Файл: АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные характеристики развития аудита в России
1.1 Правовое регулирование аудиторской деятельности
1.2 Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности
2. Понятие аудита его цели, задачи и функции
2.1 Понятие и цели аудита и аудиторской деятельности
2.2 Задачи и функции аудита и аудиторской деятельности
Аудит это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха, поскольку консультации осуществляемые специалистами по ведению бизнеса и их советы, в конечном счете, способствуют экономическому успеху клиента.
Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последнее предусматривает и различные аудиторские услуги. В последнее время главное внимание уделяется повышению эффективности системы управления предприятием, и прежде всего системы внутреннего контроля. Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг.
Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансовой отчетности – реальности статей баланса, достоверности бухгалтерского учета, законности хозяйственных операций, а результатом аудиторских услуг – возможное состояние объектов в будущем, то есть прогнозные экономические показатели.
Основная цель аудита – это формирование профессионального мнения аудитора относительно достоверности первичных данных о фактах хозяйственной жизни, полноты и своевременности их отражения в учете, правильности ведения учета в соответствии с требованиями бухгалтерских стандартов и законодательства, составления финансовой отчетности и обобщение сформированного мнения в виде аудиторского отчета (вывода), предоставляемого заказчику.
Под достоверностью финансовой отчетности понимается степень точности ее показателей, которая позволяет пользователю этой отчетности делать правильные выводы о финансовом, имущественном положении, результатах деятельности экономического субъекта и принимать на их основе обоснованные решения.
Мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности способствует большему доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных пользователей. На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры.
Экономическая обусловленность аудита объясняется возросшей потребностью пользователей финансовой отчетности в экспертной оценке ее достоверности, так как показатели финансовой отчетности используются для принятия управленческих решений. Все те, кто желал взаимодействовать с экономическим субъектом, а также уже принимал участие в его деятельности, были заинтересованы в получении качественной информации.[6]
Пользователи финансовой отчетности (таблица 1)самостоятельно не могут проверить достоверность ее показателей в связи с отсутствием доступа к соответствующим сведениям и специальных знаний. Все это и привело к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов.
Таблица 1- Пользователи финансовой отчетности
Пользователи информации |
Основные интересы пользователей |
Инвесторы и их представители |
возможность и целесообразность инвестиций; рискованность и доходность предполагаемых или осуществленных ими инвестиций; способность организации выплачивать дивиденды |
Работники и их представители |
стабильность и прибыльность организации; ее способность на оплату труда и сохранению рабочих мест |
Заимодавцы |
своевременность погашения представленных займов и выплаты соответствующих процентов |
Поставщики и подрядчики |
своевременная выплата причитающихся сумм |
Покупатели и заказчики |
продолжение деятельности организации |
Органы власти |
осуществление возложенных на них функций: по распределению ресурсов, регулированию народного хозяйства, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического наблюдения |
Общественность в целом |
роль и вклад организации в повышении благосостояния общества на местном, региональном, федеральном уровнях |
Однако в зависимости от назначения исследования, цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов, повышения эффективности использования ресурсов, оптимизации налогообложения, разработки мероприятий по улучшению финансового состояния и результатов деятельности предприятия, оптимизации затрат и тому подобное.
Цель аудита считается достигнутой, если мнение аудитора содержит объективную оценку достоверности, полноты, точности отражения в отчетности активов, обязательств, собственных средств, финансовых результатов деятельности экономического субъекта за определенный период, проверка соответствия принятой учетной политики нормативным актам.[7]
2.2 Задачи и функции аудита и аудиторской деятельности
Цель определяет и задачи аудита. На современном развитии экономики основной задачей аудита является сбор достоверной исходной информации о хозяйственно – финансовой деятельности хозяйствующего субъекта или объекта и формирование на этой основе профессионального мнения о его реальном финансовом состоянии. Однако в зависимости от назначения исследования, цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами например, выявления резервов, повышения эффективности использования ресурсов, оптимизации налогообложения, разработки мероприятий по улучшению финансового состояния и результатов деятельности предприятия, оптимизации затрат и тому подобное.
Аудитор предоставляет разностороннюю помощь клиенту. Поэтому аудит параллельно с основной задачей выполняет функциональные задачи: корректирования, оперативного контроля и стратегические задачи.
Задача корректирования заключается в том, что при вынесении по результатам проведенного аудита отрицательных выводов аудитор может по просьбе клиента предоставить рекомендации относительно способов исправления ошибок, улучшения ситуации на предприятии.
Задача оперативного контроля представляет собой систематический контроль непосредственно в процессе деятельности субъекта с целью предупреждения ошибок или выбора оптимальных решений.
Стратегические задачи предполагают обоснование оптимальной или предложение альтернативной стратегии и перспективной программы развития субъекта хозяйствования на основании данных, полученных в процессе аудита.
Поэтому определение задачам аудита и аудиторской деятельности можно сформулировать таким образом: выявление и изучение фактического состояния дел, сравнение его с поставленными целями для оценки деятельности хозяйствующего субъекта, разработка мероприятий по устранению выявленных отклонений, предоставление практической помощи субъекту хозяйствования.
