Файл: Анализ коммерческой деятельности спортивной организации на примере ДЮСШ №12.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации коммерческой деятельности
1.1. Понятие и сущность коммерческой деятельности
1.2. Виды коммерческой деятельности
1.3. Управление коммерческой деятельностью в организации
Глава 2. Организация работы отдела продаж в ДЮСШ
2.1. Общая характеристика спортивной организации
2.2. Организационная структура
Различают семейные хозяйства и семейно-групповые (обычно более крупные). Наиболее эффективны, а, следовательно, прибыльны узкоспециализированные хозяйства. Мировой опыт так же показывает, что успешны крупные хозяйства, применяющие передовые технологии и организацию труда. Земля обычно арендуется и находится в долгосрочном пользовании.
Коммерческое предпринимательство характеризуется операциями и сделками по купле-продаже товаров и услуг. В современной России оно является едва ли не самым распространенным видом предпринимательства. В этой сфере заняты многочисленные малые предприятия и подавляющее большинство частных предпринимателей. Эта деятельность очень мобильна, быстро приспосабливается к потребностям, поскольку связана с конкретными запросами населения. Предприниматель занимается не производством товара, а только его реализацией. Прибыль образуется за счет разницы между выручкой и затратами на реализацию.
Коммерческо-торговое предпринимательство характеризуется относительно высокой степенью риска. Важную роль играют коммерческие сделки-соглашения на поставку товаров (напрямую или через посредников), подписание контрактов. Их реализация с учетом динамики конъюнктуры рынка, курса валют, таможенных пошлин, транспортных расходов в конечном итоге определяет уровень прибыли предпринимателя.
Как известно, торговлю подразделяют по целям и характеру операций на внутреннюю и внешнюю (экспорт-импорт); оптовую и розничную; отраслевую; товаров длительного пользования и пр. Коротко остановимся на деятельности некоторых предприятий торговли, осуществляющих хозяйственные (коммерческие) связи между поставщиками и покупателями товаров. Исходя из особенностей стадий процесса обращения товаров, различают оптовую торговлю как посредническую между отраслями и розничную торговлю как конечное звено в реализации товаров конечному потребителю. Основными центрами оптовой торговли являются товарные биржи, ярмарки и аукционы.
На оптовых ярмарках покупатели совершают закупку товаров на основе представленных образцов, описаний, каталогов большими партиями по цене, установленной в результате спроса и предложения. Отличительной особенностью аукционов является продажа реальных товаров на основе конкурса среди покупателей. Товары продаются партиями или единичными экземплярами. Как правила, это в основном произведения искусства, антиквариат, ювелирные изделия, меха и другие, редко встречающиеся и пользующиеся повышенным спросом товары и ценности.
Для розничной торговли характерно разнообразие форм и методов ее организации. С одной стороны. Это концентрация торгового капитала в крупных универсальных специализированных магазинах, торговых комплексах и торговых домах. С другой стороны, - массовая мелкая торговля в ларьках, палатках, павильонах, на городских рынках. Серьезную конкуренцию магазинам составляют сложившаяся уличная торговля, вещевые рынки, которые и отличаются низкими ценами и оперативной реакцией на потребительский спрос.
Закупка и продажа товаров
Соответственно по характеру выполняемых функций процессы, совершаемые в торговле, можно подразделить на два основных вида:
• коммерческие (или чисто торговые);
• производственные (или технологические).
Коммерческие процессы связаны со сменой форм стоимости, т.е. с куплей и продажей товаров. К ним относятся и организационно-хозяйственные процессы, непосредственно не связанные с актами купли-продажи, но обеспечивающие беспрерывность их осуществления и не имеющие производственного (технологического) характера (изучение покупательского спроса, заключение договоров купли-продажи; реклама и др.).
Коммерческие процессы являются объектом коммерческой деятельности в торговле.
Технологические процессы – связанные с движением товара как потребительной стоимости и являющиеся продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортирование, хранение, упаковка, фасовка, подсортировка и т.д.).
