Файл: Логистический подход к управлению запасами (Сущность логистического подхода на примере сельскохозяйственного предприятия ООО «Агросмак»).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 544
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты логистического подхода
1.1 Сущность логистического менеджмента.
1.2 Понятие логистического подхода: цели, задачи, инструменты
1.3 Мировой опыт использования логистических подходов для эффективного управления предприятиями
ГЛАВА 2. Сущность логистического подхода на примере сельскохозяйственного предприятия ООО «Агросмак»
2.1 Характеристика деятельности предприятия ООО «Агросмак»
2.2 Оценка функционирования логистической системы предприятия
ГЛАВА 3. Рекомендации в области совершенствования логистики на предприятии
3.1 Внедрения инновационных концепций и моделей управление логистикой
3.2 Эффективность предложенных мероприятий совершенствования логистического подхода
Основные принципы логистического подхода:
Рисунок 6 - Основные принципы логистического подхода
Многие ученые основным критерием эффективности логистической системы считают минимизацию логистических издержек. Этот подход, безусловно, крайне важен в современных условиях, но, рассматривая вопрос минимизации затрат, другим критерием эффективности управления логистической деятельностью является обеспечение необходимого уровня логистического сервиса. Это подчеркивает М. Кристофер, ведь такое условие эффективности логистической системы считают необходимым [10, с. 285].
Для формирования показателя эффективности логистических бизнес-процессов можно воспользоваться моделью, предложенной М. Кристофером - диаграммой сбалансированных преимуществ логистической деятельности. В процессе функционирования логистическая система аграрного предприятия превращает входной логистический поток в определенный набор результатов логистической деятельности на выходе системы. Результаты логистической деятельности хозяйства характеризует:
- уровень разработки логистических стратегий,
- результативность реализации этих стратегий на операционном уровне логистической системы.
Для того, чтобы воспользоваться идеей диаграммы сбалансированных преимуществ для оценки эффективности логистических бизнес-процессов, необходимо для каждого из ключевых показателей эффективности ввести определенный коэффициент.
По результатам теоретических исследований работы предприятий, ученые экономисты выделяют, что тот коэффициент должен отвечать следующим требованиям:
Рисунок 7 - Требования к коэффициенту логистического подхода
Первым ключевым фактором эффективности является качество обслуживания, которое обеспечивает совершенное выполнения заказа. С позиций процессного управления, для обеспечения совершенного исполнения заказа необходимым и достаточным является выполнения всех операций с минимальными ошибками. Если все операции, из которых состоит бизнес-процесс, будут выполнены с минимальным уровнем ошибок, то и качество выполненного заказа будет соответствовать стандарту. Для определения уровня качества обслуживания предлагают использовать измерения фактического уровня качества выполнения логистических операций, а для прогнозного уровня качества обслуживания - вероятность достижения заданного уровня.
Вторым ключевым фактором эффективности сбалансированных преимуществ является время, которое определяет продолжительность логистической цепи аграрного предприятия. Для оценки эффективности логистического бизнес-процесса по времени предлагают использовать величину фонда рабочего времени на выполнения операций. Эта величина является суммой всех операций, выполняемы в бизнес-процессе всеми исполнителями и измеряется в человеко-часах.
Третьим ключевым фактором эффективности является логистические расходы. Для оценки эффективности логистического бизнес-процесса предлагают сопоставить фактический и бюджетный уровень логистических затрат. Чтобы учесть взаимное влияние трех ключевых факторов эффективности, следует представить общую эффективность логистического бизнес-процесса как произведение значений показателей эффективности по каждому из этих факторов.
Обстоятельность логистического подхода связана с решением таких проблем, как:
- контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр;
- определение стратегии и технологии физического перемещения продукции;
- разработка способов управления движением продукции;
- установление норм стандартизации;
- определение объема производства, транспортировки и складирования;
- разногласия между поставленными целями и возможностями закупки и производства и тому подобное.