Для изучения фактического состояния дел аудитор должен составить обоснованное мнение по следующим ключевым вопросам:
общая приемлемость отчетности – соответствует ли в целом отчетность совокупности предъявляемых к ней требований, не содержит ли противоречивой информации;
обоснованность – существует ли основания для включения в отчетность отраженных в ней сумм;
законченность – отражены ли в отчетности все надлежащие суммы, все ли активы и пассивы принадлежат экономическому субъекту;
оценка – все ли статьи оценены правильно, подсчитаны ли безошибочно;
классификация – обоснованно ли отнесение конкретных сумм на тот счет, в которых они отражены;
разделение – отнесены ли финансово-хозяйственные операции именно к периоду, в котором они были проведены;
аккуратность – соответствуют ли суммы отдельных операций данным, представленным в регистрах аналитического учета, данным, представленным в регистрах синтетического учета, оборотно–сальдовой ведомости, главной книге; раскрытие – все ли статьи занесены в финансовую (бухгалтерскую) отчетность, правильно ли отражены в отчетных документах и соответствующих приложениях к ним.[8]
К основным функциям относятся: системообразующая (рассмотрение предприятия как открытой системы, которая испытывает влияние окружающей среды и само влияет на нее); констатирующая (познание учетно-экономических явлений); информационная (информирование субъектов хозяйственных отношений об учетно-экономических явлениях деятельности); эвристическая (открытие новых закономерностей, возникающих в процессе развития предмета исследования); методологическая (определение приемов и способов проверки); профилактическая (предупреждение возможности осуществления отклонений, выявление разного рода несоблюдения законности) и прогностическая (определение тенденций развития изучаемых явлений в соответствии с объективными законами их развития).
Функции аудита и аудиторской деятельности при этом выступают как основные направления, характеризующие его сущность, содержание, социальное значение, задачи и цели.
Для достижения цели аудита устанавливаются правильность составления бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность пояснений к ним. При этом устанавливается: полнота отражения пассивов и активов, полнота использования в отчете финансово-хозяйственной документации, наличие или отсутствие отклонений фактической методики оценки активов от принятой оценки в утвержденной учетной практике.
Для установления правильности расчета балансовой прибыли проверяется отчет о прибылях и убытках.
Правильное понимание цели и задачи аудита обеспечивает соответствие ожиданий клиентов тем результатам, которые они получают в результате аудиторской проверки.
2.3 Виды аудита
Внешний аудит. Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами с целью объективной оценки положения дел в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности экономического субъекта. В качестве экономических субъектов могут выступать предприятия, кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды, унитарные предприятия, биржи, внебюджетные фонды и др.
Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральном законе или постановлением Правительства Российской Федерации.
Основной целью инициативного аудита является выявление недостатков в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, проведение анализа финансового состояния хозяйствующего объекта и предоставление ему помощи в организации учета и отчетности. Инициативный аудит проводится обычно по решению руководства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными: контроль за состоянием бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; изучение финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и т.д.
Инициативный аудит может быть комплексным и тематическим. В последнем случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Разной может быть и глубина проверки. Полная и сплошная проверка данных учета, начиная с первичных документов является наиболее трудоемкой и ответственной. Методика проведения инициативного аудита не отличается от проведения обязательного аудита.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации. Необходимость обязательного аудита обусловлена спецификой организационно-правовой формы проверяемых лиц (открытое акционерное общество), характером их функций (кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные фонды) либо большим объемом выручки от реализации продукции или значительной суммой активов баланса на конец отчетного года, т.е. такими обстоятельствами, которые – в целях защиты прав и законных интересов других лиц и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации – требуют установления повышенных гарантий достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц (п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ). Кроме того, устанавливая обязательность подтверждения отчетности предприятий, которые имеют большие объемы выручки от реализации и размеры имущества, государство в лице аудитора контролирует деятельность этих предприятий как крупных налогоплательщиков.
Обязательная аудиторская проверка может быть только комплексной, охватывающей все сферы деятельности предприятия, все разделы и счета бухгалтерского учета, все виды имущества, оценку деятельности всех филиалов, подразделений и представительств экономического субъекта. Обязательная аудиторская проверка требует однозначности главного вывода - можно ли и в какой степени полагаться на информацию, которая содержится в представленной бухгалтерской отчетности[9].
Отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, в значительной мере имеют публично-правовой характер. Осуществляющая ее аудиторская организация действует официально в качестве независимой контрольно-ревизионной (надзорной) инстанции в силу закона по уполномочию государства. При этом проведение обязательного аудита не подразумевает инициативу аудируемого лица, а является его обязанностью, обременением публично-правового характера. Аудиторское заключение, составленное по результатам проверки, входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента; без него отчетность не может быть принята, а пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе государственные налоговые органы, не вправе считать ее достоверной. Проводящее обязательный аудит юридическое лицо заключает договор об оказании аудиторских услуг в качестве корпорации частного права, т.е. в рамках предпринимательской деятельности. Вместе с тем такое юридическое лицо имеет особый статус: оно создается специально и исключительно для осуществления аудиторской деятельности, не может заниматься никакой иной предпринимательской деятельностью и, осуществляя обязательный аудит, по сути, выполняет публичную функцию, поскольку уже не частный, а публичный интерес лежит в основе этого процесса.