Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. В науке сегодня наблюдается повышенный интерес исследователей к невербальному общению, в частности к невербальному, экспрессивному «языку» как показателю индивидно-личностных характеристик человека, его отношений и взаимоотношений, как средству влияния на другого человека.

Одним из аспектов в исследовании невербальных форм выражения эмоций является изучение его особенностей у представителей различных этносов. Для поддержания мира, развития дружественных отношений между народами и народностями, проживающими совместно на одной территории, изучение этнопсихологических особенностей эмоциональной культуры представляет огромную практическую значимость.

В первой половине ХХ века многие ведущие культурантропологи, обнаружили многочисленные свидетельства того, что у представителей разных культур существуют значительные различия в экспрессивном поведении, в том числе и в мимике.

Целью данной работы является анализ невербальных проявлений эмоциональных состояний человека, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты невербальных проявлений эмоциональных состояний человека;

- провести исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Гипотезы исследования.

  1. Существуют различные способы передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому: при атрибутировании эмоционального состояния другого человека используется как вербальная информация, так невербальная коммуникация.
  2. Можно экспериментально подтвердить использование невербального поведения и невербальной коммуникации в процессе атрибуции эмоции.
  3. Существует взаимосвязь между изменением психофизиологических параметров испытуемых в процессе атрибуции эмоций при невербальной коммуникации.
  4. Существует взаимосвязь между точностью атрибутирования эмоционального состояния с помощью невербальной коммуникации и индивидуально-психологическими особенностями личности.
  5. Существуют индивидуально-психологические различия между респондентами, которые способны точно атрибутировать эмоцию другого человека и теми, кто ошибается в атрибуции эмоции.

Объект исследования – эмоции.

Предмет исследования - невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Методы и методики исследования. Исследование проводилось как экспериментальное, методы исследования состоят из двух групп:


1) психофизиологические и

2) методики для оценки индивидуально-психологических особенностей испытуемых и самооценки атрибуции эмоционального состояния другого человека.

Для измерения психофизиологических характеристик участников эксперимента был использован полиграф «Крис» с программным обеспечением «Sheriff», сертифицированный в Российской Федерации.

Были измерены следующие параметры.

  1. ФПГ (фотоплетизмограмма) - параметр, представляющий собой надежный индикатор величины эмоционального напряжения, это кровенаполнение в сосудах, отражающее состояние организма в целом.
  2. КГР (кожно-гальваническая реакция) - это один из ведущих показателей состояния центральной нервной системы человека в оценке эмоциональной напряженности.
  3. АД, ЧСС (артериальное давление, частота сердечных сокращений).
  4. КС (кожное сопротивление, потоотделение) - реакция на новизну информации.

Практическая значимость – полученные исследования могут быть применены в практической деятенльности.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области психофизиологии, материалы периодических изданий и сети Интернет.

Глава 1 Теоретические аспекты невербальых проявлений эмоциональных состояний человека

1.1 Невербальные формы выражения эмоций

Рассматривая современные исследования в лингвистике можно сказать, что огромный интерес проявляется именно к внутреннему миру человека. Ещё вначале XX века предметом исследований в лингвистике помимо лексических значений слов, были и их эмотивные компоненты. В свою оче­редь это привело к появлению таких направлений как когнитивная лингвистика, лингвокультуроло- гия, этнолингвистика. В данных ответвлениях науки язык вплотную изучается в плотной связи с мышлением самосознанием и духовной жизнью различных народов. Это значит, что язык изна­чально был предназначен для человека и все язы­ковые феномены, включая системы языка и раз­личные явления внешнего мира, ориентированы исключительно на общество людей[1].


Исследования языка происходят с учётом его направленности на человека, из этого следует, что особое значение приобретают исследования пси­хических и ментальных явлений с переносом на язык общения. Следовательно, невозможно пол­ноценно исследовать язык, не принимая во внима­ние его эмоциональную составляющую. Уже на начальных этапах развития эмотиологии как на­правления лингвистики язык рассматривался со­вместно с другими направлениями: с когнитив­ным, коммуникативно-прагматическим и струк­турно-системным.

Кроме того, в лингвистике активно развивают­ся другие два направления исследований: иссле­дования лингвистического описания эмоциональ­ной речи людей и исследования невербальных проявлений эмоциональных состояний людей, связанных с их деятельностью. В настоящее вре­мя, два этих направления являются одними из приоритетных направлений когнитивных и интер­претационных исследований. Объектами для та­ких исследований считаются: реальность, находя­щаяся вне языковой деятельности, и специфич­ность речи на уровне прагматических, семантиче­ских и жанровых особенностей. Очень часто результаты таких исследований вплотную связаны с языковой системой языка, и общей концепцией картины мира, а также с эмотивными концептами, берущими своё начало в национальном и культур­ном сознании.

Чем же является «эмотивный концепт»? В це­лях наиболее полного раскрытия смысловой со­ставляющей такого понятия необходимо, учиты­вать, что эмоциональные концепты являются до­вольно сложными структурами и зачастую не вхо­дящими в рамки общепринятой типологии кон­цептов. Эмотивный концепты могут быть разло­жены на три составляющие: концепт- представление, концепт-образ и концепт- сценарий. Практические все эмотивные концепты представляются как фреймовые структуры, осно­ванные на метонимической модели, в структуре которых присутствуют различные элементы, отве­чающие за национальную специфичность и уни­кальность эмоции. Ввиду того, что фреймовые структуры очень взаимосвязаны, они дают прак­тически полное представление о процессах любого такого концепта. Поэтому изучение чувств и эмо­ций, в рамках исследования лексических единиц представленных в эмоциональных концептах, спо­собствует подробному описанию практически лю­бого психического явления на эмоциональном уровне. Это один из самых продуктивных спосо­бов описания не только мысли любого человека, но и культуры в целом[2].


