Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
1.1. Понятие несостоятельности (банкротства)
1.2. Обзор определений банкротства в научной литературе
2.1. Юридические критерии банкротства граждан
2.2. Признаки банкротства юридических лиц
3. НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования связана со следующим. Необходимость защиты имущественных прав сторон финансово–хозяйственных отношений была обоснована еще в древнеримском праве. Как следствие зародился и в течение многих столетий развивался правовой институт несостоятельности, который был признан наиболее эффективным средством обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Исходя из многовековой истории человечества, банкротство представляло собой процедуру, помогающую кредиторам наложить арест на имущество должника, справедливо разделить его или заставить должника отработать долг [29, с. 45].
В конце XX века на волне гуманизации законодательств большинства стран мира банкротство стало рассматриваться в качестве механизма судебной защиты должника от кредитора.
Под понятием «банкротства» понимается несостоятельность определенного лица в исполнении денежных обязательств перед кредиторами, контрагентами, партнерами и прочее. Говоря по–простому, человек не может выплачивать долги.
Процедура признания несостоятельности физического лица осуществляется по аналогии, применяемой законом по отношению к юридическим лицам, но с учетом определенных особенностей.
При банкротстве организации проблема выплат долгов, безусловно, носит первоочередной характер. В целом вся указанная процедура призвана по возможности удовлетворить все требования кредиторов. Конечно, на практике такая ситуация встречается крайне редко. Вызвано это как изначальной нехваткой имущества организации для удовлетворения всех требований кредиторов, так и необоснованными (а в некоторых случаях и недобросовестными) действиями лиц, призванных обеспечивать процедуру банкротства.
Цель исследования – изучить правовые основы несостоятельности (банкротства).
Задачи курсовой работы:
- сформулировать понятие признаков несостоятельности (банкротства);
- проанализировать нормативные основы правового регулирования несостоятельности (банкротства);
- выявить критерии несостоятельности отдельных групп субъектов: граждан и юридических лиц.
Говоря о степени изученности темы, отметим исследования отечественных авторов, таких как: А.А. Аюрова, Я.О. Алимова, Н.Н. Викторова, С.С. Галкин, И.В. Ершов, Е.Е. Еньков, В.С. Белых, В.Я. Захаров, С.А. Карелина, С.А. Кузнецов, Р.А. Попов, Т. Светлова, В.Н. Ткачев, А. Улезко.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
1.1. Понятие несостоятельности (банкротства)
Понятие несостоятельности (банкротства) определено в ст. 2 ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» через указание на его сущностный признак – неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6–ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» термины «несостоятельность» и «банкротство» рассматривал как синонимы. Как известно, еще в процессе разработки данного Закона обращалось внимание на необходимость дифференцировать понятия несостоятельности и банкротства.
И. Р. Багова отмечает, что в законодательстве ряда стран используется термин «несостоятельность», термин же «банкротство» не употребляется [5, с. 208].
Однако и в ныне действующем Законе о несостоятельности термины «несостоятельность» и «банкротство» вновь употребляются как синонимы. Другие действующие в Российской Федерации нормативно–правовые акты также не проводят дифференциации понятий «несостоятельность» и «банкротство».
Комплексное доктринальное исследование теоретических воззрений отечественных и зарубежных ученых позволяет заключить о существовании, главным образом, трех основных концептуальных подходов к соотношению таких понятий, как несостоятельность и банкротство.
Традиционным принято считать подход, согласно которому понятие «несостоятельность» имеет гражданско-правовую отраслевую принадлежность, а понятие «банкротство» – уголовно-правовую.
По этому поводу А. А. Быкова справедливо отмечает, что в русском дореволюционном праве несостоятельность ассоциировалась с тем, что и принято понимать под современным институтом банкротства, тогда как понятие «банкротство» имело связь с совершением преступления [8, с. 500].
В. Г. Голубцов различает исследуемые явления и настаивает на терминологической чистоте, условием которой является четкое законодательное разграничение этих понятий [11, с. 50].
Н. Ю. Кинзерская указывает, что в большинстве развитых зарубежных правопорядков термин «банкротство» характеризует уголовно–правовые отношения, по причине чего находит свое закрепление в уголовных кодексах [21, с. 58].
И. В. Логвина придерживается мнения, что термин «банкротство» характеризуется узким, строго специальным значением, поскольку означает частный случай несостоятельности [22, с. 184].
Приверженцы второго подхода настаивают на том, что понятия «несостоятельность» и «банкротство» диалектически взаимосвязаны. Несостоятельность выступает главной предпосылкой банкротства, однако несостоятельность как таковая не является фактом банкротства.
По мнению М. Ю. Порохова констатировать факт банкротства вправе лишь компетентные судебные органы [25, с. 60].
В то же время несостоятельность имеет место в различных случаях финансовой затруднительности: экономической несостоятельности, неплатежеспособности, предбанкротной неплатежеспособности и собственно банкротства.
Так, А. В. Тулинов обосновывает свое мнение тем, что «несостоятельность существует как факт, имеющий место независимо от признания его арбитражным судом... Поэтому обязательное включение в определение понятия несостоятельности указания на судебное признание таковой или объявления о несостоятельности должником как существенного признака, входящего в понятие несостоятельности, неоправданно его сужает» [31, с. 58].
Третий (формальный) подход исходит из этатистского право понимания и основывается на легальном определении понятия несостоятельности (банкротства), закрепленного в ст. 2 Закона о несостоятельности. В соответствии с которой «несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».
1.2. Обзор определений банкротства в научной литературе
Большинство ученых–юристов сходятся во мнении о том, что употребление терминов «несостоятельность» и «банкротство» в качестве синонимов не может быть признано удачным.
«Если под банкротством не понимать частный случай несостоятельности, когда неплатежеспособный должник совершает уголовно наказуемое деяние, наносящее ущерб кредиторам, то не совсем понятно употребление двух терминов–синонимов в самом заголовке».
Так, А. В. Воробьев настаивает на необходимости дифференциации исследуемых понятий по признаку неоплатности (в зависимости от наличия этого критерия) [10, с. 33].
К аналогичным результатам приходит и А. И. Гучков [15, с. 698].
Например, Н. В. Дутова высказала следующие предложения: несостоятельностью следует считать просто неплатежеспособность (неисполнение обязательств), а банкротством – неплатежеспособность, признанную судом [16, с. 500]. По справедливому замечанию А. В. Ибрина, столь вольное замещение термина «несостоятельность» термином «банкротство» и употребление то одного, то другого для обозначения одного и того же явления возникли под влиянием законодательства и судебной практики стран англосаксонской системы права. Тем не менее даже в законодательстве этих государств термин «банкротство» имеет узкое, строго специальное значение, описывающее частный случай несостоятельности [18, с. 86].
На современном этапе правового и экономического развития российского государства в результате изменения ориентиров в сфере правовых и экономических отношений, произошедшего перехода российской экономики к рыночным отношениям большое значение приобретает институт несостоятельности (банкротства) гражданина, являющийся естественным социально–экономическим феноменом в условиях свободной рыночной экономики. Е. В. Байкот указывает, что наиболее приемлемым для российского законодателя является полный отказ от термина «банкротство» в праве по следующим причинам [6, с. 169].
Во–первых, этимологическая составляющая слова «несостоятельность» свидетельствует о неспособности лица что–либо сделать, характеризует бездействие лица. Во–вторых, понятие «банкротство» имеет итальянские корни и первоначально использовалось для обозначения уголовных преступлений, субъектами которых были расточительные должники, а также те, кто скрывался от исполнения своих обязательств. Уголовно правовое понимание банкротства превалирует в зарубежных странах. В–третьих, правила юридической техники позволяют использовать в тексте нормативно–правового акта синонимы только в том случае, если это оправдано необходимостью дополнительного уточнения.
Однако понятие «банкротства» не выполняет подобной функции, а лишь вносит неясность в законодательный язык и порождает теоретические проблемы [9, с. 65].
Таким образом, применяя понятие «несостоятельность», российский законодатель нивелирует теоретические дискуссии, устранит юридико-технический дефект, выраженный в наличии двойной терминологии, откажется от законодательного «плагиата», каковым следует признать термин «банкротство», а также укрепит вековые исторические традиции российского законодательства. Множественность современных научных определений института несостоятельности (банкротства) свидетельствует о сложности уяснения его правовой сути и содержания [13, с. 55].
2. ПРИЗНАКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Юридические критерии банкротства граждан
Понятие признаков несостоятельности (банкротства) различными учеными определяется по-разному. Признаком банкротства является совокупность формальных и материальных фактов, которые дают возможность суду признать лицо банкротом или самому объявить о наличии несостоятельности (банкротства) [30, с. 80]. Другие ученые понимают под признаками банкротства систему внешних характеристик должника, которые позволяют предположить его несостоятельность. Кроме данных подходов, существует мнение, что признаки банкротства представляют собой не систему внешних характеристик должника, позволяющих предположить несостоятельность, а приемы выражения (воплощения) в тексте правового акта критерия несостоятельности, избранного законодателем в отношении той или иной категории потенциальных банкротов.
Возможность объявить себя несостоятельным должником появилась у физических лиц с 2015 года. Раньше эта процедура допускалась только в отношении организаций. При этом часто возникает вопрос, какие признаки банкротства устанавливает закон для физических лиц, особенно, если они обладают статусом индивидуальных предпринимателей [16, с. 501].
Суть объявления физического лица банкротом состоят в том, что устанавливается и признается факт того, что он не в состоянии выполнить перед кредиторами взятые на себя обязательства. Вследствие этого долг с него списывается безусловно, или с применением реструктуризации. Причина создавшегося положения не имеет значения. Понятие и признаки банкротства определяются размером задолженности, наличием имеющейся по факту собственности, денежных средств и периодом просрочки обязательных платежей [17, с. 54].
По закону, как сам должник, так и кредиторы, имеют право инициировать процедуру. В первом случае человеком движет желание избавиться от неподъемных выплат, во втором — намерение кредитных организаций погасить хотя бы часть долгов за счет имущества заемщика. Однако у банкротства есть свои последствия.
Закон определяет два вида критериев, на основании которых человека можно признать несостоятельным должником.