Файл: ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В РФ (Особенности реализации финансовой политики в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если рассматривать банки как своего рода «финансовые предприятия», то описываемые финансовые отношения правомерно отнести к группе особого рода отношений между предприятиями, включая в число последних и коммерческие банки (рисунок 4).

Плата за кредит и коммерческие услуги, возврат

ссуд, вклады, взносы участников-пайщиков

арендная плата

Кредиты, коммерческие услуги,

проценты

ПРЕДПРИЯТИЕ

БАНК

Рисунок 4 Схема финансовых отношений между предприятием и банками

Рыночные отношения требуют гибкого механизма денежно-кредитного регулирования хозяйственного оборота. Это предполагает создание двухуровневой банковской системы и разграничение эмиссионной функции, осуществляемой только государственным банком, и функции кредитования, осуществляемой коммерческими банками. Учитывая, что предприятия имеют возможность приобретения пакетов акций коммерческих банков, они имеют возможность участия в распределении прибыли банков. Финансовые потоки между государственным (центральным) банком и коммерческими банками отражена на рисунке 5.

Кредиты, ценные бумаги

Обязательные резервные фонды, плата

за кредит, векселя, ценные бумаги

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

БАНК

КОММЕРЧЕСКИЙ

БАНК

Рисунок 5 Схема финансовых связей между коммерческим и государственным банком

В условиях относительной самостоятельности структурных подразделений предприятия между ними также возникает ряд финансовых отношений по поводу распределения финансовых ресурсов, связанных с формированием и распределением дохода и прибыли структурной единицы, подразделения, ее коллективного фонда оплаты труда. Схема финансовых отношений между предприятием и его структурными подразделениями изображена на рисунке 6.

Выручка от реализации продукции

подразделения, ссуды,

инвестиции

ПРЕДПРИЯТИЕ

СТРУКТУРНОЕ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

Возмещение материальных затрат, плата за

ресурсы, отчисления от прибыли, платежи за

работы и услуги других подразделений,

взносы на формирование общих фондов

Рисунок 6 Схема финансовых отношений между предприятием и его структурными единицами

Финансовые отношения между предприятиями и населением характеризуются наиболее простыми и осязаемыми связями. Предприятия выплачивают работникам заработную плату и другие виды денежных вознаграждений, входящих в оплату труда. Кроме того, из денежных фондов предприятий осуществляются отдельные социальные выплаты настоящим или бывшим членам трудового коллектива и их семей.


Денежные выплаты населения предприятиям имеют место в случае прямой реализации товаров и услуг населению, что непосредственно относится к предприятиям торговли, сферы услуг.

Весьма интенсивны финансовые взаимосвязи между государством и населением, изображенные на рисунке 7.

Налоги, вклады, займы, лотереи, разные платежи,

пошлины, проценты за кредит, плата за

страхование, за услуги, за выкуп имущества

Трансферты

НАСЕЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВО

Рисунок 7 Схема финансовых отношений между государством и населением[20, стр. 98]

Поток финансовых средств от государства, то есть из государственных источников, поступающих населению, составляют преимущественным образом пенсии по возрасту и инвалидности, пособия, стипендии, выплаты в виде льгот. Обратный финансовый поток в виде налоговых платежей и форм кредитования государства населением движется в направлении от населения к государству. Кредитование государства населением осуществляется в виде вкладов в сберегательные банки, приобретения государственных ценных бумаг.

В формировании финансовых отношений между государством и населением определяющую роль играет подоходный налог, взимаемый с граждан в зависимости от индивидуального дохода.

Существует еще один важный вид финансовых отношений. Это взаимоотношения по поводу образования и распределения финансовых ресурсов между государственными органами (бюджетами) федерального и местного уровня. В настоящее время в условиях наличия определенной самостоятельности между этими уровнями не существует взаимно переплетающихся потоков, которые существовали ранее. Последними решениями была предоставлена самостоятельность перечислении государству лишь части доходов, получая при этом лишь необходимую сумму от государства в целях развития общественно значимых мероприятий.

Такова в общих чертах схема финансовых отношений, действующих на всех уровнях системы управления экономикой. Но страна чаще всего представляет собой открытую экономику, с присущими ей внешнеэкономическими связями, что также приводит к наличию финансовых отношений и финансовых потоков между различными странами. Участниками таких взаимоотношений могут быть те же субъекты, но из различных стран, что опосредуется определенной ролью государства в окончательном распределении денежных средств. [13, стр. 74]


2.2 Финансовая политика государства в различные периоды истории

Главные линии в теории финансов по вопросу о роли государства в развитии капиталистического общества в двадцатом столетии определялись классиками буржуазной политэкономии А. Смитом (1723-1780) и Д. Рикардо, (1772-1823) и английским экономистом Дж. Кейнсом (1883—1946).и их последователями.

Основоположники классической политэкономии А. Смит и Д. Рикардо считали, что государство не должно вмешиваться в экономику, они выступали за сохранение свободной конкуренции. По их мнению, рыночные механизмы играют главной роль в регулировании хозяйственной жизни общества. Следуя этим принципам, финансовая политика до конца 20-х годов двадцатого столетия направлялась на ограничение государственных расходов и налогов и на обеспечение равновесного (сбалансированного) бюджета государств. В соответствии с этими целями организация финансовых отношений обеспечивала реализацию функций государства через финансирование из бюджета в основном расходов военных, управленческих и расходов по обслуживанию и погашению государственного долга. Доходы бюджета формировались в основном за счет косвенных налогов.

