Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты невербальых проявлений эмоциональных состояний человека
1.1 Невербальные формы выражения эмоций
1.2 Основные направления изучения невербального поведения
2.2 Методы эмпирического исследования
2.3 Результаты эмпирического исследования
В выборке для проведения эксперимента принимали участие 40 человек, разделенных на группы: 20 человек, которым предъявлялся разный стимульный материал, передавая определенную информацию (информаторы), и 20 человек, которые интерпретировали состояние информаторов (получатели).
2.2 Методы эмпирического исследования
Исследование проводилось как экспериментальное, методы исследования состоят из двух групп:
1) психофизиологические и
2) методики для оценки индивидуально-психологических особенностей испытуемых и самооценки атрибуции эмоционального состояния другого человека.
Для измерения психофизиологических характеристик участников эксперимента был использован полиграф «Крис» с программным обеспечением «Sheriff», сертифицированный в Российской Федерации.
Были измерены следующие параметры.
- ФПГ (фотоплетизмограмма) - параметр, представляющий собой надежный индикатор величины эмоционального напряжения, это кровенаполнение в сосудах, отражающее состояние организма в целом.
- КГР (кожно-гальваническая реакция) - это один из ведущих показателей состояния центральной нервной системы человека в оценке эмоциональной напряженности.
- АД, ЧСС (артериальное давление, частота сердечных сокращений).
- КС (кожное сопротивление, потоотделение) - реакция на новизну информации.
Исследования, полученные с помощью полиграфа, были проинтерпретированы и прошкалированы по 5-балльной шкале профессиональным полиграфологом.
Для оценки индивидуально-психологических особенностей испытуемых и самооценки атрибуции эмоционального состояния другого человека были использованы следующие методики: диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; методика оценки уровня интуитивности Е.А. Науменко; шкала ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина; модифицированный биографический опросник (разработан на кафедре онтопсихологии Н.В. Гришиной). Бланки - для записи самоооценки эмоционального состояния.
В качестве стимульного материала использовались подготовленные вопросы, касающиеся фактов жизни любого человека, а также пять коротких видеороликов различного эмоционально насыщенного содержания: «Цунами» и «Ядерные взрывы» (отрицательные эмоции: страх, тревога), «Дельфины» и «Природа» (положительные эмоции: спокойствие, расслабление), «Автомобиль Мерседес» (противоречивые эмоции: тревогу и расслабление)
Экспериментальное исследование состояло из трех частей.
До начала проведения эксперимента были осуществлены измерения психофизиологического состояния испытуемых, также измерение проводилось во время каждого этапа.
В каждом эксперименте участвовали пара информатор и получатель, первоначально участники сидели напротив друг друга (рис. 1).
Рисунок 1- Первая часть эксперимента - вербальное взаимодействие
Первая часть эксперимента - вербальное взаимодействие. Получатель задавал вопросы, на которые информатор отвечал «да», «нет», при этом часть ответов составляла правда, а часть ложь. Получатель отмечал в специальном бланке, правдив ли, по его мнению, ответ информатора (на основе невербальной информации).
Вторая часть - наблюдение за невербальным поведением информатора. Перед информатором стоял монитор, на котором ему последовательно предъявлялось два видеоролика положительного и отрицательного содержания. В его задачу входило смотреть видео и чувствовать свое отношение к просмотренному материалу. В момент просмотра за ним наблюдал «получатель». В его задачу входило понять, что чувствует информатор (рис. 2).
Затем информатор должен был заполнить бланк, где он отвечал на вопросы о том, какие эмоции он испытал во время просмотра. А получатель заполнял бланк, в котором он отвечал на вопросы о том, какие эмоции с его точки зрения испытывал информатор, и каким, по его мнению, мог быть видеоролик.
Рисунок 2- Вторая часть эксперимента - наблюдение за невербальным поведением информатора
Третья часть эксперимента включала только невербальную коммуникацию. Получатель должен был сидеть спиной к информатору и определять его эмоциональное состояние, только исходя из своих ощущений (см. рис. 3).
