Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
Введение
В наше время вопрос о роли государства и права, их месте в жизни каждого человека является одним из важнейших вопросов жизни общества. Как и в далеком прошлом, сегодня споры о взаимосвязи этих двух компонентов общественной жизни остаются такими же острыми. Современные ученые, выделяя несколько подходов к соотношению государства и права, руководствуются своим восприятием понятий государства и права.
Почему же этому вопросу уделяется столько внимания?
Такой интерес вызван тем, что современное общество не сможет гармонично существовать без четкого определения сущности, функций и признаков как государства, так и права. Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны.
Методологическую основу исследования составляют научные труды в области теории государства и права российских юристов – ученых, таких как: Абдулаев М.И., Алексеев С.С., Архипов С.И., Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А., Борисов Г.А., Бошно С.В., Венгеров А.Б., Власенко Н.А.,
Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Доржиев Ж.Б., Матузов Н.И., Малько А.В., Мелехин А.В., Морозова Л.А., Нерсесянц В.С., Петренко А.В., Пиголкина А.С., Протасов В.Н., Сырых В.М., Хропанюк В.Н., Цыганов В.И., Шевчук Д.А., Якушев А.В.
Объектом данной курсовой работы являются «отношения» между государством и правом, их влияние друг на друга.
Предметами курсовой работы являются государство и право.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение взаимосвязи между государством и правом.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и признаки государства.
- Рассмотреть понятие и признаки права.
- Рассмотреть влияние государства на право.
- Рассмотреть влияние права на государство.
При подготовке данной работы были использованы следующие методы исследования: историко-юридический, системно-правовой, системный анализ изучаемых явлений и результатов, классификация.
Глава 1. Понятие и признаки государства
Государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. «Государство представляет собой сложное явление. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт-государство, которое никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу.
Однако в настоящее отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.
Государство есть продукт общества на известной стадии развития. Что это значит?
А означает это то, что общество запутываясь в неразрешимых противоречиях, раскалывалось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно было бессильно. Что бы удержать общество в границах порядка нужна была сила. И этой силой, происшедшей из общества, ставящей себя над ними, все более и более отчуждающейся от него, и было государство.
Государство это особая организация политических сил, находящихся у власти.
Государство является организацией всех без исключения
членов общества, вне зависимости от их социального, имущественного
положения, расовой и национальной принадлежности, рода и характера
занятий и т.п. Таким образом, государство, будучи организацией всего
народа, обладает гораздо более широкими социальными возможностями, чем каждый их других структурных элементов системы, взятых в отдельности.
Государство как официальный выразитель воли народа создает
предпосылки для развития всех форм собственности.
Государство располагает особым государственным аппаратом,
органы которого, в отличие от остальных структурных элементов,
наделяются государственно-властными полномочиями. Такими полномочиями обладает система правоохранительных органов, в которую входят органы внутренних дел, прокуратуры, безопасности, которые выполняют функции принуждения.
Государство обладает публичной властью, не совпадающей со всем населением, обособленной от него. Особенность публичной власти в государстве состоит в том, что она принадлежит лишь экономически
государствующему классу, является политической, классовой властью. Эта публичная власть опирается на особые отряды вооруженных людей – первоначально на дружины монарха, а в дальнейшем – армию, полицию, тюрьмы и другие принудительные учреждения; наконец, на чиновников, специально занятых управлением людьми, подчинением последних воле экономически господствующего класса.
На содержание публичной власти и ее аппарата (чиновников, армии, полиции, тюрем и т.д.) с населения собираются налоги.
В отличие от других элементов политической системы,
государство располагает системой издания органами государства, в
пределах своих компетенций, нормативно-правовых актов, а также системой контроля за их исполнением. Хотя общественные организации также наделены правом издания нормативных актов, однако последние не носят общеобязательного характера и распространяются только на членов данной общественной организации.
Государство является единственной организацией, обладающей
суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам, по всем негосударственным организациям. Обладая суверенитетом, государство организует само себя и издает общеобязательные правила поведения (законы).
В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий[1].»
«Государство - это универсальная политическая организация, обладающая суверенитетом, особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, придающая своим веления общеобязательную силу, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок[2].»
Таким образом на основе вышеперечисленных характеристик государства можно выделить несколько его признаков:
- Территория - пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть.
- Население - совокупность индивидов, объединенных территориально и гражданством[3].
- Власть - способность и возможность управлять поведением других лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно.
- Государственный аппарат - аппарат управления и принуждения, распространяющий свое властное воздействие на все население и на всю территорию государства.
