Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Понятие конкуренции).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
Введение
Рыночная экономика в современном мире есть очень сложный организм, в его состав входит большой объем коммерческих, производственных, информационных, а также финансовых структур. Это структуры самым активным образом связаны между собой во всех разных сферах бизнеса. Объединены эти структуры единым понятием – рынок. Рынок считается организованной структурой, в ней организованно существуют и сотрудничают производители и покупатели. Результатом их сотрудничества определяются цены, которые зависят от спроса покупателей и предложения продавцов. Кроме этого результатом сотрудничества изменяются объемы продаж[1, 45].
Более углубленное изучение организации и рынка позволяет более подробно осветить состав производителей и покупателей, именно они являются участниками процесса купли-продажи на различную продукцию. Определенный состав участников процесса продаж, а также структура и характер и взаимоотношений между ними определяют характер таких показателей , как спрос и предложение на рынке. Главным понятием, которое является ключевым в рыночных отношениях, определенно является конкуренция[3, 67].
Конкуренцию понимаем как главный показатель всего рынка. Конкуренция на рынке - это важный аспект взаимодействия предприятиями-производителями на рынке, по ней определяется состав и объем производимой продукции, а также цен на нее. Идентично определяется конкуренция между покупателями, это определяет взаимоотношения в связи с определением спроса и рыночных цен[2, 52].
Важным аспектом, который двигает объект к конкурентной борьбе, является максимизация своей роли в рыночных отношениях, стремление занять более высокую по значимости позицию. Конкурентная борьба на рынке есть борьба динамическая, и она определенно увеличивает скорость всех процессов. Только конкурентная борьба может обеспечивать рынок необходимой продукцией в полном объеме. Все эти аспекты доказывают актуальность темы данной курсовой работы[17, 25].
Теоретическое и практическое значение курсовой работы состоит в том, что ее результаты позволяют более полно и разносторонне уяснить сущность и особенности конкуренции, процесс эволюции теорий конкуренции. Информационной базой курсовой работы явились научные труды современных ученых и исследователей, материалы периодической печати, информация сети интернет[20, 2].
При написании курсовой работы использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Гукасьян Г.М., Маршалл А., Николаева И.П., Портер М., Смит А., Юданов А.Ю. и некоторых других. Целью курсовой работы является изучение основных теорий конкуренции. Задачами курсовой работы являются:
- определить понятие конкуренции;
- рассмотреть роль конкуренции в развитии рыночных отношений;
- изучить эволюцию теории конкуренции;
- выделить основные теории конкуренции.
Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением и библиографией[21, 60].
Во введении определяются цель и задачи работы. В первой главе рассматриваются теоретические основы конкуренции. Во второй главе происходит рассмотрение теорий конкуренции. В заключении делаются основные выводы по итогам работы.
1. Теоретические основы конкуренции
1.1. Понятие конкуренции
Понятие “конкуренция” происходит от латинского «concurrentia» -соперничество, соревнование, состязание. Оно означает соперничество экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли (дохода) [6, 25].
Классифицировать конкуренцию можно следующим образом:
- По отраслевому признаку: внутриотраслевую – что означает борьбу между разными производителями, предпринимателями, одной отрасли, стремящимися занять удобные рынки реализации товаров, за максимизацию прибыли; межотраслевая – что означает борьбу между целыми отраслями хозяйства за оптимальное и выгодное вложение капитала;
- По состоянию рынка: совершенную (чистую), несовершенную и регулируемую[8, 16].
Совершенная конкуренция - это взаимодействие между собой большого количества производителей, работающих в одной сфере и примерно с одинаковыми объемами. Эту конкуренция отличается достаточным объемом продавцов, конкурирующих между собой, которые выставляют на продажу идентичную продукцию большому количеству покупателей. Для нее присущи следующие черты: присутствие максимального количества предприятий, занимающихся производством одного товара. Предприятия имеют маленькие масштабы и низкий объем выпускаемой продукции; необходимость свободного доступа товаропроизводителей к возможным производственным особенностям; однородность продукции, производимой разными фирмами в условиях единого производственного сектора, состоящего из большого количества предприятий; глубокое владение информацией по рынку покупателей и продавцов. Все члены процесса продажи имеют информацию о ценах на рынке, спросе и предложении на товары[14, 85].
Несовершенной конкуренцией следует считать рынок, где нет полностью выполненных всех условий свершенной конкуренции[5, 20].
Принято классифицировать несовершенную конкуренцию по следующим видом:
- Монополистическая – это рыночная ситуация, при которой огромное количество малых фирм предлагают похожую, но не одинаковую продукцию;
- Олигополия – это рынок, на котором присутствует некоторое количество фирм, каждая из которых владеет значительной долей этого рынка.
- Чистая, или абсолютная, монополия это такая монополия, где производителем продукта может быть только одна единственная фирма и нет идентичных заменителей.
В существовании некоторых монополий при условии регулирования их деятельности со стороны государства заинтересовано общество в целом, ибо эффект масштаба позволяет сокращать издержки производства на единицу продукции, экономить ресурсы. Такие монополии носят название естественных. К ним можно отнести компании водоснабжения, связь, транспортные фирмы и др[19, 13].
- По способам соперничества: ценовую – определяет рыночную ситуацию, здесь позицию на рынке по количеству товаров и ценам определяет только спрос на товар и предложение; и неценовая – выбор товаров определяется другими критериями, к ним относится уровень и качество, условия послепродажного обслуживания и прочее[7, 21].