В качестве стимульного материала были использованы 3 видеоролика различного содержания, остальная процедура повторяла вторую часть эксперимента.
Рисунок 3- Третья часть эксперимента - невербальная коммуникация
2.3 Результаты эмпирического исследования
Для изучения особенностей психофизиологического реагирования участниками эксперимента на изменение своего эмоционального состояния мы использовали 4 показателя полиграфа, измеряя их последовательно 7 раз: до проведения эксперимента, после проведения первой части эксперимента, после просмотра 1-го видеоролика, после просмотра 2-го видеоролика, после просмотра 3-го видеоролика, после просмотра 4-го видеоролика, после просмотра 5-го видеоролика.
Нами были получены статистически значимые изменения психофизиологических показателей как информаторов, так и получателей в процессе проведения эксперимента. Для сравнения показателей мы использовали метод сравнения средних значений с помощью t-критерия Стьюдента для зависимых выборок.
Все полученные нами данные находятся в пределах нормального эмоционального реагирования здорового человеческого организма, изменения психофизиологического состоянии в процессе проведения эксперимента было возможно выделить только с помощью полной расшифровки данных по каждому испытуемому.
По сравнению с измерениями до проведения эксперимента нами были получены статистически значимые различия в изменении фотоплетизмограммы, кожногальванической реакции, артериального давления, частоты сердечных сокращений, кожного сопротивления всех участников эксперимента.
Наиболее значимые изменения психофизиологических параметров участников вызвал просмотр информаторами третьего видеоролика негативного содержания «Цунами», который был предъявлен в третьей части эксперимента, когда по условиям проведения эксперимента получатель находился спиной по отношению к информатору и не мог наблюдать за изменениями невербального поведения информатора. При просмотре позитивного ролика «Дельфины», когда получатель не мог наблюдать за невербальным поведением информатора, психофизиологические параметры и тех, и других участников эксперимента превысили показатели, измеренные перед началом проведения эксперимента.
Было проведено попарное сравнение психофизиологических показателей информаторов и получателей в процессе проведения эксперимента (см. Приложение 1) Для сравнения результатов психофизиологических показателей информаторов и получателей мы использовали t-критерий Стьюдента для сравнения дисперсий двух независимых выборок, предварительно сравнив дисперсии выборок с помощью критерия Ливена.
Нами не было обнаружено статистически значимых различий между изменением психофизиологических параметров информаторов и получателей в процессе эмоционального реагирования на стимулы в 1-й, 2-й и 3-й частях эксперимента. Независимо от использования вербального канала для получения информации, наблюдения за невербальным поведением или попытки установления участниками эксперимента процесса невербальной коммуникации в отсутствии привычных каналов получения информации все измеренные нами психофизиологические показатели информаторов и получателей не обнаружили статистически значимых различий, т. е. происходило сопряженное изменение психофизиологических параметров информаторов и получателей независимо от использования каналов коммуникации.
Все 28 измеренных показателей информаторов и получателей в процессе проведения эксперимента обнаружили практически полную сопряженность в изменении. В некоторых случаях показатели были равны.
Сопряженное изменение всех психофизиологических параметров испытуемых позволяет нам подтвердить единство поля как взаимодействие между людьми, которое может происходить на неосознаваемом уровне.
Организм - подобен живому зеркалу, которое регистрирует все эмоциональные изменения, полученные в контакте с другим человеческим существом. Познание эмоции, переживаемой другим человеком, возможно не только на вербальном уровне или по внешнему виду другого человека. Познание возможно и на телесном уровне, с помощью всего тела.
Точность ответов получателей в первой части эксперимента определялась на основании совпадения с заданными ответами, во 2-й и 3-й частях эксперимента - на основании контент-анализа ответов получателей.