Вторым основным компонентом эмотивного концепта являются различные эмоции, всевоз­можные исследования эмоций представляется бо­лее сложным видом научной деятельности, из-за того, что эмоция - это не только необычайно сложное нервно мышечное явление, но ещё ней­рофизиологическое - сочетающее в себе уникаль­ные феноменологические аспекты. Такой феноме­нологический компонент формируется при осоз­нании и оценке различных эмоций испытываемых человеком, в данной ситуации эмоция представля­ется как мотивированное переживание. Говоря о значимости эмоций для жизни отдельного челове­ка и всего общества людей в целом, стоит сказать о том, что процесс познания мира, от рождения и на протяжении всей его жизни абсолютно невоз­можен без эмоциональной составляющей. Эмоции насквозь пронизывают речевую деятель­ность человека, следовательно, они воплощаются во всевозможных формах приемлемых конкрет­ному языку. Различные психические переживания человека являются результатом его инстинктивно­го стремления передать эмоциональное состояние с помощью лексических единиц описывающих значимые для него эмоции. Другими словами, че­ловек интуитивно обращается к предметному ми­ру, интерпретируя абстрактные предметы в языко­вые понятия на чувственном уровне[3].

Сами по себе эмоции представляют собой не­вербальные сущности, вербальными же их счита­ют исследователи в области эмотиологии и психо­лингвистики. Собственно семиотическая система эмоций делиться на две составляющие, имеется как минимум две семиотические системы эмоций «Verbal Language и «Body Language». Таким обра­зом, языковым проявлением эмоций является их прямое взаимодействие между собой. В качестве подтверждения этой идеи можно привести пример русских междометий ой, ай, ах и английских меж­дометий yuk, wow, pfft. Они являются первыми проявлениями эмоций человека на уровне языка. Практические все эмоции можно объединить в систему универсальных, общечеловеческих «Базо­вых эмоций», которые являются универсальными, общеловеческими. Это значит, что эмоции отно­сятся к мотивирующим факторам сознательной деятельности человека, именно поэтому их можно обнаружить в различных научных дисциплинах и направлениях. Это происходит, потому, что язык, как элемент сознательной деятельности человека, весь пронизан определёнными чувствами. и их «роль чрезвычайно велика в управлении поведе­нием людей.

Наукой, изучающей связь между эмоциональ­ным и языковым полем является эмотиология, ко­торая представляет собой особую отрасль наук, включающую в себя средства описания и выраже­ния их анализ; эмоциональную лексику и грамма­тику, а также изучение различного эмотивно- оценочного дискурса и эмотивности в текстах. Данные направления описывают процессы интер­претации абстрактной составляющей из области материального мира, а языковые. Это напрямую относится к универсальным свойствам мышления человека, которые обеспечивают процессы позна­ния. Такие универсальные, процессы имеют особые установки, определяемые образно- ассоциативным мышлениям различных этносов.


Любой наблюдательный человек, взаимодействующий с представителями различных народов, невольно замечает межкультурные вариации в частоте и интенсивности отражения тех или иных эмоций на их лицах. Другими словами, в каждой культуре выработаны передающиеся из поколения в поколение правила, регулирующие экспрессивные выражения лица и предписывающие, какие - универсальные по своей сути - эмоции позволительно показывать в определенных ситуациях, а какие - прятать. П. Экман и У. Фризен назвали их обусловленными культурой правилами невербального выражения эмоций[4]. Действие этих правил весьма разнообразно, они могут предполагать:

  1. усиление (гиперболизацию) выражения эмоций. Так, французский этнолог М. Мосс обратил внимание на «чрезвычайную распространенность обязательного и морально предписанного использования слез» в погребальных обрядах традиционных культур. Например, в традиционной культуре мордвы с наступлением смерти близкого человека родные начинали исполнять протяжные вопли отчаяния в высоком регистре наиболее напряжено. Этот момент плача называли - крик о смерти («куломадаранкстама»). Последующий плач вопленицы исполнялся в низком регистре мягким грудным и приглушенным тембром, прерываясь горестными всхлипами и представлял собой рассказ о смерти. В наиболее драматические моменты обряда напев плача интонируется вновь в высоком регистре. Причеты исполняли с такой эмоциональной силой, отмечает Балинский И.М., чтобы оказать максимальное воздействие на всех присутствующих и заставить их плакать[5];
  2. уменьшение выражения эмоций. Например, от эстонцев или финнов ожидается сдержанность в эмоциональных проявлениях там, где от представителей других национальностей можно было бы ожидать проявлений ярости или бурной радости;
  3. контекстный запрет на выражение определенных эмоций. Например, во многих культурах мужчине на людях не положено демонстрировать страх, проявлять слабость, быть сентиментальным;
  4. маскировку одной эмоции другой. Строгие правила «сокрытия» эмоций существуют в японской культуре. Практически все наблюдатели отмечают, что у японцев, как правило, спокойное, безмятежное выражение лица, независимо от внутренних эмоций, которые они стремятся скрыть, пряча под маской[6].

Еще одним видом экспрессивного поведения человека являются жесты, или выразительные движения рук, головы и т.п. За последние десятилетия появилось большое количество работ, описывающих и систематизирующих жесты. Приходится констатировать, что многие из них культурно-специфичны и часто становятся препятствием для адекватного общения и взаимопонимания.