От того, насколько качественно будет организовано взаимодействие этих элементов, и зависит эффективность управления логистической системой, которую можно определить как показатель, характеризующий экономический результат, достигнутый благодаря использованию именно логистического подхода в управлении агропромышленным производством.
1.3 Мировой опыт использования логистических подходов для эффективного управления предприятиями
В зарубежных ученых в области логистики достаточно разные подходы на определение сущности термина «логистический менеджмент». Сток Д. и Ламберт Д. поддерживают определение этого термина, предоставленного Советом логистического менеджмента, которое трактуется как часть процесса в цепи поставок, в течение которого планируется, реализуется и контролируется эффективный и производственный поток товаров, их запасы, сервис и информация от источника зарождения до точки потребления с целью удовлетворения потребностей потребителя. Бауэрсокс Д. и Клос Д. сущность логистического менеджмента видят в создании и налаживании систем управления потоками материальных ресурсов, незавершенного производства и запасов готовой продукции, которые служат опорой для деловой стратегии предприятия [27, с. 95].
Улучшение работы в сфере распределения может обеспечить высокую конкурентоспособность за счет снижения общих затрат и одновременного повышения надежности и качества поставок. За рубежом логистика давно стала практическим инструментом бизнеса, а интегрированный логистический подход применяется самыми известными фирмами и корпорациями, такими как IBM, Coca-Cola, General Motors, Volvo, Nokia и многими другими. Известно, что внедрение логистических принципов в управление материальными потоками позволяет снизить уровень запасов на 30-50% и сократить время движения продукции на 25-45%. Существенный рост скорости материальных и финансовых потоков приводит к более динамического взаимодействия объектов рыночных отношений. Кроме того, внедрение логистического менеджмента даст возможность ускорить вращение инвестированного капитала, снизить себестоимость продукции, повысить качество обслуживания потребителей и тем самым укрепит устойчивость предприятия на рынке. Основные принципы логистического подхода в данном случаи следующие [19, с. 213]:
Рисунок 8 - Принципы логистического подхода
Есть понятие логистического менеджмента в коммерции, которое включает в себя концентрацию, движение и распределение ресурсов:
Рисунок 9 - Логистический менеджмент в коммерции
Было подсчитано, что общая стоимость логистических затрат организаций США в 2015 году составила 862 млрд. долл. США, что соответствует примерно 11% ВВП страны. Это больше расходы правительства США на социальное обеспечение, здравоохранение и оборону в год. Аналогичные цифры наблюдаются в странах Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и странах Европейского Союза (ЕС).
Логистический подход позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций и уменьшить уровень логистических затрат. По данным фирм «Бош», «Сименс», «Мицубиси», «Дженерал моторс», 1% сокращения расходов на выполнение логистических функций имеет тот же эффект, что и увеличение на 10% объема сбыта продукции. Составляющие совокупного эффекта от применения логистического подхода к управлению материальными потоками на предприятии следующие:
Рисунок 10 - Эффект от применения логистического подхода
Логистика, которая ориентирована на мышление категориями расходов и эффективности, акцентирует внимание на важных аспектах инновационной деятельности. Реализация новых требований, которые ставятся перед предприятиями, вынуждает их к поиску и созданию новых стратегий деятельности, которые увеличивают гибкость и позволяют выживания в соперничестве с конкурентами. По мнению Логистической Ассоциации и консалтинговой компании Arthur D. Little, современные тенденции развития логистического подхода управления направлены на:
- переход ответственности за внедрение инноваций от линейных менеджеров к топ-менеджерам;
- перенос приоритетов по оптимизации логистических затрат на формирование добавленной стоимости;
- использование адаптивных и гибких логистических систем и цепей поставок;
- осознание того, что клиенты и участники цепей поставок являются основными «заказчиками», которые побуждают компании к внедрению инноваций;
- глубокое исследование рынка и применения подходов и методов проектного менеджмента;
- привлечение клиентов и участников цепей поставок на более ранних стадиях разработки инноваций [24, с. 47].
