Файл: Страхование и его роль в развитии экономики (Сущность страхования и его виды).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты страхования и его роли в развитии экономики
1.1. Сущность страхования и его виды
1.2. Роль страхования в развитии экономики
2. Состояние страхования в России на современном этапе развития экономики
2.1. Ключевые показатели рынка страхования и его участники
2.2. Анализ отраслевой структуры рынка страхования в России
3. Проблемы и перспективы развития страхования в России на современном этапе развития экономики
Совокупная страховая сумма выросла со 132 до 138 трлн рублей, что свидетельствует о продолжающемся снижении тарифов. Отсутствие крупных инфраструктурных проектов, нестабильная экономическая ситуация оказывают негативное влияние на этот сегмент. Поддержку сегменту оказывает залоговое страхование имущества крупных заемщиков.
В состав десятки лидеров вошли АО «НАСКО» и АО СК «РСХБ-Страхование» взамен выбывших ОАО «Капитал Страхование» (присоединено к ПАО «Росгосстрах») и АО «Цюрих надежное страхование».
Все компании из первой десятки показали рост премий, кроме ПАО «Росгосстрах» (минус 44 % по сравнению с прошлым годом) и АО «СОГАЗ» (минус 17 %). Но это не помешало АО «СОГАЗ» остаться лидером сегмента с долей 48 %.
Объем выплат по сравнению с прошлым годом вырос на 12,7 млрд рублей. Крупнейшими выплатами 2018 года стали возмещение ущерба по аварии на руднике «Мир» (страховщик – АО «СОГАЗ», общая сумма выплаты 10,5 млрд руб.) и в результате пожара в Торговом центре «Синдика» (страховщик – ООО СК «ВТБ Страхование», выплата 3,6 млрд руб.) [16, c. 1270].
Благодаря банкам активно развивается и страхование имущества граждан. Количество договоров за год выросло на 7,4 миллиона. Развитие сегмента в 2018 году, как и годом ранее, шло за счет ипотечного страхования и коробочных продуктов. За год премии увеличились с 57,4 до 64,8 млрд рублей, в том числе через банковский канал – с 20 до 27 млрд рублей.
Состав ТОП-10 страховщиков этого сегмента стабилен. Места компаний в рэнкинге остались прежними, кроме СПАО «РЕСО-Гарантия» (минус 2 позиции), САО «ВСК» и АО «АльфаСтрахование» (+1 позиция у каждой компании). С большой долей вероятности в 2019 году сегмент ожидает смена лидера.
У находящегося на 1 месте ПАО «Росгосстрах» объем премий 2 год подряд падает, в то время как у находящегося на 2 месте ООО СК «Сбербанк Страхование» динамика роста премий гораздо выше среднерыночных значений. Все страховщики из ТОП-10, кроме ПАО «Росгосстрах», АО «СОГАЗ» и АО «СК БЛАГОСОСТОЯНИЕ ОС», показали прирост премий.
Рис. 2.5. Динамика страховых премий, выплат и количества договоров по страхованию имущества граждан, 2016-2018 гг.
В 2018 году принят Закон о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций. Ожидания страховщиков оправдались не в полной мере, этот вид остался добровольным, поэтому резкого роста ждать не стоит. Купить полис можно будет уже в 2019 году, но с учетом необходимости разработки множества документов и бюджетного финансирования фактически программа начнет работать годом позже. Страхование имущества граждан будет оказывать поддержку non-life сегменту и в 2019 году.
Темп роста премий по страхованию жизни замедлился до 36,5 % (в 2017 году он составлял 53,7 %). Количество договоров выросло за год на 1,47 миллиона, в том числе по страхованию заемщиков – на 278 тысяч [9, c. 1006].
Страховщики жизни занимают 8 мест в составе ТОП-20 компаний, и только 6 из них находятся за пределами ТОП-100.
Пятерка лидеров по сравнению с прошлым годом не изменилась, при этом ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни» (прежнее название – ООО СК «Росгосстрах-Жизнь») снизило объем премий более чем в 2 раза. Лидером сегмента осталось ООО СК «Сбербанк страхование жизни», которое получило на 76 млрд рублей больше, чем в прошлом году, при общем росте сегмента на 121 млрд рублей. Его доля на рынке страхования жизни составляет 39,2 %. Эта же компания собирает 56,7 % премий по страхованию заемщиков.
Выплаты по договорам страхования жизни выросли с 36,5 до 67 млрд рублей в связи с окончанием срока действия договоров начала массовых продаж. Многие клиенты остались недовольны полученной доходностью, которая оказалась ниже доходности по депозитам.
В 2019 году темп прироста премий замедлится, но страхование жизни останется самым крупным видом. Проблема мисселинга (неполного/недостаточного информирования об основных условиях договора) не будет решена полностью, но благодаря усилиям регулятора и профессионального объединения станет менее острой.