- Суверенитет - означает верховенство государственной власти внутри страны по отношению к любым другим источникам социальной власти[4]. Суверенитет государства не беспределен; внутри страны он ограничен суверенитетом народа; вне страны - принятыми нормами отношений между государствами[5].
- Денежная система.
- Система налогообложения.
Причины и основные закономерности образования государства были едиными для всех городов нашей планеты. Однако в разных регионах мира, у разных народов процесс образования государства имел свои особенности, подчас весьма существенные. Они были связаны с географической средой, конкретными историческими условиями, в которых создавались те или иные государства. Классической формой является возникновение государства в силу действия только внутренних факторов развития данного общества, расслоение на антагонистические классы
Глава 2. Понятие и признаки права
Право собственности, право на свободу слова, уголовное право. Так что же такое право?
Как явление общественное, право возникает на определенной ступени развития общества.
Есть множество определений понятия "право". Так в книге Головистиковой и Дмитриева право определяется как "совокупность (система) норм, т.е. правил поведения людей в обществе. Это определенные эталоны, модели человеческого поведения, обеспеченные принудительным воздействием государства. Характерная черта права - тесная связь и взаимообусловленность всех действующих норм, их неразрывное единство[6].»
У Якушева "право, есть регулятор социально значимого поведения человека, разновидность социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой, которая включает в себя:
- людей;
- отношения между людьми (общественные отношения);
- поведение субъектов общественных отношений.
Содержание права определяется потребностями общественного развития, интересами участников общественного процесса, отраженными в общественном сознании[7].»
По своей природе право это своеобразное средство социального компромисса в масштабе общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ, мера социальной свободы индивида.
«Через механизмы общественного сознания и коллективной воли реальный баланс интересов в зависимости от расстановки политических сил более или менее адекватно отражается в формальных источниках права, что означает приближение права к своему идеалу или отступление от него, от своей сущности[8].»
«Действие права основано на принципе применения равных мер к участникам общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей (физической силы, умственных способностей, социального положения и т. п.), то есть к фактически неравным субъектам (принцип формального равенства)[9].»
Нормы права должны быть объективированы, закреплены в определенных официальных формах (источниках права в формальном смысле): нормативно-правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др.
С точки зрения внутренней организации, право - система состоящая из элементов связанных целесообразными отношениями и взаимодействующих друг с другом.
«Право общеобязательно. В отличие от других социальных норм оно представляет собой единую (и единственную) общегосударственную нормативную систему, которая распространяет свое действие на всех членов общества[10].»
Одной из характеристик права является его процедурность. Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм.
«Право имеет не только специально-юридический, сугубо правовой механизм действия, но и психологический механизм: оно не может регулировать поведения иначе как через сознание и волю людей. В определенном аспекте право можно рассматривать как информационную систему содержащую информацию властного характера которая будучи осознана детерминирует волю и поведение субъектов[11].»
Право тесно связано с государством. Государство правовые притязания и оформляет их в издания нормативно-вых актов (а также делегирования полномочий издание нормативно- актов, санкционирования обычаев, создания дических прецедентов), то «возводит в закон». также осуществляет за юридическими и в необходимых случаях их властную .
«Право охраняется принуждением. Никакие социальные нормы обеспечены возможностью -принудительной реализации ( может идти об их со стороны сударства)[12].»
Для того обеспечить государственную права вводится правонарушение. Ведь для того и чтобы пресекать от наиболее , с общественной точки , вариантов поведения. есть в качестве права можно то, что всегда имеет с отклоняющимся от поведением.
На перечисленных выше права, а так определений данных понятию различными , можно дать определение права
, право - это ная в официальных источниках и государством единая, в общества, нормативная , призванная регулировать но значимое поведение общественного процесса основе баланса согласования воль и притязаний всех общества.
«Определение права имеет и практическое значение. - первых, от содержания и формы направление научного в правоведении и его , во- вторых, жизненно важно непосредственном применении норм надлежащими и лицами, так в соответствии с ним решается основной практической юриспруденции - поведения субъектов[13].»
из общих права это , что оно методом социальной . В различные исторические те или социальные и политические посредством понятия «» стремятся утвердить в интересах определенные отношения, принципы, , действия, нормы, и обосновать их социальной правде, . Как следствие, в , юридических, политических, доктринах, в практике борьбы, как в , так и в настоящем, по своему понятия обозначены «право». В сущности, дефиниции понятия являются выражением конкретных социальных и одновременно определенным их разрешения. различия, в конечном , порождены не многогранностью самого права, но и применением термина. И представляются актуальными И.Канта о том, юристы все ищут определение своего понятия .