Технологические процессы являются объектом изучения специальной дисциплины – организации и техники торговли.
Оптовая торговля
Первым звеном реализации произведенного товара в канале распределения является оптовая торговля, т.е. деятельность по продаже товаров, предназначенных для розничных торговцев, тех, кто их будет далее продавать конечному потребителю.
Необходимость этого промежуточного между производителем товара и розничным торговцем звена вызвана тем, что, с одной стороны, производителю товаров, как уже упоминалось, обычно выгоднее вкладывать средства не в торговлю, а в развитие своего производства, а с другой – рыночному торговцу обычно не хватает средств для того, чтобы принять на себя торговлю полностью. Концентрация в руках оптового торговца значительных материальных ресурсов дает ему возможность гибко и эффективно ими распоряжаться, а для розничных торговцев создает преимущества работы по привычному, надежному, проверенному каналу.
При оптовой продаже товаров во взаимоотношения вступают производители товаров, оптовые базы и розничные торговые организации и предприятия. Коммерческая деятельность базируется на заказах розничных торговых предприятий. Объем реализации представляет собой сумму этих заказов с выделением складского и транзитного оборота.
При складской форме продажи товаров оптовая продажа осуществляется со складов, где товары проходят предварительную подсортировку и в нужном ассортименте предлагаются оптовым покупателям.
При транзитной форме оптовой продажи товары не завозят на склад оптовой базы, купившей товар, а направляют от поставщика (как правило, изготовителя товара) в розничные предприятия и их магазины.
Транзитная форма оптовой продажи имеет преимущества по сравнению со складской: ускоряется товарооборачиваемость, снижаются издержки по доведению товаров, уменьшается объем погрузо-разгрузочных работ и др.
При транзитной форме оптовой продажи продавец-оптовик выступает в роли организатора транзита и взимает за это часть надбавки в свою пользу (транзитный товарооборот с участием в расчетах). Получатели товаров могут сами рассчитаться за товар (организуемый транзит без участия в расчетах) или же оптовая база – покупатель товара рассчитывается за него с последующим проведением расчетов с получателем товара. На оптовую торговлю обычно возлагают следующие задачи:
1. Формирование выгодного ассортимента товаров путем их организованной закупки большими партиями у фирм-производителей.
2. Складирование товаров, позволяющее снизить издержки на их хранение, уменьшить потери от порчи и утраты товаров.
3. Доставка товаров поближе к потребителям. С учетом этого требования размещаются оптовые склады-базы,
4. Формирование мелких партий товаров для розничных торговцев.
5. Финансирование (кредитование) розничных торговцев.
6. Установление контактов с покупателем, привлечение его к покупке товаров данной фирмы.
7. Информационное обеспечение торговли (спрос и конъюнктура рынка, информация о самом товаре, о потенциальных возможностях конкурентов).
8. Консультации, помощь в работе розничным торговцам, в первую
очередь по управлению, бухгалтерскому учету и т. д.
9. Принятие на себя части риска за повреждение и утрату товара
при его движении по каналу распределения.
В оптовой торговой сети функционируют торгово-закупочные базы,
которые размещаются в районах потребления товаров. Эти базы занимаются закупкой продукции в различных районах ее производства, в том числе и
у выходных баз. Затем товары реализуются розничным торговым предприятиям, прилегающим к оптовым торгово-закупочным базам.
Розничная торговля
Розничная торговая сеть классифицируется по видам предприятий, предлагаемому ассортименту товаров, структуризации розничной торговли, размещению и концентрации магазинов.
По видам торговые предприятия подразделяются на магазины, магазины-склады, павильоны и палатки, передвижные пункты продажи (автомагазин), розничные рынки и др.
По предлагаемому ассортименту товаров магазины классифицируются на:
• узкоспециализированные (товары одной группы (подгруппы) массового спроса);
• специализированные (товары двух-трех групп, объединенных общностью спроса);
• универсальные (основные группы продовольственных или непродовольственных товаров);
• комбинированные (товары различных групп, близких по потребительскому назначению);
• смешанные (продовольственные и непродовольственные товары).