Автокаско уже давно не является драйвером рынка, но впервые за последние 4 года сегмент показал положительную динамику объема премий (+6,2 млрд рублей или 3,8 %). Поддержку сегменту оказали рост кредитования физических лиц и связанный с ним рост продаж новых автомобилей (в 2018 году было продано 1,8 млн, что на 205 тысяч больше, чем в 2017 году).
Количество договоров в 4 квартале по сравнению с предыдущим кварталом выросло на 51 тысячу. Всего в 2018 году заключено 4,73 млн договоров (+798 тысяч по сравнению с 2017 годом) – это лучший результат за последние 4 года [20].
Этот сегмент довольно прибыльный для страховщиков. На фоне роста средней выплаты (с 84,4 до 91 тыс. рублей) снижаются как количество заявленных убытков, так и коэффициент выплат (с 51,2 % до 49,4 %). Это объясняется высокой долей договоров с франшизами, по условиям которых мелкие убытки оплачивает страхователь. Снижение количества заявленных убытков (на 91 тысячу) имеет те же причины. Доля отказов также снижается и составляет ~4%.
Сегмент характеризуется высоким уровнем конкуренции: здесь работают 99 компаний (из них только 53 заключили больше 1000 договоров), совокупная доля 10 крупнейших страховщиков автокаско составляет 85,5 %. Для всех компаний, у которых выплаты превышают премии, этот вид не является приоритетным. Из 8 компаний, у которых автокаско составляет основу портфеля (>50 % премий), коэффициент выплат выше среднерыночного имеют 5, а выше 80 % – только ООО СО «Геополис».
Рис. 2.6. Поквартальная динамика объема премий и количества договоров по автокаско, 2016-2018 гг.
Объем премий по ОСАГО увеличился на 3,9 млрд рублей до 226 млрд рублей, при этом количество договоров выросло на 1,54 миллиона.
ОСАГО занимаются 50 компаний, из них 44 входят в ТОП-100 страховщиков и еще 6 компаний находятся за пределами первой сотни. За год количество страховщиков ОСАГО уменьшилось на 11 компаний, из них 4 отказались от лицензий добровольно. Лидер сегмента опять поменялся. На смену СПАО «РЕСО- Гарантия» пришло АО «АльфаСтрахование» (доля рынка составила 15,2 %). Концентрация в сегменте продолжает ослабевать. На 10 крупнейших страховщиков приходится 77,7 % премий (в 2017 году – 78,3 %, в 2016 году – 80,2 %) [4, c. 31].
Объем премий по входящему перестрахованию за 2018 года составил 43,4 млрд рублей, увеличившись на 24% по сравнению с прошлым годом. В 4 квартале резко выросла доля зарубежного бизнеса. В итоге объем премий от российских перестрахователей увеличился на 2,3 млрд рублей, от зарубежных – на 6,2 млрд рублей. Положительную динамику объема премий показали 33 перестраховщика из 51.
Концентрация перестраховочного рынка продолжает усиливаться. На 10 крупнейших перестраховщиков приходится 86,6% премий (в 2017 году – 84,6%, в 2016 году -77,4%). После присоединения ЗАО «Капитал Перестрахование» к ПАО «Росгосстрах» на рынке осталось только 3 специализированных перестраховочных компании, чья доля составляет 35,8%. Лидерство по объему премий прочно закрепилось за АО «РНПК» с долей рынка 28 %.
Таким образом, можно сделать вводы, что итоги 2018 года для российской страховой отрасли двойственны. С одной стороны, в сборе премий в основных секторах рынка удалось переломить негативную тенденцию и выйти в плюс. С другой – на рынке пока так и не сформировались устойчивые драйверы роста. Страхование жизни, которое могло бы претендовать на роль такого локомотива для отрасли в целом, растет прежде всего за счет инвестиционного страхования – сектора, уже давно вызывающего вопросы
регулятора.
Если исключить результаты страхования жизни, о котором отдельно сказано ниже, сборы премий по прочим видам за 2018 году увеличились на 8,8 процента, сумев обогнать инфляцию (ее официальный показатель 4,3 процента). Это заметно лучше результатов 2017 года, когда совокупные взносы сократились почти на 2 процента [4, c. 32].
При этом разные сектора рынка развивались неравномерно. Наиболее крупный – ОСАГО (22 процента от совокупного сбора премий без учета страхования жизни) – смог выйти из минуса и показать скромный, на 1,8 процента, рост. Заметно лучшую динамику сборов премий в 2018 году продемонстрировало страхование от несчастных случаев и болезней (16 процентов по сбору премий без «жизни»). Еще один большой сегмент – добровольное медицинское страхование (15 процентов рынка) – вырос на 8 процентов. Доля страхования жизни в общем сборе премий за 2018 год увеличилась, по данным ЦБ РФ, на 4,7 п. п. и достигла 30,6 процента. При этом прирост сборов премий составил 36,6 процента.
