Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общее понятие программирования на языке Qbasic
1.1 История появления языка BASIC
1.2 Основы программирования на QBASIC
Глава 2 Основные программы языка
2.2 Ввод данных в программу. Оператор Input
2.3 Управляющие конструкции QBasic
2.4 Некоторые полезные команды QBasic
Переменные бывают - целые, вещественные, логические, символьные, строковые и др. Когда в переменной хранят число, это означает что она - числовая переменная, когда в переменной хранится слово или фраза – значит это строковая (либо символьная) переменная. В QBasic строковую переменную принято обозначать a$, b$ (т.е в окончании имени должен стоять знак доллара - «$»). Пока содержимое в переменной специально не изменят, оно будет хранится в данной переменной.
Присваиванием называют операцию, при которых происходит передача новых данных в конкретную переменную. Она имеет следующее обозначение в QBasic - при помощи знака "=", например, x=10.
В Словаре qbasic присутствует примерно двести ключевых слов, и каждое из них обозначает выполнение конкретного определенного действия. Многие ключевые слова наряду с второстепенными параметрами основывают операторы. Именно из них состоит текст программы. Так например, Print и есть пример такого слова. Когда выполняется данный оператор, на экран выводится текст, заключенный в двойные кавычки).
Но у этого оператора есть еще две особенности. Вот первая из них: Этот оператор может выполнять арифметические действия. Рассмотрим на примере:
Print 2+3
После выполнения этой программы на экране высветиться 5 , а не 2+3, так что можно использовать qbasic вместо калькулятора.
Вторая особенность заключается в том, что если вы поставите знак вопроса(?) И после этого нажмете на ENTER то он вопросительный знак превратиться в Print. Попробуйте поработать с оператором Print. или внимание на то, что Qbasic не очищает экран автоматически при запуске новой программы, и после выполнения разных программ или многократного выполнения одной и той же на экране вывода результат помещается в начале программы- это хорошая привычка и прекрасный стиль программирования(так пишут во всех учебниках , а мне честно сказать как то по барабану где его поставить ) Но ничего не мешает в случае необходимости использовать его в произвольном месте программы.Ну это все касалось того,с чего начинается программа. А теперь перейдем к тому ка закончить программу. Оператор END- еще один пример ключевого слова- прекращает выполнение программы. В случае его отсутствия Qbasic считает, что программа заканчивается после последней строки(вспомните программы из одной строки например какие я писал об операторе PRINT ),но END весьма полезен при необходимости прервать выполнение программы. Оператор END может и не быть последним оператором программы. Текст может продолжаться и после данной команды, но выполнение ее будет прервано сразу при встрече END .Давайте посмотрим еще один пример:
cls
Print "Это моя программа"
Print "я создал ее сам"
End
Нажатием клавиш Shift+F5 мы запускаем программу на выполнение. И тогда на экране мы увидим:
Это моя программа
Я создал ее сам
Теперь нажмем любую клавишу чтбы вернуться в режим редактирования текста. И изменим программу:
Cls
Print "Это моя программа"
End
Print "Я создал ее сам"
End
При выполнение нового варианта программы результат будет иным. Вы можете запускать программу любое количество раз- но второй оператор PRINT все равно работать не будет. Оператор END прерывает выполнение программы и у нас будет выводиться только:
Это моя программа
Qbasic имеет три оператора, которые прерывают выполнение программы--END,Stop и System. Когда Qbasic встречает команды End и System, он закрывает вусе файлы и прекращает выполнение программы. Команда Stop отличается тем, что оставляет текущие файлы открытыми, временно приостанавливает выполнение и возвращает на экран текст программы. При следующем запуске выполнение программы начнется с оператора, следующего за оператором Stop.Но лучше всего использовать оператор End .
2.2 Ввод данных в программу. Оператор Input
Какими же способами можно ввести данные в программу? Во-первых , эта проблема решается с помощью оператора присваивания. Вот пример программы с оператором присваивания:
Rem программа суммирования двух чисел
Cls
Number1=3
Number2=7
summa=number1+number2
Print "number1=";number1
Print "number2=";number2
Print"summa=";summa
end
После запуска этой программы мы увидим на экране это:
Number1=3
number2=7
Summa=10
Сразу можно понять то, чтобы вычислить сууму другой пары чисел, мы должны будем вернуться в окно редактора и изменить программу.Решение возможное, но не самое лучшее. Как раз для этого случая в Qbasic вы можете присвоить переменной значение непосредственно с клавиатуры во время выполнения программы. Простейшая форма оператора, дающего вам возможность это сделать:
INPUT number,
где number-имя переменной, для которой требуется ввод значения
Команда INPUT NUMBER является уже достаточой командой, при встрече с которой программы выполняет следующие действия:1)После запуска программы на экране появиться знак вопроса.2) Программа приостанавливает работу и ждет, когда вы наберете какие-либо значение на клавиатуре. Нажатие клавиши ввода (то бишь ENTER)сообщает программе, что ввод окончен.3) Введенное значение присваивается перем и когда мы запускали программу у нас просто высвечивался значок вопроса(чтобы мы ввели переменную). А если мы напишем: Input "высота"; hТо он бы нам написал после запуска не просто вопросительный знак , а:высота?Ну что вы видите как полезно это свойство оператора Input. Надо только запомнить, что описание пишется в двойных кавычках и отделяется от переменной точкой запятой(;)Ну посмотрите как написал это я раньше. Кстати надо еще отметить, что оператор Print обладает таким же свойством, как и Input. Зачем спросите вы а я отвечу: Для того же зачем и у Input(Вот например у вас ответов десять и после выполнения программы он вам выведет десять чисел и фиг знает, где какое число. Надо помнить что тоже надо отделять точкой с запятой).Вот пример:Print "Площадь треугольника равна=";s.