1.2. Роль конкуренции в развитии рыночных отношений
Конкуренция — главный показатель рыночной экономики, необходимый и сильный двигатель экономического роста, повышение качества товара, ускорения научно-технического прогресса и снижения издержек производства и цен. Принуждая производителей минимизировать свои производственные затраты, толкая их к уничтожению низких по качеству и не выгодных для покупателя убыточных производств, конкуренция благоприятно влияет на интенсификацию, повышение эффективности производства. Настраивая производителя на потребности рынка, конкуренция позволяет расширить рынок продукции, улучшить качество товаров, заставить производить то, что необходимо покупателю[16, 23].
Существование конкуренции производителей является необходимым условием существования эффективной рыночной экономики. С другой стороны, совсем недавно в России предприятия не конкурировали за рынок и прибыли, а просто боролись между собой за владение фондами, лимитами, качественным оборудованием, государственными вложениями и снижением директивных политик. Эта "административная" конкуренция наталкивала руководство предприятий к плановому хозяйству и разрешала им пользоваться государственными ресурсами для решения своих задач. Подобная конкуренция есть другая сторона ведомственного монополизма. Его материальная основа — большая часть концентрации производства и слаборазвитость "второго этажа" экономики — мелкого бизнеса. К примеру, в СССР 94,8% продукции некоторых отраслей машиностроения, 56,3% — металлургии, 74,3% — химико-лесного комплекса, 58,9% — строительной индустрии производились лишь 1-3 предприятиями соответствующих отраслей. На крупные предприятия (объемом продаж свыше 100 млн. руб. в год) в конце 80-х годов приходилось более половины валовой продукции промышленности, более трети занятых и почти 70% потребляемой электроэнергии[12, 18].
В экономике СССР существовали два типа монополизма[18, 7].
1. Монополизм центральных и местных органов управления, общесоюзных и республиканских отраслевых министерств, которые не относились ни собственниками, ни товаропроизводителями. К ним не предъявлялось требования отвечать за свои экономические итоги работы и не нужно было обосновывать свои руководящие решения, они от имени государства могли полностью распоряжаться средствами производства и результатами труда, руководство производством и распределением продукта в каждом звене народного хозяйства[13, 20].
В рамках административно-командной системы предприятия никак не зависели от потребителя. Вышестоящие органы выдавали им строгие плановые задания по производству, а также определяли под эти задания и фонды материальных ресурсов. Цены на выпуск товаров "спускались сверху". Оценка деятельности предприятия производилась не по реальным результатам, а по мере осуществления плана, предприятие стремилось только добиться количества по плану и совсем не заботилось о качестве продукции, которая зачастую оставалась не востребованной. Заботиться о реализации и оплате выполненной работы можно было не заботиться. Можно сказать, что государство само решало что нужно, кто будет производить и само же выкупало всю продукцию. Забота о качестве продукции, внедрению инноваций шло не через экономический механизм, а в основном через руководство предприятием[4, 35].
2. Монополизм самих предприятий по отношению к потребителям. Даже при полном устранении фондирования и разнарядки монополизм больших производителей не дает возможности покупателю для выбора поставщиков. Поэтому нет возможности существования для конкуренции, и в результате не может существовать рыночный механизм. Кроме того, с производственной монополией часто существуют и функционируют отстающие предприятия: им есть место существования, потому что они единственные производят определенный вид продукции[6, 21].
Монополизм в экономике страны благоприятно влияет на процесс возрастания тотального товарного дефицита, что значит спрос на большое количество товаров молниеносно опережает предложение и, не имея выбора, потребитель вынужден покупать товар низкого качества и по высокой цене. Для того чтобы существовал рынок, где главенствующую позицию занимает покупатель, а не продавец, необходимо превышение предложения над спросом. Вот на таких рынках такого может существовать здоровая конкурентная борьба за потребителя, высокие требования к предлагаемым товарам[1, 25].
В России сегодня в экономике проводятся мероприятия, которые позволяют избавиться от главенствующих интересов производителя и поднять приоритет покупателя[23, 4].
Лучше начать внедрение конкуренции в тех отраслях, где меньше предприятий-гигантов,— в легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. В тяжелой же промышленности внедрить механизмы конкурентной борьбы сегодня невозможно. Здесь сложно отказаться от вмешательства государства, так как нет возможности обобщить монополизм со свободой действий. Необходим государственный контроль за ценами, введение антимонопольного законодательства[2, 14].
2. Теории конкуренции и их характеристика
2.1. Эволюция теории конкуренции
Отправной точкой в теории конкуренции является работа основоположника современной экономической теории Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов». В ней автор выразил основную роль конкуренции, воплотив её действие в принципе «невидимой руки»: каждый индивидуум, преследуя лишь свои эгоистические цели, как бы направляется невидимой рукой провидения в интересах достижения наибольшего блага для всех[21, 14].
Смит впервые установил, что конкуренция есть благо для общества в целом, поскольку приводит к более эффективному распределению ресурсов и их использованию. А. Смит обозначил связь конкуренции со спросом и предложением на рынке, считая цены основным орудием конкурентной борьбы. Дефицит товара, по его мнению, вызывает конкуренцию среди покупателей, которая приводит к повышению цены на товар, а избыток товаров на рынке принуждает к конкуренции продавцов, что снижает цену на товар. Таким образом, конкуренция выступает в качестве силы, приводящей рынок через взаимодействие спроса и предложения к некоей точке равновесия, которая Смитом определяется как «совокупность выгод и невыгод различных применений труда и капитала» [4, 117].
Смит утверждает, что возврат к точке равновесия может существовать только на зрелом рынке, таком состоянии экономики когда «во-первых, данная отрасль торговли или промышленности должна быть хорошо всем известна, и давно утвердиться в данной местности; во-вторых, она должна находиться в своем нормальном, или, так сказать, естественном состоянии; в-третьих, она должна быть единственным или главным занятием тех, кто посвящает себя ей» [4, 112]. Эти три условия впоследствии вырастают в три характеристики совершенно конкурентного рынка и будут трактоваться как: