Файл: Финансы акционерных обществ(Понятие акционерных обществ).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие, признаки и виды акционерных обществ в современной России
1.1 Понятие акционерных обществ
1.2 Признаки акционерных обществ и их особенности
1.3 Основные виды акционерных предприятий
Глава 2 Финансы акционерных обществ
2.1 Сущность, цели, задачи и содержание финансовой политики предприятия
2.2 Формирование и реализация финансовой политики предприятия
Глава 3 Анализ финансов акционерного общества на примере КБ ПАО «Возрождение»
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
3.2 Анализ валюты баланса, собственных и заемных средств, ликвидности активов ПАО «Возрождение»
2) определение главных направлений расходования финансовых фондов на конкретный период, а также на ближайшую перспективу;
3) воплощение в жизнь практических действий, которые направлены на достижение конкретных целей.
Финансовая политика включает в себя:
Финансовую стратегию.
Финансовую тактику.
Финансовая стратегия – самый важный инструмент в сфере управления предпринимательской деятельностью для достижения поставленных целей. Особенно актуальной она становится в условиях нестабильной макроэкономической ситуации и изменчивой конъюнктуры рынка финансовых услуг.
Таким образом, можно говорить о том, что финансовая стратегия – это основной план действий руководства по обеспечению предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и их дальнейшему эффективному использованию для развития компании.
Эффективная финансовая стратегия способна обеспечить следующее:
Формирование и подготовку стратегических резервов.
Полное соответствие материальных возможностей компании проведению операций, которые планируются.
Нахождение самого эффективного пути концентрации имеющихся финансовых ресурсов и направления для инвестирования.
Финансовая тактика – это текущая финансовая политика, направленная на оперативное решение конкретных сиюминутных задач, которые предусмотрены финансовой стратегией предприятия.
Финансовая политика предприятия тесно взаимосвязана с финансовой политикой государства, поэтому рассматривается в комплексе. Макроэкономическая, внешняя среда влияет на деятельность предприятия сильнее, чем микроэкономическая, внутренняя среда. Поэтому финансовая политика конкретного предприятия зависит от того, какие приоритеты намечены в финансовой политики в государстве, от ее реальности и обоснованности.
2.2 Формирование и реализация финансовой политики предприятия
Исходной базой для формирования и реализации финансовой политики является анализ финансового состояния предприятия, на основании проведенного анализа разрабатывается финансовая стратегия и тактика предприятия.
Финансовым анализом хозяйственной деятельности предприятия называется система методов и подходов, с помощью которых исследуется экономика предприятия, определяются резервы предприятия и вырабатываются управленческие решения наиболее эффективного и рационального их использования. Анализ финансового состояния имеет свою цель и свои методики.
Анализ финансового состояния предприятия дает возможность понять общее состояние предприятия как лицам, работающим на нем, так и заинтересованном в его развитии (инвесторы)[8,с.109].
Финансовый анализ– это исследование, направленное на оценку и прогнозирование финансового состояния предприятия на основе его финансовой бухгалтерской отчетности.
Цель финансового анализа заключается в том, чтобы дать собственнику и руководству предприятия представление о фактическом состоянии предприятии.
Оценка эффективности реализации финансовой политики проводится с помощью показателей финансовой устойчивости, рентабельности и оборачиваемости.
Существует несколько определение финансовой устойчивости предприятия:
Финансовая устойчивость – стабильное превышение доходов над расходами, способность хозяйствующего субъекта свободно маневрировать денежными средствами путем эффективного их использования
Предприятие является финансово устойчивым, если состав, структура и движение финансовых ресурсов обеспечивает возможность рассчитаться по обязательствам и бесперебойное ведение хозяйственной деятельности.
Финансовая устойчивость – это надежно гарантированная платежеспособность.
Рентабельность - относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.
Между оборачиваемостью и финансовым результатом существует глубокая взаимосвязь: чем выше скорость обращения капитала, тем более высокий финансовый результат (прибыль) получит компания. В свою очередь, это означает рост деловой активности предприятия.
Анализ составляющих капитала, в том числе оборотных и внеоборотных активов, позволяет выявить причины наметившихся тенденций в оборачиваемости всего капитала.