3. Проблемы и перспективы развития страхования в России на современном этапе развития экономики
Страховой бизнес является одним из стратегических направлений развития социально-экономической политики государства. Необходимо акцентировать внимание на существующих проблемах страхового рынка, поскольку страхование глубоко проникает в экономику и оказывает на нее существенное влияние. Решение существующих проблем поможет активизировать страховой потенциал как общества, так и государства.
На формирование страхования РФ свой отпечаток наложили исторические особенности развития и становления России. В начале 21 века отечественное страхование только возрождалось, а это значит, что на сегодняшний день оно еще далеко своей точки насыщения, поэтому можно говорить о больших перспективах развития этого направления в ближайшее время [1, c. 115].
Законодательную основу правового регулирования в сфере страховой деятельности заложил закон «О страховании» от 27 ноября 1992 г, который дал огромный толчок в развитии отечественного страхового дела. Следующим ведущим законодательным актом, регулирующим это направление, стала 48 глава Гражданского кодекса Российской Федерации. На сегодняшний день в России на рынке страховых услуг насчитывается около 200 компаний.
Наиболее развитыми видами страхования в России считаются следующие: ОСАГО, которое занимает около 40 % всего рынка, медицинское и пенсионное страхование – занимают 2-е и 3-е место соответственно, что в общем объеме чуть менее половины рынка (25 % и 20 %), страхование недвижимого имущества физических и юридических лиц, на долю которых приходится более 10 %, а также закрывают рейтинг другие виды страхования, набирающие популярность в нашей стране.
Гораздо менее популярными сегодня в нашей стране являются такие виды страхового бизнеса, как страхование ответственности ущерба, страхование от несчастных случаев, страхование детей, профессиональное страхование и другие менее известные в широких кругах инструменты защиты капитала (ответственности).
Количество россиян, использующих страховые услуги, в настоящее время постепенно возрастает, это связано с ростом доходов населения, развитием отрасли и увеличением регулирования со стороны государства, а также с повышением надежности компаний-страховщиков.
Однако, следует отметить, что нормальному темпу развития страхования в России все еще препятствуют следующие проблемы [8, c. 204]:
1. Низкие показатели востребованности и платежеспособности на услуги страхования граждан и юридических лиц. Люди привыкли, что им навязывают страховку, и не воспринимают её как финансовую защиту. К тому же русские люди привыкли полагаться на «авось». К примеру, вместо того чтобы застраховать квартиру от риска затопления, они надеяться, что всё обойдётся.
2. Ограничение конкуренции, которая подстёгивает бизнес и заставляет искать новые пути развития, ценить клиентов и сохранять высокий уровень качества товаров и услуг. К сожалению, на рынке страхования иногда конкуренция искусственно ограничивается. Например, если клиент взял ипотеку в банке, он может получить страховку только у компаний-партнёров. Идентичная ситуация с медицинским страхованием, т.е. если пациент хочет наблюдаться в конкретной поликлинике, ему придётся выбирать полис всего у одной или нескольких страховых компаний, с которыми сотрудничает медучреждение.
3. Непрозрачность рынка. Необходимо повысить прозрачность, т.е. расширить список документов и данных, обязательных к раскрытию. Если информация станет общедоступной, люди поймут, что страховщикам нечего скрывать, то повыситься уровень доверия к ним.
4. Низкие стандарты деятельности, которые приводят к тому, что многие страховые компании не несут ответственности перед клиентами. После того как Центробанк стал регулятором страховой, ситуация начала немного изменяться в лучшую сторону. За последние годы с рынка ушло около 200 страховщиков, остались сильнейшие. Главные проблемы тех, у кого отозвали лицензии, – недостаточная финансовая устойчивость. То есть компании изначально понимали, что не смогут покрыть риски, но всё равно продавали полисы клиентам. Требования регулятора должны распространяться не только на финансовую стабильность компаний, но и на уровень услуг, размер выплат.
5. Мошенничество. Только жёсткое регулирование рынка и пропаганда нужного имиджа организаций помогут справиться с недоверием и страхом потребителей [12, c. 141].
Все вышеперечисленные проблемы, ограничивающие уровень развития страхования и его финансовых возможностей, требуют скорейшего решения. При этом решать данные проблем следует не только своими силами, но и учитывая опыт зарубежных стран, где рынок страхования наиболее развит.
Однако не будем забывать и о перспективах развития страхования в России, так как в случае скорейшего разрешения вышеуказанных проблем, появятся большие возможности для продвижения этого рынка.