Файл: Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Ежедневно в нашей стране пропадают десятки  граждан, в связи с чем  возникает много трудностей, так как у пропавшего гражданина могли остаться малолетние дети на иждивении, родственники, не погашен кредит в банке, а так же иные обязательства перед другими гражданами и юридическими лицами.

Суд может признать лицо безвестноотсутствующим, если в течение одного года в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК). Существует три мнения об основаниях признания гражданина безвестноотсутствующим. Одни авторы в основу такого признания кладут презумпцию смерти гражданина, с чем трудно согласиться, ибо при этом стирается грань между признанием лица безвестноотсутствующим и объявлением его умершим и необъяснимы различия в правовых последствиях, которые наступают в каждом из данных случаев.
Другие авторы считают основой безвестногоотсутствия презумпцию жизни, ибо нет достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых. Наиболее рациональной и обоснованной следует признать позицию тех авторов, которые полагают, что при признании гражданина безвестноотсутствующим не заложена ни та, ни другая презумпция, а констатируется лишь факт невозможности решения вопросао жизниили смерти лица.
Возникает вопрос: Что делать заинтересованным лицам?

К заинтересованным лицам относятся не только члены семьи пропавшего или его предполагаемые наследники. Таковыми являются и кредиторы лица, т.е. граждане и организации, перед которыми без вести пропавший имел обязательства (долги).

В данной работе я постараюсь ответить такие вопросы как признание гражданина безвестноотсутствующим, какие последствия наступают в связи с данным событием,  на что вправе рассчитывать окружающие его лица, как им себя вести, что необходимо сделать для признания гражданина безвестноотсутствующим или объявления его умершим, на что вправе рассчитывать гражданинобъявленный умершим или безвестноотсутствующий при его явке или обнаружении. 

Таким образом, целью курсовой работы является исследование признания гражданина безвестноотсутствующим или объявление его умершим.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

* раскрыть понятие и правовое регулирование признания гражданина безвестноотсутствующим и объявление гражданина умершим;

* определить последствия признания гражданина без вести пропавшим;

* рассмотреть основания объявления гражданина умершим.


Несомненно, то, что факт признания гражданина безвестноотсутствующим или умершим затрагивает множество правовых сторон жизни граждан это и налоговое,  семейное, и пенсионное, гражданское  право, право социальногообеспечения.   Гражданское законодательство России предусматривает специальные правовые процедуры охраны имущества безвестноотсутствующих лиц и погашения их обязательств.[1]

Статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященные признанию гражданина безвестноотсутствующим, равно как и признание гражданина умершим весьма важны для нормального функционирования механизмов рыночной экономики. Длительное отсутствиегражданина — одного из важнейших субъектов хозяйственных связей — затрагивает интересы множества других граждан и юридических лиц — контрагентов по договорам. Кроме того, могут страдать интересы работодателей, членов семьи, наследников и т.д. Во всех этих случаях встает вопрос о безвестном отсутствии гражданина, чтобы не нарушался нормальный ход хозяйственногооборота.

Для решения данных задач были использованы правовые и специальные источники, в том числе работы  таких авторов как  СовичА. М., ЮрченкоА. К., Мишин И. П.,  и т. д.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ УМЕРШИМ

1.1 Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим

Безвестное отсутствие гражданина – это удостоверенный судом факт длительного отсутствия лица в месте его жительства при отсутствии каких-либо сведений о его месте пребывания.

Существует мнение о том, что признание граждан безвестно отсутствующими и объявление их умершими служит изменению и прекращению правового статуса этих граждан.[2] Данная точка зрения, наиболее точно отражает сущность изучаемого правового института.
Правовой статус – это установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей.


В случае длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного проживания и определенности места его нахождения возникает юридическая неопределенность, последствиями которой может стать ущемление прав других участников правоотношений.

Если гражданин признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим, то его правовой статус относителен, т.к. судебная практика и гражданское законодательство не исключают того, что этот гражданин может фактически находиться в живых и иметь полный правовой статус, однако об этом ни суду, ни заявителю неизвестно и в силу решения суда об объявлении гражданина умершим егоправосубъектность прекращается. Наступает определенность в правовом статусе тех лиц, которые состояли с лицом безвестно отсутствующим в различных правоотношениях.

Для того чтобы устранить неопределенности в субъекте отношений, суд не исходит из предположений о жизни, либо смерти гражданина, апросто констатирует факт безвестного отсутствия.
Российское законодательство в статье 42 ГК РФ определяет порядок признания гражданина безвестно отсутствующим. Признание гражданина безвестно отсутствующим может быть произведено только судом в порядке особого производства, когда к рассмотрению принимается не иск, а заявление гражданина.

Суд может признать гражданина безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц. Относится ли лицо, обратившееся в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим, к числу заинтересованных лиц, суд будет решать исходя из материалов конкретного дела. Как правило, заинтересованность подтверждается необходимостью урегулировать правоотношение, одним из участников которого являлся ныне безвестно отсутствующий гражданин.