2.3 Управляющие конструкции QBasic
1. Оператор безусловного перехода GOTO N, где N-метка. В качестве N можно взять любое число, не обязательно совпадающее с номером строки, так как в QBasic 4.5 строки можно не нумеровать. Но двух одинаковых меток в одной программе не должно быть. Исполнение программы будет продолжено с той её части, которая начинается с указанной метки.
Пример:
.......
GOTO 10
.......
10 PRINT "Текст"
.......
2. Условный оператор IF...THEN...ELSE (Если...Тогда...Иначе):
IF <условие> THEN <список операторов> ELSE <список операторов>
Если заданное условие истинно, выполняется список операторов, стоящий после THEN, в противном случае выполняется список операторов, стоящий после ELSE.
Слово ELSE может и отсутствовать. Тогда происходит переход к строке, следующей за оператором IF...THEN.
Условия представляют собой логические соотношения: равенства или неравенства = равно, <> неравно, > больше, < меньше, >= больше или равно, <= меньше или равно.
При использовании сложных условий (объединении двух и более условий) применяют слова AND (И) и OR (ИЛИ): Условие1 AND (или OR) Условие2...
Условный оператор позволяет реализовать алгоритм с ветвлением.
Пример 1:
CLS
INPUT "Введите год основания Москвы: M="; M
IF M = 1147 THEN PRINT "Выправы!" ELSE PRINT "Вы ошиблись!"
Пример 2:
CLS
PRINT "Вычислите y=1/(x-2) для всех x"
INPUT "Введите x=", x
IF x = 2 THEN PRINT "При x=2 функция не определена!": END
y = 1 / (x - 2)
PRINT "y="; y
Применяется также частный случай условного оператора - оператор условного перехода: IF <условие> GOTO N ELSE <список операторов> Число N - метка. Если условие выполняется, то происходит переход по метке N, а иначе выполняется список операторов, стоящих после ELSE. Слово ELSE может и отсутствовать. Тогда происходит переход к строке, следующей за оператором IF...GOTO.
Пример 3:
CLS
INPUT "Если хочешь каникулы, вводи 1. Если нет, любое число. n=", n
IF n = 1 THEN GOTO 10 ELSE GOTO 20
10 PRINT "Хочу каникулы!": END
20 PRINT "Хочу учиться!"
3. Оператор цикла FOR...TO...NEXT... позволяет реализовать циклический алгоритм, когда часть программы может быть выполнена много раз подряд. FOR...TO... - начало цикла, NEXT... - конец цикла.
То, что стоит между началом и концом цикла, называется телом цикла. Иногда также применяются вложенные циклы, то есть циклы могут быть вложенными один в другой.
FOR X=A TO B STEP H
...................
NEXT X
Здесь X - переменная, A - начальное значение переменной, B - конечное значение переменной, H - шаг, с которым меняется переменная. Если шаг STEP H отсутствует, то по умолчанию шаг H=1. При этом переменная X называется счётчиком цикла. Повторение участка программы с шагом H происходит до тех пор, пока XB.
Пример 1: Напечатать на экране текст 20 раз.
CLS
FOR X=1 TO 20
PRINT "СНовымГодом!"
NEXT X
Пример 2: Вычислить сумму n первых членов ряда S=1+1/4+1/9+...+1/n^2
CLS
INPUT "Введите число членов ряда: n=", n
FOR i = 1 TO n
S = S + 1 / i ^ 2
NEXT i
PRINT "Сумма n первых членов ряда равна: S=", S
Пример 3: Нарисуйте 15 разноцветных концентрических окружностей.
SCREEN 7
FOR i = 1 TO 15
CIRCLE (160, 100), i * 6, i
NEXT i
Пример 4: Разлинуйте экран в клеточку.
SCREEN 7
FOR i = 1 TO 32
LINE (0, 10 * i)-(320, 10 * i), 15
LINE (10 * i, 0)-(10 * i, 200), 15
NEXT i
Примеры 5,6 : Одновременное использование циклического и условного операторов. Вычисление функций, имеющих ограничения в области определения.
Примечание: Оператор IF...THEN...ELSE в QBasic должен быть записан в одну строку!
Пример 5.
