Файл: Понятие социального обеспечения (Понятие социального обеспечения в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансовое обеспечение которых осуществляется непосредственно из государственного бюджета).

Основополагающую роль в концепции социального обеспечения и социальной защиты населения имеют пособия и компенсационные выплаты. Пособия – это финансовые выплаты, которые назначаются людям систематически либо на единовременной основе в определенных действующим законом обстоятельствах с целью компенсации потерянного заработка или же предоставления необходимой финансовой помощи.

В различии же от пенсий, которые выступают в качестве главного и единственного источника финансовых ресурсов к существованию, пособие, как принято, необходимо считать помощью, которая на временной основе заменяет потерянный заработок либо же является дополнением к главному источнику средств к существованию (заработку, либо пенсии)[11].

Основополагающие разновидности пособий, установленные существующим законом:

пособие ввиду нетрудоспособности на временной основе;

пособия людям, которые имеют малолетних детей;

пособие по безработице;

единовременные пособия людям при появлении поствакцинального осложнения;

единовременное пособие медицинским сотрудникам, которые заразились вирусом иммунодефицита человека во время осуществления своих профессиональных обязанностей;

единовременное пособие людям, которые привлечены для борьбы с терроризмом; пособия ввиду получения увечья при исполнении служебных обязанностей и специализированным заболеванием; социальные пособия людям, которые уволены с военной службы .

Отечественный закон устанавливает, вместе с пособиями, ряд компенсационных выплат:

финансовые выплаты матерям (либо иным родственникам, действительно реализующим необходимый уход за малолетним ребенком);

финансовые выплаты студентам и аспирантам, которые в настоящий момент находятся в соответствующих отпусках ввиду медицинских показаний;

финансовые выплаты не трудящимся трудоспособным гражданам, реализующим необходимый уход за нетрудоспособными лицами;

финансовые выплаты супругам военных служащих, осуществляющих государственную службу по контракту, во время их проживания наряду с супругами в местностях, где они вынуждены не заниматься трудовой деятельностью либо не в состоянии устроиться по своей специализации ввиду отсутствия возможности трудоустройства, в частности же по состоянию здоровья малолетних детей;


финансовые выплаты на детей, которые находятся под непосредственной опекой и попечительством в приемной семье;

финансовые выплаты на питание проходящим обучение в государственных, муниципальных общеобразовательных организациях, организациях начального и среднего профессионального образования; выплаты обособленным категориям инвалидов;

субсидии на выплату жилья и коммунальных услуг[12].

Следовательно, социальная защита граждан подразумевает социальное обеспечение, соответствующее страхование, а также помощь, отвечает социальной политики страны, которая, по настоящей Конституции государства, ориентирована главным образом на формирование необходимых условий, которые обеспечивают достойную жизнедеятельность и свободное развитие гражданина.

ГЛАВА 2. Реализация государственной системы социального обеспечения

2.1 Основные проблемы государственного социального обеспечения

Социального обеспечения в России включает в себя следующие виды:

- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные):

- пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);

- содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах): профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:

- протезно-ортопедическую помощь врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов - льготы и преимущества инвалидам.

И хотя всей системе социального обеспечения присущи общие черты, но в то же время каждый вид имеет свои особенности. Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов средства[13].


Государство имеет отчетливые проблемы в социальной сфере. Среди главных проблем можно выделить наличие государственных социальных обязательств, которые были наследованы от социалистической системы. Завышенное обязательство порождает неадекватную экономической ситуации налоговую нагрузку, например, на фонд оплаты труда, что является одной из причин низкой заработной платы и доходов населения и сдерживает развитие платных социальных услуг. С другой стороны высокая налоговая нагрузка препятствует экономическому росту и повышению уровня жизни населения, а не выполнение государством своих обязательств порождает неравенство и социальную напряженность в обществе.

В настоящее время приоритетном направлением является осуществление перехода к новой, более эффективной модели социальное управление – адресной социальной системе. Для модели адресного социального управления характерны дифференциация выполнения социальных функций государства в отношении различных слоев населения, перераспределение социальных расходов государства в пользу наиболее уязвимых групп населения, повышение эффективности социальной системы, снижение социальной напряженности в обществе.

В России также назрела необходимость выработки таких моделей обеспечения социального благополучия человека, которые нацелены не на пассивное ожидание помощи от государства, но на активную самоподдержку, на использование возможностей самоорганизации и социального партнерства в реализации социальной политики[14].