Среди получателей не было испытуемых, которые дали бы полностью точные ответы, поэтому полное несовпадение ответа содержанию было определено как 1, частичное совпадение ответа и содержания как 2, полное совпадение ответа и содержания как 3. сердечных сокращений, кожного сопротивления информаторов и получателей в процессе проведения эксперимента
Анализ содержания ответов получателей и информаторов были сделаны следующие выводы.
- При использовании одновременно вербальной и невербальной коммуникации наибольшее значение придается мимике и изменениям в речи собеседника.
- При использовании анализа невербального поведения для атрибуции эмоциональных реакций другого субъекта наибольшее значение придается мимике, изменению вегетативных реакций, кинетике и проксемике, а также появляется интерес к собственным ощущениям.
- При атрибутировании эмоционального состояния другого индивида в отсутствие привычных каналов коммуникации субъект вынужден обращаться к своим ощущениям и анализу возникших у него образов.
С помощью контент-анализа ответов получателей и информаторов был также подтвержден факт наличия невербальной коммуникации, которая возникает между двумя индивидами в процессе передачи информации. Точная интерпретация информации, которую один субъект передает другому, возможна при использовании нескольких каналов коммуникации, в том числе и семантического поля как действия, которое позволяет устанавливать коммуникацию.
Для проведения корреляционного анализа мы использовали данные, полученные для выборки получателей (были использованы данные о точности атрибуции эмоции, а также результаты психологических методик, описанных выше). Зафиксированные взаимосвязи говорят о том, что испытуемые получатели, обладающие более развитой эмпатией и более высоким показателем личностной тревожности, смогли точнее определить эмоциональное состояние и содержание видеороликов второй части эксперимента. Гипнабельность оказалась взаимосвязанной с атрибуцией эмоционального состояния информатора и определением содержания негативного ролика «Ядерные взрывы».
При анализе корреляционных взаимосвязей между точностью атрибуции эмоционального состояния информаторов в третьей части эксперимента и особенностями проявления эмпатии, гипна- бельности и интуитивности статистически значимых взаимосвязей нами не было обнаружено.
Была выявлена взаимосвязь на уровне статистической значимости между точностью атрибуции эмоционального состояния информатора и содержания видеороликов третьей части эксперимента и ситуативной и личностной тревожностью участников эксперимента - получателей.
Показатель личностной тревожности участников эксперимента - получателей оказался статистически значимо положительно взаимосвязан с гипнабельностью и эмпатией испытуемых, теми параметрами, которые позволили им определить эмоцию и содержание роликов во второй части эксперимента. Напомним, что личностная тревожность участников эксперимента находится на среднем уровне, и это может расцениваться как полезная тревожность, которая может быть условием развития личности. Тревожность трактуется как обобщенная характеристика психической деятельности, как психодинамическое свойство темперамента. Наше предположение можно проиллюстрировать полученной нами корреляционной взаимосвязью между уровнем личностной тревожности и психофизиологическими показателями при просмотре позитивного видеоролика «Дельфины».
Разделить испытуемых на 2 группы (более и менее точно атрибутировавших эмоциональное состояние и содержание роликов) по результатам ответов на все три части эксперимента не удалось, так как ответы на разные части эксперимента давались испытуемыми по-разному, поэтому они попадали в различные группы.
По результатам второй части эксперимента нами были обнаружены статистически значимые различия между более и менее точными получателями по следующим переменным: гипнабельность, эмпатия, личностная тревожность.
Полученные различия позволили сделать вывод о том, что при атрибуции эмоционального состояния информаторов во второй части эксперимента получатели больше опирались на наблюдение за информаторами и пытались понять эмоциональное состояние информаторов, используя эмоциональный канал эмпатии. Соответственно участники эксперимента, определившие эмоцию более точно, оказались более гипнабельными, т. е. более внушаемыми. У них оказался статистически значимо более высокий уровень полезной личностной тревожности.
В третьей части эксперимента мы обнаружили статистически значимые различия между более и менее точными получателями по двум переменным: личностная тревожность и установки, способствующие эмпатии.