CLS
REM Вычислить функцию y=1/(x^2-5*x-6)
FOR x = -10 TO 10
IF x ^ 2 - 5 * x - 6 = 0 THEN PRINT "При x=-1, x=6 функциянеопределена!"
ELSE y = 1 / (x ^ 2 - 5 * x - 6)
PRINT "x="; x, " y="; y
NEXT x
Пример 6.
CLS
REM Вычислить функцию y=1/SQR(x^2-3*x+2)
FOR x = -5 TO 5
IFx>= 1 ANDx<= 2 THENPRINT "При 1<=x=<2 функция не определена!"
ELSE y = 1 / SQR(x ^ 2 - 3 * x + 2)
PRINT "x="; x, " y="; y
NEXT x
2.4 Некоторые полезные команды QBasic
Оператор LOCATE a, b - указывает позицию экрана (a-строка, b-столбец), начиная с которой будет печататься текст или число. Обычно используется перед оператором PRINT. Пример: LOCATE 4, 10: PRINT "Здравствуй, мир!"
Оператор SWAP X1, X2 - заставляет переменные X1 и X2 обменяться своими значениями. Пример:
X = 3
Y = 5
SWAP X, Y
Директива FILES выдает список подкаталогов и файлов в текущем каталоге. Кроме того, выдается свободная память на жестком диске.
Директива SHELL осуществляет сеанс связи с MS-DOS. Возвращение обратно из DOS в QBasic - команда EXIT.
Кроме того, директива SHELL "name" позволяет запускать программу name.exe или name.com, указанную в кавычках. Эта программа должна находиться в текущем каталоге, там же, где и *.bas файл. Расширение exe или com можно не указывать.
2.5 Примеры некоторых программ
Пример 1. Первая программа - Привет мир[4]!
1 PRINT "Hello world!"
Пример 2. Произведение элементов массива
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
<span style="font-family: sans-serif;">CLS</span> N = 10 <span style="font-family: sans-serif;">DIM</span> M(N) P = 1 FOR I = 1 TO N M(I) = <span style="font-family: sans-serif;">INT</span>(<span style="font-family: sans-serif;">RND</span> * 100)+1 <span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> I; "-"; M(I) P = P * M(I) NEXT I <span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> "_________" <span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> "Proizvedenie = "; P |
Пример 3. Среднее арифметическое элементов массива
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
CLS N = 15 DIM M(N) SUMM = 0 FOR I = 1 TO N M(I) = INT(RND * 100) PRINT I; "-"; M(I) SUMM = SUMM + M(I) NEXT I PRINT "Среднее арифметическое чисел = "; SUMM/N |
Пример 4. Нахождение минимального элемента массива
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 |
CLS INPUT "N"; n DIM e(n) FOR i = 1 TO n INPUT e(i) NEXT CLS min1 = e(1) PRINT "Массив:" FOR i = 1 TO n PRINT e(i); IF e(i) < min1 THEN min1 = e(i): min2 = i NEXT PRINT "Минимальный :"; min1; PRINT "Порядковыйномер:"; min2 SWAP e(min2), e(n) PRINT "Новыймассив:" FOR i = 1 TO n PRINT e(i); NEXT |
Пример 5. Чётное или не чётное число
1
2
3
4 CLS
INPUT "Введите число N=", N
IF N MOD 2 THEN PRINT "Числонечётное" ELSE PRINT "Числочётное"
END
Пример 6. Сумма элементов массива
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
CLS N = 15 DIM M(N) SUMM = 0 FOR I = 1 TO N M(I) = INT(RND * 100) PRINT I; "-"; M(I) SUMM = SUMM + M(I) NEXT I PRINT "_________" PRINT "SUMM = "; SUMM |
Пример 7. Максимальный элемент массива[5]
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
<span style="font-family: sans-serif;">CLS</span> N = 15 <span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> "Massiv: "; <span style="font-family: sans-serif;">DIM</span> M(N) FOR I = 1 TO N M(I) = <span style="font-family: sans-serif;">INT</span>(<span style="font-family: sans-serif;">RND</span> * 100) <span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> M(I) ; NEXT I MAX=M(1) FOR I = 2 TO N IF MAX < M(I) THEN MAX=M(I) NEXT I <span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> <span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> "_________" <span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> "Maximum = "; MAX |
Пример 8. Сортировка случайного массива
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 |
<span style="font-family: sans-serif;">CLS</span> N = 10 <span style="font-family: sans-serif;">DIM</span> M(N) <span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> "Massiv:" FOR I = 1 TO N M(I) = <span style="font-family: sans-serif;">INT</span>(<span style="font-family: sans-serif;">RND</span> * 100) <span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> M(I); NEXT I FOR I = 1 TO N - 1 FOR J = I + 1 TO N IF (M(I) > M(J)) THEN <span style="font-family: sans-serif;">SWAP</span> M(I), M(J) NEXT J NEXT I <span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> <span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> "Sort massiv:" FOR I = 1 TO N <span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> M(I); NEXT I |
|
1 |
[/spoiler] |