В качестве заинтересованных лиц также могут выступать граждане, для которых решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является правовым основанием (предпосылкой) возникновения их собственных прав (например, иждивенцы отсутствующего, которые имели бы право на получение пенсии в случае его смерти).[3]

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является правовым основанием для расторжения брака в органах ЗАГС по заявлению второго супруга (ст. 19 СК РФ).

Решение судао признании гражданина безвестноотсутствующим не является ответом на вопрос, жив данный гражданин или нет.[4] Решение о безвестном отсутствии строится не на презумпции смерти гражданина, а на фактическом составе безвестногоотсутствия, данном в этой статье. Фактический состав включает в себя, во-первых, отсутствие сведений о месте пребывания гражданина, во-вторых, длительность - в течение 1 года - такой неизвестности, в-третьих, невозможность устранения этой неизвестности путем проведения розыскных мероприятий. В связи с этим гражданско-процессуальное законодательствоопределяет порядок подготовки делао признании гражданина безвестноотсутствующим к судебному разбирательству, в соответствии с которым в обязанности судьи входит направить запросы родственникам и иным лицам, а также в соответствующие организации по последнему известному месту жительства и месту работы отсутствующегооб имеющихся у них сведениях.[5]


Существуют три мнения об основаниях признания гражданина безвестноотсутствующим. Одни авторы основой такого признания считают презумпцию смерти гражданина. Однако при таком подходе стирается грань между признанием лица безвестноотсутствующим и объявлением его умершим и необъяснимы различия в правовых последствиях, которые наступают в каждом из данных случаев.Другие авторы считают основой безвестногоотсутствия презумпцию жизни, так как нет достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых.[6]

Наиболее обоснованной следует признать позицию тех авторов, которые полагают, что при признании гражданина безвестноотсутствующим не заложена ни та, ни другая презумпция, а констатируется лишь факт невозможности решения вопросао жизни или смерти лица.

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим не является ответом на вопрос, жив данный гражданин или нет.[7] Решение о безвестном отсутствии строится не на презумпции смерти гражданина, а на фактическом составе безвестного отсутствия, данном в этой статье. Фактический состав включает в себя, во-первых, отсутствие сведений о месте пребывания гражданина, во-вторых, длительность - в течение 1 года - такой неизвестности, в-третьих, невозможность устранения этой неизвестности путем проведения розыскных мероприятий. В связи с этим гражданско-процессуальное законодательство определяет порядок подготовки дела о признании гражданина безвестно отсутствующим к судебному разбирательству, в соответствии с которым в обязанности судьи входит направить запросы родственникам и иным лицам, а также в соответствующие организации по последнему известному месту жительства и месту работы отсутствующего об имеющихся у них сведениях.[8]

Существуют три мнения об основаниях признания гражданина безвестно отсутствующим. Одни авторы основой такого признания считают презумпцию смерти гражданина. Однако при таком подходе стирается грань между признанием лица безвестно отсутствующим и объявлением его умершим и необъяснимы различия в правовых последствиях, которые наступают в каждом из данных случаев.Другие авторы считают основой безвестного отсутствия презумпцию жизни, так как нет достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых.[9]

Наиболее обоснованной следует признать позицию тех авторов, которые полагают, что при признании гражданина безвестно отсутствующим не заложена ни та, ни другая презумпция, а констатируется лишь факт невозможности решения вопроса о жизни или смерти лица.



1.2 Понятие и основания признания гражданина умершим

Объявление гражданина умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, которые дают основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия).

Необходимость судебного объявления гражданина умершим, как и признание безвестно отсутствующим, возникает в тех случаях, когда длительная неизвестность места нахождения одного из субъектовправоотношения является препятствием для других субъектов этого правоотношения в реализации ими субъективных прав и исполнении ими своих юридических обязанностей.[10]

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике.
Тесная взаимосвязь признания безвестно отсутствующим гражданина и объявления его умершим обнаруживается в том, что в обоих случаях суду необходимо установить дату (день, месяц, год), когда о гражданине были получены последние сведения. Правила исчисления начала безвестного отсутствия изложены в ст. 42 ГК РФ, однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлении гражданина умершим в соответствии со ст. 45 ГК. РФ.

Несмотря на сходство правового состава этих дел, они имеют и известное различие.

Объявление гражданина умершим имеет специфическую характеристику, которая заключается в следующем. Статья 45 ГК РФ называет несколько сроков, по истечении которых безвестно отсутствующий гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим. В литературе эти сроки называют общими и сокращенными.

Суд может объявить гражданина умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет (ст. 45 ГК РФ). Предварительное признание такого лица безвестноотсутствующим необязательно. Поэтому по истечении пяти лет со дня получения последних сведений о месте пребывания данного гражданина и наличии оснований предполагать его смерть, он может быть объявлен умершим.

Гражданский кодекс РФ (ст. 45) предусматривает два исключения из общего пятилетнего срока:

* сокращенный шестимесячный срок, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая(например, при исчезновении геологической группы, работавшей в непосредственной близости к кратеру вулкана, после начала его извержения). Срок исчисляется со дня несчастного случая;