Магазины-склады заняты реализацией относительно большого объема товаров. Эксплутационные расходы составляют 12–15% от суммы их продажи (в специализированных и универсальных магазинах – 30–40%).
Павильоны, палатки, ларьки и другие объекты мелкорозничной
торговли продают товары по ценам несколько ниже обычных, поскольку организуют свою деятельность с минимальными издержками.
Они работают без особых удобств, ограничены торговыми услугами, имеют простое оборудование.
Автомагазины в основном предназначены для обслуживания отдаленных районов и сельской местности. По своей принадлежности автомагазины располагают узкой товарной номенклатурой. В настоящее время состояние торговли как отрасли определяют розничные торговые сети различной специализации, причем в зарубежных странах их доля составляет 60 – 90% товарооборота. Нередко торговые сети объединяют несколько тысяч магазинов и постепенно превращаются в крупные транснациональные компании.
Сегодня во всех регионах России обнаруживается тенденция к существенному снижению роли открытых мелкооптовых рынков, не отвечающих установленным требованиям, и к переводу их в режим работы современных торговых центров мелкооптовой торговли. Тем не менее, крупным магазинам и торговым сетям трудно конкурировать с мелкооптовыми рынками, которые не слишком заботятся о качестве обслуживания, скрывают объемы реального товарооборота и уходят от налогов. Ликвидация действующих рынков может существенно улучшить условия для развития торговых сетей.
В России состояние торговли также определяют специализированные розничные торговые сети. В 2003 – 2005 гг. количество торговых точек сократилось. В 2003 г. их насчитывалось около 380 тыс., 2004 г. – 382,6 тыс. (рост на 0,7%) и 2005 г. – 372 тыс. (снижение на 2,8%). В то же время число гипермаркетов (торговая площадь – от 2,5 тыс. кв. м., соотношение продовольственных и непродовольственных товаров – от 80/20 до 20/80%) увеличилось на 109%, супермаркетов (торговая площадь – от 300 до 2,5 тыс. кв. м., доля продовольственных товаров может превышать 80%) – на 92% и минимаркетов (торговая площадь – менее 300 кв. м) – на 41%. Доля обычных продуктовых магазинов сократилась на 7%, непродук-товых – на 3% и открытых непродовольственных рынков – на 23%.
Сегодня развитие розничных сетей серьезно затруднено, что обусловлено рядом специфических российских условий. К их числу относятся: налоговый режим, бюрократические сложности с отводом земли и оформлением документации на объекты, отсутствие подготовленных кадров, нехватка инвестиционных средств, для строительства распределительных центров и внедрения автоматизированных систем связи и управления. Поскольку розничная торговля – основное звено всей системы торгового обслуживания, то она непосредственно затрагивает интересы населения. Общими направлениями совершенствования организации розничной торговой сети России, на наш взгляд, должны являться:
• развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;
• создание торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;
• повышение уровня обслуживания инвалидов и участников Великой Отечественной войны за счет дальнейшего развития сети социально значимых магазинов-дискаунтеров;
• организация торговых зон в центральных жилых массивах с высоким уровнем торгового обслуживания;
• формирование системы так называемых удобных магазинов, расположенных в непосредственной близости от жилых массивов и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
• формирование зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;
• осуществление комплекса мероприятий по сокращению сети рынков и преобразованию их в современные торговые центры.
Развитие перечисленных направлений предполагает наличие в системе
розничной торговли разнообразных форм торгового обслуживания (магазины традиционных форм обслуживания, самообслуживания, салонной торговли, торговли по образцам, торговли методом открытой выкладки).
1.3. Управление коммерческой деятельностью в организации
Коммерческая деятельность предприятий и организаций разных форм собственности и разных видов деятельности не протекает сама по себе. Для осуществления коммерческой деятельности с целью удовлетворения запросов потребителей, обеспечения функционирования организации необходимо ею управлять. Изучение и совершенствование управления коммерческой деятельностью – постоянная задача руководителя организации.