Оборачиваемость капитала оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота капитала при прочих равных условиях отражает повышение производственно-технического потенциала предприятия.
Вторым этапом определяем основные цели финансовой деятельности предприятия. Менеджеры предприятия должны четко уяснять, что финансовая стратегия должна входить в состав стратегических целей компании. Дело в том, что финансовая стратегия определяет финансовую политику предприятия, а финансовые ресурсы – это основа работы любой компании без налаженного управления финансами не будет эффективного бизнеса. Даже для малого бизнеса необходимо ставить перед собой четкие финансовые цели и стремиться к их достижению за счет эффективной финансовой стратегии. При этом цель должна выражаться не только в словах, но и в конкретных финансовых показателях, которые необходимо достичь – рентабельность продаж, платежеспособность, коэффициент ликвидности, оптимальное соотношения собственных и заемных средств и т.д. Кроме целей и числовых показателей, важно составить грамотный план, который поможет их достичь.
Третьим этапом является определение направлений финансовой стратегии и планирование мероприятий по ее реализации (тактика). Каждое мероприятие в конечном итоге будет направлено на улучшение финансового состояния предприятия.
При проработке альтернатив большое значение имеет такой момент, как сопоставимость альтернатив, это позволит затем осуществить рациональный выбор одной из них. Для этого, прежде всего, следует хотя бы укрупненно оцифровать альтернативы по одинаковому набору наиболее значимых показателей на конец периода стратегического планирования (выручка, прибыль, объем инвестиций и т.д.). Причем из того, что одна из альтернатив лидирует по данным показателям, еще не следует автоматически, что ее следует выбрать. В некоторых случаях анализ рисков (жесткие сроки реализации проектов, отсутствие требуемых компетенций и т.д.) приводит к выводу, что лучше выбрать менее выгодную, но более надежную или близкую компании альтернативу[19,с.102].
Подготовка программы мероприятий по реализации стратегии – несложная задача для практиков. Тем не менее, стоит отметить важность установления персональной ответственности за выполнение в срок каждого из мероприятий, а также необходимость тщательно согласовывать сроки всех мероприятий. Это сделает программу действительно реализуемой.
Поиски путей улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются одной из основных задач, которая стоит перед менеджментом любой компании. В настоящее время специалисты выделяют несколько способов «оздоровления» финансового состояния компании[12,с.132].
Одним из основных путей является уменьшение себестоимости продукции, которая производится компанией. Данный параметр может быть улучшен как за счет оптимизации поставок, так и за счет изменения технологических и бизнес-процессов, принятых на предприятии.
Еще одним путем улучшения финансового состояния предприятия является выпуск новой продукции или предоставление новых услуг потребителям. Разработка стратегии развития предприятия, а также оценка рынка и выработка предложений по разработке новых видов продукции может проводиться как непосредственно сотрудниками компании, так и специалистами различных консалтинговых предприятий.
Для оздоровления предприятия также необходимо ввести жесткий финансовый контроль расходования средств компании, а также постараться получить деньги с предприятий, которые имеют существенные долги перед вашей компанией. Кроме того, в ряде случаев потребуется проведение специализированных рекламных компаний, а также более активное продвижение продукции и услуг предприятия на различные рынки[11,с.166].
Руководству предприятия также не стоит забывать о необходимости замены оборудования и о возможности внедрения новых технологий, которые позволят выпускать товары или предоставлять услуги, пользующиеся большей популярностью на рынке. В любом случае, при поиске путей улучшения финансового состояния предприятия необходимо тщательно оценить затраты, необходимые для реализации данных мероприятий, а также возможное увеличение прибыли, которое может получить компания.
Следующий путь – это повышение платежеспособности предприятия, то есть его возможности производить необходимые платежи и расчеты в определенные сроки, зависящие как от притока денежных средств дебиторов, покупателей и заказчиков, так и от оттока средств для выполнения платежей в бюджет, расчетов с поставщиками и другими кредиторами предприятия – ключевой фактор его финансовой стабильности. Для оценки платежеспособности используются такие показатели ликвидности: абсолютной, текущей и срочной ликвидности.