В конце 20-х годов XX в. возобладала кейнсианская теоретическая концепция. Она выступала за усиление влияние государства на развитие экономики через вмешательство и регулирование циклического развития воспроизводственного процесса. Главным способом реализации такой финансовой политики являлись государственные расходы, которые нужны были для создания новых рабочих мест, что содействовало решению сразу нескольких экономических и социальных задач: повышение занятости населения и снижение безработицы, рост предпринимательской деятельности и формирование дополнительного спроса, увеличение национального дохода, а значит, и большая возможность финансирования социальных нужд.

Вмешательство государства вело к росту расходов государственного бюджета и поэтому оно одновременно сопровождалось финансовыми мерами, направленными на обеспечение необходимого роста государственных доходов. Основным источником увеличения доходов стал подоходный налог, при исчислении которого применялись прогрессивные ставки обложения. Такая система налогов повышала роль государства в перераспределении национального дохода. В 30-60-х годах XX в. кейнсианская финансовая политика в западных странах доказала свою эффективность. По мере расширения вмешательства государства в экономику и усиления регулирующей функции государства усложнялась организация финансовых отношений. Политика дефицитного финансирования государственных расходов предопределяла развитие государственного кредита. Более широкое привлечение долгосрочных и среднесрочных займов приводит к развитию рынка ссудных капиталов и превращению его во второй по значимости источник формирования финансовых ресурсов государства. В результате еще более усиливается роль финансов в перераспределении национального дохода.


В 70-х годах особенные черты финансовой политики обусловливаются неоклассическим направлением экономической теории. Эта концепция выступала за ограничение вмешательства государства в экономику и социальную сферу.

В Советском государстве и во всех странах социалистической ориентации финансовая политика была под влиянием теоретических концепций К. Маркса (1818—1881) и В.И. Ленина (1870—1924). Основа финансовой политики советского государства — финансовая централизация.

Финансовая централизация предусматривала:

- Концентрацию большей части финансовых ресурсов в распоряжении государства и единоличная организация государства финансовых отношений.

- Переход частной формы собственности к государственной (общенародной). Вследствие этого государство перешло от налоговой формы перераспределения национального дохода к его прямому распределению в сфере производства и перераспределению через государственный бюджет.

- Регламентацию государством ценообразования, денежного обращения ,систему расчетов и кредитных отношений

Эта финансовая политика была достаточно эффективной. Так, она помогла, несмотря на чрезвычайно трудную финансовую ситуацию, создавшуюся после царской России, Гражданской войны, иностранной военной интервенции, Советскому государству создать достаточно мощный экономический потенциал перед войной с фашистской Германией, победить в этой войне и в сравнительно короткий срок восстановить разрушенное войной народное хозяйство.

Минус ее заключается в том, что из-за низкого уровня заработной платы, плохо развитого сельского хозяйства, легкой и продовольственной промышленности, общее благосостояние народа было невысоко.

В настоящее время финансовая политика развитых капиталистических государств находится под воздействием современных теорий, фактически представляющих собой конвергенцию двух систем регулирования, и отдельные государства используют различные элементы как кейнсианской, так и неокейнсианской системы государственного регулирования. [13, стр. 87]

2.3. Сущность и цели современной финансовой политики, ее виды, механизм реализации

Финансовая политика – это одна из главнейших частей социально-экономической политики государства.


Она необходима для нормального функционирования всех экономических институтов. Главные цели финансовых отношений – это обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса (главным образом воспроизводства производительных сил, так как они являются необходимым условием жизнедеятельности, существования и развития общества) и обеспечение роста общественного благосостояния

При разработке финансовой политики важно то, что в основе распределения и перераспределения финансовых ресурсов лежит:

- выбор субъектов распределительных отношений, т. е. владельцев и распределителей финансовых ресурсов;

- определение степени централизации финансовых ресурсов в распоряжении государства в зависимости от функций государства и степени самостоятельности юридических лиц и населения в удовлетворении своих потребностей;

- определение первоочередных общественных потребностей и меры их удовлетворения и соответственно приоритетных направлений использования финансовых ресурсов;

- выбор источников и методов формирования финансовых ресурсов.

Ученые ее подразделяют финансовую политику на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Политика экономического роста - система финансовых мер, целью которых является увеличение фактических объемов валового национального продукта и понижение уровня безработицы. Данная стимулирующая финансовая политика заключается в росте государственных расходов и в снижении налогов.

Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

Стабилизационная политика проводится в том случае, когда государство пытается сохранить объем производства продукции на нужном уровне.

Политика ограничения деловой активности проводится государством в период экономического подъема. Она направлена на сокращение объемов производства с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции.

Сдерживающая политика выражается в уменьшении правительственных расходов и увеличении налогов.

Таким образом, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Итак, осуществление финансовой политики проводится в три этапа:

а) Разработка концепций развитии финансов, применимых в данной стране, при сложившейся экономической обстановке.