними затратами, связанными с необходимостью ведения параллельно с бухгалтерским учетом налогового учета. Между тем, очевидно, что налоговая отчетность должна быть проще и основываться на данных бухгалтерского учета. Безусловно, в настоящее время планируется упрощение налогового учета через изменение норм налогообложения прибыли организаций, вызывающих сложности при ведении учета, а также ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и бухгалтерского учета.

На наш взгляд, в целях решения поставленной проблемы необходимо произвести следующие изменения в правилах ведения бухгалтерского учета

1. Исключение временных разниц в бухгалтерском учете. Для этих целей необходимо установить следующие правила признания доходов и расходов:

  • отказ от применения в целях исчисления налога на прибыль способа начисления амортизации, отличного от способа начисления амортизации, принятого в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета;
  • применение единого способа признания коммерческих и управленческих расходов в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном периоде для целей бухгалтерского учета и для целей исчисления налога на прибыль организаций;
  • единый способ признания убытка, перенесенного на будущее, в текущем и последующих отчетных периодах;
  • применение, в случае продажи объектов основных средств, единых правил признания для целей налогообложения остаточной стоимости объектов основных средств и расходов, связанных с их продажей;
  • применение единого метода определения доходов и расходов в целях бухгалтерского учета и в целях налогообложения (по общему правилу,
  • метода начисления, а для отдельных категорий хозяйствующих субъектов (малого бизнеса) - кассового метода);
  • применение единых правил отражения процентов, уплачиваемых организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов) для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения;
  • применение единых правил учета иных аналогичных групп доходов и расходов, если применение различных методов их учета, согласно существующим в настоящее время правилам налогового и бухгалтерского учета, влечет появление временных разниц[46].

2. Отражение сумм постоянных разниц на соответствующих субсчетах
счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство»,
25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»,
29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и 91 «Прочие доходы и
расходы» бухгалтерского учета Формирование сумм постоянных отложенных активов и постоянных отложенных обязательств на соответствующих субсчетах счета 99 «Прибыли и убытки».

Основываясь на экономической сущности товарно-денежных отношений, более целесообразным мы полагаем использование кассового метода признания доходов и расходов в бухгалтерском учете. Однако экономика современного мира - это экономика «обязательств». Этой экономике присуща нетипичная для классической экономической теории рынка модель товарооборота «обязательство - товар - обязательство», а не привычная для нас модель «деньга - товар - деньги». Поэтому в настоящее время применение кассового метода может повлечь появление некоторых проблем и сложностей, рисков для хозяйствующих субъектов. На мой взгляд, применение кассового метода будет наиболее оптимальным и не повлечет за собой возникновение рисков и проблем тогда, когда властная элита (не только национальная, но и мировая) возьмет курс на построение экономики «реальных денежных потоков», когда экономика «обязательств», основанная на финансовых махинациях и избытке деривативов, породивших, в частности, кризисы перепроизводства, уйдет в прошлое.

Построение экономики «реальных денежных потоков» повлечет за собой кардинальное изменение обычаев делового оборота, типичных условий договоров между контрагентами и даже самих принципов предпринимательской деятельности. Это заставит субъекты хозяйствования осуществлять свою деятельность, прежде всего, на основе принципов равномерности, рациональности и стабильности. Возможно, это также вызовет повышение дисциплинированности участников хозяйственных правоотношений.

Выводом является то, что система современного налогового учета характеризуется избыточной отчетностью, излишними затратами, связанными с необходимостью ведения параллельно с бухгалтерским учетом налогового учета. Между тем, очевидно, что налоговая отчетность должна быть проще и основываться на данных бухгалтерского учета.

Заключение

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.


Учетная политика для целей налогообложения - это совокупность способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о прибыли организации в налоговой декларации.

При выборе способа ведения налогового учета, предприятию необходимо помнить о цели ведения налогового учета - правильном формировании налоговой базы по налогам, созданию адекватной налоговой отчетности, планомерному отчислению налоговых платежей в бюджет. Реализация такого подхода в организации налогового учета важна для стабильного функционирования предприятия и экономического развития и роста государства.

Для установления взаимосвязи между данными бухгалтерского и налогового учета было разработано и введено в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Основной целью ПБУ 18/02 является установление альтернативного механизма расчета величины налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных бухгалтерского учета. Предлагаемый в ПБУ 18/02 механизм расчета базируется на том допущении, что формирование прибыли как в бухгалтерском, так и в налоговом учете осуществляется на основе одних и тех же хозяйственных операции, совершенных организацией в течение отчетного периода.

Таким образом, порядок ведения налогового учета существенно отличается от правил, установленных бухгалтерским законодательством.

Различия между бухгалтерским учетом и налоговым правом влечет за собой ряд проблем, связанных с налоговым законодательством. В настоящее время в РФ фактически сложилась ситуация приоритета норм налогового законодательства над нормами иных отраслей права. Единственный, очевидный вывод из всего выше сказанного состоит в том, что законодателям все же необходимо обеспечить такую технологию создания нормативных и законодательных актов, которые бы не толкали предприятия на поиски ответов на вопросы, какое же законодательство в данном случае лучше нарушить.

Система современного налогового учета характеризуется избыточной отчетностью, излишними затратами, связанными с необходимостью ведения параллельно с бухгалтерским учетом налогового учета. Между тем, очевидно, что налоговая отчетность должна быть проще и основываться на данных бухгалтерского учета.

Список литературы

Молькина А. А., Рыжков А. О. Организация налогового учета на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.


Молькина А. А., Рыжков А. О. Организация налогового учета на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.

Молькина А. А., Рыжков А. О. Организация налогового учета на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.

Молькина А. А., Рыжков А. О. Организация налогового учета на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.

Молькина А. А., Рыжков А. О. Организация налогового учета на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.

Молькина А. А., Рыжков А. О. Организация налогового учета на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.

Молькина А. А., Рыжков А. О. Организация налогового учета на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.

Молькина А. А., Рыжков А. О. Организация налогового учета на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.

Молькина А. А., Рыжков А. О. Организация налогового учета на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.

Молькина А. А., Рыжков А. О. Организация налогового учета на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2015).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.03.2016).
  3. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
  4. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 № 1598).
  5. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
  6. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 № 12522).
  7. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н (ред. от 25.10.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.07.2001 № 2806).