Нужно не только опосредованное государством, но и непосредственное сотрудничество всех социальных групп с целью не просто выживания, но и улучшения качества жизни. Одним из аспектов этой проблемы является активизация социальной роли частного бизнеса, заключающейся не только в передаче государству ресурсов для перераспределения в социальную сферу, но и в непосредственном участии в социальной деятельности.

Другой аспект – повышение роли добровольных ассоциаций в формировании и реализации социальной политики, развитие механизмов самоуправления в социальной сфере и расширение плюрализма форм социального обеспечения. Лишь при наличии зрелого общественного подхода к решению социальной проблемы в двух названных аспектах происходит м адаптация государственных органов, бюрократического аппарата к меняющимся общественным условиям.

В результате реформ Россия отошла от централизованной государственной системы социального обеспечения, но всё еще далека от модели, в той или иной мере основанной на личной и общественной активности. Предстоит сложный процесс реформирования социальной сферы с учетом как негативной, так и позитивной практики прошлого, а также опыта зарубежных стран для разработки и постепенной реализации концепции социальной политики, адекватной российским потребностям[15].


О процессе формирования «новой экономики» в настоящее время можно с большей или меньшей уверенностью говорить в отношении крупных городов России, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, но пока не в отношении провинций. Между тем неизбежна реструктуризация «индустриальной экономики» в соответствии с глобальными тенденциями создания в мире «открытого общества». Это повлечет за собой свертывание многих традиционных российских производств, необходимость модернизации других, неизбежность мобилизации значительных ресурсов на инновационные цели.

В России снижение жизненного уровня и усиление дискомфорта от социальной дифференциации также вызвало возрастание потребности людей взаимоподдержки. Появились многочисленные сообщества самопомощи – инвалидов, родителей детей-инвалидов, жителей микрорайонов. Российский опыт показывает, что «низовые» организации, тесно связаны со своей «микротерриторией» (районом, подъездом, предприятием), достаточно успешно справляются с решением ряда социальных проблем. Члены этих организаций чаще всего сами являются как объектами, так и субъектами помощи. Все эти организации вынуждены справляться с проблемами, имеющими значение для всего общества, практически в одиночку, зачастую в атмосфере равнодушия властей при отсутствие финансовых и материальных ресурсов, они сталкиваются с проблемой нехватки профессионалов и лидеров в своей среде. И всё же быстрее востребованность жизнью подобных объединений возрастает с каждым годом.

2.2 Проблемы правоприменительной и судебной практики в области социального обеспечения граждан в РФ

В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», социальное обслуживание определяется как «...деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, т.е. действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности» [16].


В соответствии с законодательством, гражданин, претендующий на предоставление социальных услуг, должен быть сначала признан нуждающимся в них на основе наличия обстоятельств, закрепленных в ст.15 п.1 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.

Решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании или об отказе в социальных услугах принимается в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления в письменной или электронной форме. Тем не менее, при отказе в социальном обслуживании решение может быть обжаловано в суде.

Так, например, Г. обратился в суд с заявлением к Администрации МО «город Тотьма» о признании постановления от 15.06.2017 № 231 «Об отказе в признании Г. прошедшим перерегистрацию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» противоречащим закону и недействующим со дня его принятия и возложении обязанности принять новое постановление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В обоснование требований указано, что Г. является, в период с 1984 по настоящее время проживает в квартире родителей, зарегистрирован по указанному адресу с 27.12.1995,собственного жилья не имеет. 25.01.2000 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен в льготную очередь на получение жилья. В период с 2000 по 2017 ежегодно обращался в администрацию г.Тотьма (МО «город Тотьма») и Администрацию Тотемского района по вопросу предоставления жилого помещения, однако жилье не предоставлялось в связи с отсутствием финансовых средств и специализированного жилищного фонда.

В указанный период неоднократно проходил перерегистрацию в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 7 Закона Вологодской области от 29.06.2005 № 1307-ОЗ.

В начале июня 2017 на его адрес поступило письмо с Администрации Тотемского района о предоставлении жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья и предложено предоставить документы в соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 22.06.2009 № 945, он предоставил необходимые документы, однако в выделении субсидии на приобретение жилья ему было отказано.

Кроме того постановлением администрации МО «город Тотьма» от 15.06.2017 № 231 ему было отказано в признании его прошедшим перерегистрацию в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Полагает, что оснований для снятия его с учета не имеется. Он был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что является членом семьи своих родителей, являющихся собственниками квартиры и обеспечен жилой площадью более 9,5 кв.м.