На платежеспособность предприятия основное влияние оказывает структура его активов и капитала, а также организация и состояние оборотных активов и источников их формирования.
Большое значение имеет эффективное управление активами предприятия. Совершенствование управления активами предприятия является одной из важнейших задач, которая стоит перед менеджерами любой компании. Очевидно, что от качества управления финансовыми потоками на предприятии зависит развитие компании.
Для проведения мероприятий, связанных с совершенствованием управления финансами, необходимо, прежде всего, изучить ситуацию, сложившуюся на предприятия. Оценка экономического состояния компании проводится внутренними силами компании, но иногда приглашаются специалисты консалтинговых компаний, которые «свежим взглядом» приносят существенную пользу и определяют «слабые места», из-за которых предприятие не может выйти на более высокий уровень прибыли.
Следующим этапом совершенствования управления активами предприятия является разработка плана реформирования бизнес-процессов предприятия. В ряде случаев прохождение финансовых документов в компании может занимать длительное время, кроме того, далеко не всегда финансовые потоки внутри компании прозрачны, что нередко приводит к различным проблемам, связанным нехваткой финансирования каких-либо проектов или нецелевого использования средств.
Одним из путей совершенствования управления активами предприятия является внедрение различных видов программного обеспечения, позволяющих автоматизировать стандартные процедуры, действующие на предприятии. Предварительно данные процедуры описываются в форме, понятной для сотрудников предприятия, а затем происходит интеграция данных бизнес-процедур в специализированое программное обеспечение. В настоящее время многие российские и зарубежные компании предлагают своим клиентам разместить программное обеспечение, необходимое для работы предприятия в облачном сервисе[15,с.145].
Стоимость услуг по автоматизации бизнес-процессов на предприятии может быть относительно велика, поэтому необходимо предварительно оценить эффективность от внедрения данной системы.
К совершенствованию управления активами предприятия также можно отнести различные методы мотивирования сотрудников, которые позволяют существенно увеличить эффективность работы предприятия.
В любом случае, изменения финансовой политики компании должны коснуться каждого сотрудника, поэтому необходимо тщательно изучить как затраты, так и полученный эффект от изменений в финансовой политики компании[3,с.99].
Таким образом, улучшить финансовое положение предприятия можно несколькими способами:
В первую очередь необходимо увеличить прибыль от продаж за счет увеличения объема продаж или уменьшения затрат.
Необходимо сократить производственный или торговый цикл работ до минимума и тем самым ускорить оборачиваемость средств.
Привлечь новые долгосрочные источники финансирования, которые будут гарантировать постоянное поступление денежных средств.
Повысить эффективность использования финансовыми ресурсами.
Улучшить эффективность использования оборотных средств с помощью контроля в расчетах, что включает в себя определение условий оплаты за реализованные услуги, создание резерва по долгам сомнительного происхождения и отбор потенциальных покупателей.
Улучшить эффективность управления затратами предприятия, применив интенсивные и экстенсивные факторы для улучшения использования фондов, внедрение лизинга.
При прогнозе финансового результата деятельности на заданную перспективу используется финансовая модель – документ, содержащий расчет финансовых показателей деятельности компании на основании данных о предполагаемых расходах и планируемом объеме выручки. Исходными данными в ней будут цели, прогнозы, планы текущей деятельности и развития компании. Обрабатываемыми данными будут прогноз продаж, затрат и инвестиций, на выходе получаются прогнозные бюджеты с конкретными целевыми значениями. При изменении исходных параметров пересчитываются и конечные финансовые показатели.
Формирование прогнозных форм и анализ финансовых отчетов компании служит для выявления рисков, условий оптимального функционирования, сильных и слабых сторон компании. Эта информация используется менеджерами для наращивания эффективности, формирования финансовой стратегии, кредиторами – для оценки вероятности невозврата задолженности, а акционерами – для прогнозирования прибыли, дивидендов, свободного денежного потока и цен на акции. Типовые процедуры финансового анализа используются для того, чтобы предвидеть, как такие стратегические финансовые решения, как выделение и продажа подразделений, увеличение финансирования НИОКР, маркетинговых программ, а также расширение производства повлияют на будущее финансовое состояние фирмы[14,с.120].