Файл: Государство как особый субъект гражданского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Право - многогранное явление, и оно исследоваться в различных , с различных точек . Столь же могут быть понятия права. определение раскрывает -то сторону ( стороны) этого , но все соответствуют одному права. При практически невозможно в определении отразить сущность права. А.М. отмечал, что доступно лишь права в целом. различных определений раз и способствует научному анализу[14]

В отечественной правовой сформулированы определения права как общечеловеческой ценности. характеризуют право с , философских позиций, нацелены на практическое применение в юридических ситуациях, решается вопрос о действий индивида.

«В права сформулировано синтезированное, общее права, включающее в различение и вместе с взаимосвязь права и . Важно запомнить: две разноплоскостные права ни в случае не , они дополняют друга. Исходным определение права, его абстрактную, характеристику. Оно быть учтено в понятии, ибо должен соответствовать (право в форме ), чтобы стать , чтобы закон противоречил должному, как форма и равенства выступает справедливости. Речь о различных проявлениях правовой сущности и потому, что законом может только правовое, т.е. признание чего- внеправового не его в право. пример общего : право - это изменчивая, объективно справедливая, общая свободы и равенства, посредством официального общеобязательную силу (В.С. )[15]

Одно из операциональных определений права принадлежит С.С. : «право - это норм, выраженных в , иных признаваемых источниках и являющихся , нормативно-государственным правомерно дозволенного (а запрещенного и предписанного) [16]

В соответствии с этим признаки права :

- бщеобязательная нормативность, в обществе единые и правила поведения, всеобщее действие;

- норм в законах, признаваемых государством , являющихся формой нормативности, что праву качество образования.

Тем нормы приобретают формальной определенности, не остаются идеями; действие дозволения, через права. Этот подчеркивает, что права является свободы. Несмотря то, что в права включены , предписания и т.п., все основной критерий - , правомерное поведение, обществом, государственная . Она ограничивает от других регуляторов (например, ), не имеющих обеспеченности, и придает надежность авторитетом власти, способной к , которой, тем менее, не придавать всепоглощающего . Нормы права, соответствующие критериям права, при реализации приводят к применению антигуманных и связаны с нравственными и деформациями.


Если итог всему сказанному, то сказать, что являясь явлением , системой норм, т.е. поведения людей в , не может без государства. же как и не может без права.

3. Концепции взаимосвязи и права.

Традиционно в по вопросу о государства и права несколько точек .

Первая - этатистский, из приоритета над правом.

данной концепции, является главным общества, организатором и других сфер общества. Государство определенный правопорядок, и охраняет общество нападений извне и т.д. предшествует праву, зависимо от , порождено им. , право выступает государственно- властных и обеспечивается возможностью принуждения.

Эта господствовала в годы власти и обосновывала положение права государства. Право исключительно с точки его инструментальной для общества. не связано , а само устанавливает право, которое необходимым и полезным государства.

Такой к соотношению государства и способствовал формированию и в Советском государстве режима, поскольку вмешательство государства в жизнь, а также все сферы общества.

«Государство непосредственным фактором правовых установлений и силой их . Государственная власть конструктивное значение самого бытия как особо образования. Она в праве и как проникает в самую права[17]

Государство право, использует потенциал для целей государственной . В тоже время государства на не следует и рассматривать в духе воззрений, признающих исключительно инструментом , его признаком атрибутом. Не государство, но и обладает относительной , собственными, внутренне ему закономерностями и функционирования, из следует, что имеет по к государству самостоятельное . Если и допустимо право в качестве государства, то с оговоркой, что и в той же является инструментом отношению к праву.

« ощутимое воздействие на право в сфере правотворчества и реализации[18].» Право при непосредственном государства. Однако не столько право, сколько право-образовательный , придавая праву юридические формы ( юридический акт, или административный и др.). В этом государство не начальной, глубинной возникновения права. создает право институциональном уровне. же возникновения коренятся в материальном производства, характере развития общества, культуре, исторических народа. Недооценка принципиально важного ведет к тому, единственным и определяющим права признается деятельность. Именно в и заключался основной юридического позитивизма. признавалось учредителем , в буквальном смысле , что оно право.


Вряд можно согласиться с распространение в юридической взглядами, согласно образование права в полном изолировании государства. Вместе с роль государства в -образовательном процессе специфична. По- государство вмешивается в -образовательный процесс на определенных стадиях. Отсюда роль государства в образования права в следующем:

  1. В осуществлении деятельности. Государство в с познанными законами развития, закономерностями право генеза потребность в юридической тех или отношений, определяет наиболее рациональную форму (закон, исполнительной власти и .) и учреждает общие , предавая им -юридический, всеобщий . В буквальном смысле означает, что устанавливает нормы .
  2. В санкционировании государством , которые не прямого государственного . Для некоторых систем такой «производства» права преобладающим.
  3. В признании обязательными регуляторами фактически сформировавшихся и отношений и связей ( им видов ), вследствие чего связи и отношения юридическое значение. образом формируется называемое обычное и право, признаются в общих норм нормативных договоров.

, таким образом, развитие всей источников права. с социально-экономическими , политической ситуацией в , государство в значительной оказывает на типов, государственно- средств обеспечения поведения. В этом можно сказать, государство управляет средой общества, ее обновление духу времени.

значимой представляется государства в обеспечении права. Исторический убедительно свидетельствует о , что вне и государства использование ресурсов, осуществление установлений было вообще невозможно. государства как и проявляется в том, оно своей призвано создавать , организованные юридические для использования , их организациями законом возможностей в удовлетворения самых интересов и потребностей. государства – необходимое утверждения правовых в общественной жизни. обязано проявлять активность, иначе не соответствует предназначению, вследствие государственная власть легитимный характер.

, далее, обеспечивает права и господствующих отношений. Государственное является постоянно гарантией, которой право. За всегда стоят , авторитет государства. сама угроза принуждения охраняет . Тем самым правопорядок, создается наибольшего благоприятствования конструктивных действий социальных субъектов.

Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.


Несомненно, объективно существует пределы воздействия государства на право. И, прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально-экономических и политических условиях. Государство не может также использовать право в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества использовать правовой инструментарий.

Другой взгляд на взаимосвязь государства и права утвердился в русле либерально-демократических воззрений.

Эта концепция основывается на идеи связанности государства правом. Этот подход исходит из различения закона и права, считая право первичным элементом. Данное положение должно учитывать государство, принимая новые законы и регулируя отдельные стороны жизни общества. «Либерально-демократический подход получил в последнее время наибольшее признание[19]

«Государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: во-первых, во внутренней организации государства и во-вторых, в его деятельности5

Исторический опыт доказывает, что для своего существования государства, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии против возможной узурпации одной из ветвей власти. Таким образом, отношение между государственными структурами получают правовое регулирование, превращаются в правоотношения.

С помощь права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Упорядочивая внутри организованные связи государства, право позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства. Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

«Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария[20].» Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно, современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как обще-социальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него.


Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству:

  1. Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права. Ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное развитие личности и расширение ее свободы. С этой точки зрения ценность права если и обусловлена связью с государством, то лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу.
  2. Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства. Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму.
  3. Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.
  4. Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями.
  5. Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением.
  6. Право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом.
  7. Право (и только оно) является основным средством легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.

Итак, государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Концепция господства права (правового государства) как раз исходит из того, что право в интересах личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле право выступает как сила, способная подчинить государство. Образно говоря, право выступает над государством для того, чтобы господство не встало над обществом.

«В современных условиях связывающая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большой мере оно связывает государство[21].» Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным с правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует своему историческому предназначению.