Взаимодействие логистического и финансового менеджмента - это определение объема оборотного капитала, который необходимо вложить в запасы и его оборачиваемость, при управлении логистическими затратами, а также принятие решений о закупке оборудования для обеспечения логистических процессов.
ГЛАВА 2. Сущность логистического подхода на примере сельскохозяйственного предприятия ООО «Агросмак»
2.1 Характеристика деятельности предприятия ООО «Агросмак»
Для анализа сущности логистического подхода было выбрано сельскохозяйственное предприятие ООО «Агросмак» [17], занимается производством и выращиванием картофеля и овощей, розничной и оптовой торговлей. Управление предприятия находится по адресу: Россия, Брянская обл. Брянский р-н, д.Староселье, ул.Центральная, д.180.
ООО «Агросмак» выращивает такие овощи, как картофель, морковь, свекла, капуста. Поля, на которых предприятие выращивает продукцию, находятся в экологически чистом и благоприятном регионе, это подтверждается сертификатами качества на продукцию.
ООО «Агросмак» было создано в июле 2010 года в селе Староселье. Предприятие выращивает картофель, морковь, свеклу, капусту, тыкву.
Полноценно функционирующий рынок продукции овощеводства включает совокупность составляющих, к которым отнесены: рыночный механизм; специализированные рынки; рыночная инфраструктура региона. Особенности формирования и функционирования рынка региона продукции овощеводства заключаются в возрастающей роли развития хозяйства, связанном с ростом требований потребителей к качеству инфраструктурной обеспеченности и производимой овощной продукции.
Развитие инфраструктуры региона стимулирует дополнительное использование в сфере материального производства отдельных предприятий, тем самым повышает территориальную мобильность факторов производства. Особенностью рынка продукции овощеводства является то, что овощи в свежем виде является сырьем для перерабатывающих предприятий. Кроме того отрасль имеет специфические признаки, а именно:
- широкий ассортимент продукции для продажи;
- быструю порчу овощей без условий хранения;
- ограничена транспортабельность;
- разнообразие технологических особенностей в выращивании овощей, в том числе органических.
В таких условиях в 2011 году предприятие построило завод по переработке овощей, а также базу по хранению сельскохозяйственной продукции. Стоимость строительства — 400 млн. рублей, площадь завода − 4200 кв. м и мощностью 8 тысяч тонн в год. Так было создано 9 модулей овощехранилища, где может храниться 20 тысяч тонн овощей. На заводе функционирует моющее оборудование для овощей, а так же фасовочная линия. На данном этапе общая структура предприятия выглядит следующим образом:
Рисунок 11 - Структура ООО «Агросмак»
В 2010 году ООО «Агросмак» переработано 6 тысяч тонн картофеля и овощей, за 10 месяцев прошлого года — 14 тысячи тонн. На сегодняшний день предприятие предоставляет услуги хранения овощей и фруктов. Ниже приведена таблица эффективности выращивания овощей в открытый грунт за 2017 год:
Таблица 1
Эффективность выращивания овощей за 2017 год
показатели |
Капуста (ранняя) |
Капуста (поздняя) |
огурцы |
помидоры |
свекла |
морковь |
лук |
Кол-во в зачетном весе (тон) |
110 |
776 |
1 |
1 |
326 |
712 |
768 |
Товарность % |
100 |
74 |
100 |
14,3 |
72,4 |
56,6 |
117,6 |
Полная себестоимость ( млн. руб.) |
408 |
2884 |
2 |
3 |
903 |
2092 |
2417 |
Выручено (млн. руб.) |
443 |
2615 |
2 |
2 |
837 |
2118 |
2807 |
рентабельность |
0,09 |
-0,09 |
0,00 |
-0, 33 |
0,01 |
0, 16 |
0,70 |