Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Понятие мотивации персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Схематично представить разработку системы управления персоналом можно примерно так:

Рисунок 1 Система управления персоналом

Планирование системы стимуляции работников обычно включает следующие мероприятия:

  1. Определение побуждений различных категорий работников.
  2. Разработка систем оплаты труда, форм участия в прибылях и капитале.
  3. Разработка форм и видов нематериального поощрения.

Однако даже грамотно спланированная система стимулирования работает не всегда. Этому могут быть следующие причины:

  • отсутствие у работника мотивации к труду в принципе;
  • несоответствие стимула потребностям работника;
  • привыкание;
  • сложность системы стимулирования для восприятия.

Мотивация и стимулирование персонала проекта может быть реализовано в форме как материального, так и нематериального поощрения.

1.2 Виды мотивации персонала

Мотивация подразделяется на материальную и нематериальную

Все-таки большинство людей работает в первую очередь ради денег, а не ради карьерного роста или социального статуса, и наиболее эффективными можно считать именно денежные поощрения - материальная мотивация. Помимо собственно заработной платы, в эту группу можно включить премии по результатам работы, к праздникам и памятным датам, ценные подарки, компенсации и т.д.

Рисунок 2 Материальные стимулы

Нематериальные стимулы

К таковым можно отнести конкурсы профессионального мастерства, грамоты, дипломы, поощрения в виде предоставления выходных дней, возможности поработать над более перспективным проектом и пр.

Рисунок 3 Нематериальные стимулы

Подобные стимулы не требуют значительных затрат и вполне успешно работают вместе с материальными. А вот применять их отдельно при установлении зарплат ниже среднеотраслевых неэффективно.

Руководители всегда в той или иной степени пользуются механизмами побуждения работников к труду. Многие из них считают, что самого факта получения вознаграждения за труд достаточно для того, чтобы сотрудникам хотелось работать. Однако является ли заработная плата основным стимулом мотивации? Это в немалой степени зависит от психологических особенностей личности и характера конкретного работника.


Кому-то действительно достаточно только достойной зарплаты, кому-то важен климат в коллективе, признание заслуг и уважение коллег, а кто-то больше ценит бонусы и вознаграждения в виде медицинской страховки, бесплатного питания, путевок, абонементов и пр. Разрабатывая систему поощрений, важно учитывать подобные нюансы.

1.3 Современные методы мотивации персонала

В работе как с новыми, так и с уже действующими сотрудниками стоит учитывать, что тип ведущей мотивации обычно сохраняется на протяжении всей жизни. На него накладываются характер человека, его цели, требования, которые он предъявляет к компании и к себе лично, а также особенности поколения, к которому он принадлежит. О трендах, связанных с этими особенностями, и поговорим дальше.

Мотивация «От» сменяется мотивацией «К». Мотивация «От» — отличительная черта поколений, переживших серьезные потрясения и живших в сложных социально-экономических условиях. Родители нынешней молодежи еще помнят непростые 90-е, а поколение старше и вовсе жило мыслью «лишь бы не было войны». Главное для них — стабильная работа, пусть без особого интереса, перспектив, только бы не стало хуже: «не буду опаздывать, чтобы не получить выговор от начальника», «не буду жаловаться, что мало платят, — вдруг уволят».[13]

Но сегодня в числе соискателей все больше тех, кто вырос в относительно стабильное время, — представителей поколения Z (рожденные в 2000–2010 годах). Этим людям свойственна мотивация «К». Они сфокусированы на своих целях, их волнует то, что они получат, чего достигнут: «не буду опаздывать на работу, потому что надо успеть сделать много дел». Разница исключительно во внутреннем побуждении.

Соискатели не боятся пробовать что-то новое. Несколько лет назад в числе соискателей в основном были люди поколения X (1963–1984 годы рождения). Их мотивировали такие факторы, как надежность, стабильность, официальное трудоустройство, белая зарплата. Однако с каждым годом среди кандидатов появляется все больше людей последующих поколений, в особенности Z.

Они не боятся изменений, легко расстаются с одной работой и переходят на другую, отвечающую их внутренним целям. На первое место выходит потребность в самовыражении и саморазвитии. И в 2019 году эта тенденция только усилится.


В компании каждый руководитель проговаривает с подчиненными их профессиональные и личные цели. Важно, чтобы у каждого сотрудника было желание узнавать что-то новое, интересное, прокачивать компетенции, учиться достигать результата быстрее.[14]

Кандидаты становятся более открытыми. Люди поколения X на собеседовании пытаются показать себя с лучшей стороны, чаще говорят то, что от них хотят услышать, намеренно создавая положительный образ. Поколение Z, наоборот, не старается понравиться рекрутеру, работодателю, а говорит как есть и оценивает работу по принципу: «заниматься этим или нет», «нравится ли мне эта компания», «получу ли я здесь то, что хочу».

Например, на собеседовании соискатель может открыто сказать, что не планирует надолго задерживаться в компании, что его цель — получить опыт и ценные знания, а в дальнейшем уехать в другой город на учебу или открыть собственное дело. Благодаря этому время на выяснение, что это за человек и чего от него ожидать, сокращается до минимума. Работодатель уже на берегу понимает, что может или не может предложить такому кандидату.

Релокация сотрудников. У поколения X отказ от переезда в другой город был связан со страхом потери стабильности, хорошей зарплаты. Сегодня тенденция строго противоположная.

У людей нет привязанности к определенному месту работы, они стали лояльнее относиться к переезду в другой город и даже страну. Их привлекают новая должность, новые интересные задачи, более высокая зарплата.

Головной офис компании находится в Туле, и 30% наших сотрудников переехали из других городов. Для компании со штатом 700+ человек это нормальная практика. Принимая на работу таких кандидатов, мы прикладываем все усилия, чтобы на новом месте работы они чувствовали себя максимально комфортно.

Повышается спрос на удаленную работу. С каждым годом повышается доля дистанционно работающих сотрудников. Для соискателей это возможность быть частью команды и при этом чувствовать себя свободными и мобильными, путешествовать по разным городам и странам, открывать для себя что-то новое, знакомиться с интересными людьми и зарабатывать деньги. Для работодателей — привлекать нужных специалистов без «привязки» к офису, находить сотрудников для решения конкретных задач, экономить на накладных расходах.[15]

Растет популярность занятости part-time. Все большую популярность приобретают гибкие формы занятости — part-time. Это проектная работа на определенный срок, когда специалист параллельно делает несколько задач в рамках одного или нескольких проектов. Взять тех же SMM-специалистов, которые работают на фрилансе и ведут группы нескольких брендов в соцсетях: составляют контент-план, придумывают активности, создают креативы, запускают рекламные кампании, взаимодействуют с аудиторией.


Многозадачность перестает быть проблемой, стрессовой ситуацией. Напротив, специалист намеренно берет больше проектов, чтобы прокачивать компетенции и накапливать экспертизу. И это пример адаптации к условиям быстрого развития технологий, постоянного появления новых навыков и решений.

Глава 2. Анализ методов и видов стимулирования труда в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации

2.1 Характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Максима-А», зарегистрировано 5 апреля 2006 года по адресу 690091, г. Владивосток, ул. Алеутская, д. 43, ОГРН: 1062540022291, ИНН: 2540119639. Регистрирующая организация - Инспекция Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока.

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов на доход и других расходов, поступает в полное распоряжение учредителей, которую они направляют на развитие предприятия. Предприятие осуществляет внутриэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РФ. Деятельность компании ориентирована в нескольких направлениях: основная деятельность - розничная и оптовая торговля.

Основная цель организации бизнеса - сохранение устойчивого положения на рынке указанных услуг, а в перспективе наращивание оборотов и завоевание всего рынка. Главной задачей на сегодняшний день является - обеспечение максимально возможной отдачи при минимизации затрат и наименьшем риске. Предприятие имеет постоянный круг клиентов.

Предметом деятельности ООО «Максима-А» являются:

  • Бытовые неэлектрические приборы - розничная торговля;
  • Молочные продукты - розничная торговля;
  • Мясные консервы и консервы из мяса птицы - оптовая торговля;
  • Мясо и мясо птицы, субпродукты - розничная торговля;
  • Мясо птицы, субпродукты - оптовая торговля;
  • Мясо, субпродукты - оптовая торговля;
  • Пищевые продукты из мяса и мяса птицы - оптовая торговля;
  • Пищевые продукты из мяса и мяса птицы - розничная торговля;
  • Посуда из стекла, керамики, фарфора и фаянса, ножевые изделия, домашняя утварь - розничная торговля;
  • Шторы, портьеры и предметы домашнего обихода из текстильных материалов - розничная торговля.

2.2 Характеристика мотивации персонала в ООО «Максима-А»

В настоящее время в ООО «Максима-А» больше внимания уделяется вопросам мотивации и стимулирования работы сотрудников предприятия как важной функции управления, которая позволяет руководству компании рационально управлять сотрудниками и успешно работать в соответствии с намеченным планом по улучшению производственного процесса. Совершенствование и внедрение новых систем управления в условиях высокой конкуренции осуществляется с учетом и ориентацией на индивидуальную мотивацию работника и его стимулирование в соответствии с количеством и качеством работы.

Мотивация в ООО «Максима-А» заключается в стимулировании к активной работе отдельных лиц, групп, связанных с желанием удовлетворить определенные потребности. В любом случае мотивация — это побуждение работников к деятельности.

Обобщая, можно сказать, что под мотивацией подразумеваются активные движущие силы, побуждающие сотрудника выполнять действия, направленные на достижение определенных целей, с затратами определенных усилий, с определенным уровнем усердия, добросовестности и настойчивости. Методы коллективного стимулирования могут быть самыми разнообразными и зависеть от разработки системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и характеристик самого предприятия.

В ООО «Максима-А» применяются следующие методы стимулирования рациональной трудовой деятельности:

1) материальные стимулы;

2) организационные методы;

3) морально-психологические методы.

Таким образом, исходя из анализируемых параметров, можно выделить следующие направления совершенствования системы мотивации персонала ООО «Максима-А»:

– внедрение системы оценки стоимости рабочих мест (должностей);

– корректировка бонусных ставок (ключевые показатели эффективности);

– совершенствование порядка оценки результатов труда по выбранным показателям эффективности;

– совершенствование системы косвенного материального стимулирования;

– совершенствование системы морального стимулирования.

В ООО «Максима-А» не хватает материальных средств для повышения мотивации персонала. Ограничениями намечаемых мероприятий является бюджет, выделяемый руководством компании на реализацию организационных мероприятий, направленных на повышение мотивации.