Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты невербальых проявлений эмоциональных состояний человека
1.1 Невербальные формы выражения эмоций
1.2 Основные направления изучения невербального поведения
2.2 Методы эмпирического исследования
2.3 Результаты эмпирического исследования
Введение
Актуальность исследования. В науке сегодня наблюдается повышенный интерес исследователей к невербальному общению, в частности к невербальному, экспрессивному «языку» как показателю индивидно-личностных характеристик человека, его отношений и взаимоотношений, как средству влияния на другого человека.
Одним из аспектов в исследовании невербальных форм выражения эмоций является изучение его особенностей у представителей различных этносов. Для поддержания мира, развития дружественных отношений между народами и народностями, проживающими совместно на одной территории, изучение этнопсихологических особенностей эмоциональной культуры представляет огромную практическую значимость.
В первой половине ХХ века многие ведущие культурантропологи, обнаружили многочисленные свидетельства того, что у представителей разных культур существуют значительные различия в экспрессивном поведении, в том числе и в мимике.
Целью данной работы является анализ невербальных проявлений эмоциональных состояний человека, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты невербальных проявлений эмоциональных состояний человека;
- провести исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.
Гипотезы исследования.
- Существуют различные способы передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому: при атрибутировании эмоционального состояния другого человека используется как вербальная информация, так невербальная коммуникация.
- Можно экспериментально подтвердить использование невербального поведения и невербальной коммуникации в процессе атрибуции эмоции.
- Существует взаимосвязь между изменением психофизиологических параметров испытуемых в процессе атрибуции эмоций при невербальной коммуникации.
- Существует взаимосвязь между точностью атрибутирования эмоционального состояния с помощью невербальной коммуникации и индивидуально-психологическими особенностями личности.
- Существуют индивидуально-психологические различия между респондентами, которые способны точно атрибутировать эмоцию другого человека и теми, кто ошибается в атрибуции эмоции.
Объект исследования – эмоции.
Предмет исследования - невербальные проявления эмоциональных состояний человека.
Методы и методики исследования. Исследование проводилось как экспериментальное, методы исследования состоят из двух групп:
1) психофизиологические и
2) методики для оценки индивидуально-психологических особенностей испытуемых и самооценки атрибуции эмоционального состояния другого человека.
Для измерения психофизиологических характеристик участников эксперимента был использован полиграф «Крис» с программным обеспечением «Sheriff», сертифицированный в Российской Федерации.
Были измерены следующие параметры.
- ФПГ (фотоплетизмограмма) - параметр, представляющий собой надежный индикатор величины эмоционального напряжения, это кровенаполнение в сосудах, отражающее состояние организма в целом.
- КГР (кожно-гальваническая реакция) - это один из ведущих показателей состояния центральной нервной системы человека в оценке эмоциональной напряженности.
- АД, ЧСС (артериальное давление, частота сердечных сокращений).
- КС (кожное сопротивление, потоотделение) - реакция на новизну информации.
Практическая значимость – полученные исследования могут быть применены в практической деятенльности.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области психофизиологии, материалы периодических изданий и сети Интернет.
Глава 1 Теоретические аспекты невербальых проявлений эмоциональных состояний человека
1.1 Невербальные формы выражения эмоций
Рассматривая современные исследования в лингвистике можно сказать, что огромный интерес проявляется именно к внутреннему миру человека. Ещё вначале XX века предметом исследований в лингвистике помимо лексических значений слов, были и их эмотивные компоненты. В свою очередь это привело к появлению таких направлений как когнитивная лингвистика, лингвокультуроло- гия, этнолингвистика. В данных ответвлениях науки язык вплотную изучается в плотной связи с мышлением самосознанием и духовной жизнью различных народов. Это значит, что язык изначально был предназначен для человека и все языковые феномены, включая системы языка и различные явления внешнего мира, ориентированы исключительно на общество людей[1].
Исследования языка происходят с учётом его направленности на человека, из этого следует, что особое значение приобретают исследования психических и ментальных явлений с переносом на язык общения. Следовательно, невозможно полноценно исследовать язык, не принимая во внимание его эмоциональную составляющую. Уже на начальных этапах развития эмотиологии как направления лингвистики язык рассматривался совместно с другими направлениями: с когнитивным, коммуникативно-прагматическим и структурно-системным.
Кроме того, в лингвистике активно развиваются другие два направления исследований: исследования лингвистического описания эмоциональной речи людей и исследования невербальных проявлений эмоциональных состояний людей, связанных с их деятельностью. В настоящее время, два этих направления являются одними из приоритетных направлений когнитивных и интерпретационных исследований. Объектами для таких исследований считаются: реальность, находящаяся вне языковой деятельности, и специфичность речи на уровне прагматических, семантических и жанровых особенностей. Очень часто результаты таких исследований вплотную связаны с языковой системой языка, и общей концепцией картины мира, а также с эмотивными концептами, берущими своё начало в национальном и культурном сознании.
Чем же является «эмотивный концепт»? В целях наиболее полного раскрытия смысловой составляющей такого понятия необходимо, учитывать, что эмоциональные концепты являются довольно сложными структурами и зачастую не входящими в рамки общепринятой типологии концептов. Эмотивный концепты могут быть разложены на три составляющие: концепт- представление, концепт-образ и концепт- сценарий. Практические все эмотивные концепты представляются как фреймовые структуры, основанные на метонимической модели, в структуре которых присутствуют различные элементы, отвечающие за национальную специфичность и уникальность эмоции. Ввиду того, что фреймовые структуры очень взаимосвязаны, они дают практически полное представление о процессах любого такого концепта. Поэтому изучение чувств и эмоций, в рамках исследования лексических единиц представленных в эмоциональных концептах, способствует подробному описанию практически любого психического явления на эмоциональном уровне. Это один из самых продуктивных способов описания не только мысли любого человека, но и культуры в целом[2].
Вторым основным компонентом эмотивного концепта являются различные эмоции, всевозможные исследования эмоций представляется более сложным видом научной деятельности, из-за того, что эмоция - это не только необычайно сложное нервно мышечное явление, но ещё нейрофизиологическое - сочетающее в себе уникальные феноменологические аспекты. Такой феноменологический компонент формируется при осознании и оценке различных эмоций испытываемых человеком, в данной ситуации эмоция представляется как мотивированное переживание. Говоря о значимости эмоций для жизни отдельного человека и всего общества людей в целом, стоит сказать о том, что процесс познания мира, от рождения и на протяжении всей его жизни абсолютно невозможен без эмоциональной составляющей. Эмоции насквозь пронизывают речевую деятельность человека, следовательно, они воплощаются во всевозможных формах приемлемых конкретному языку. Различные психические переживания человека являются результатом его инстинктивного стремления передать эмоциональное состояние с помощью лексических единиц описывающих значимые для него эмоции. Другими словами, человек интуитивно обращается к предметному миру, интерпретируя абстрактные предметы в языковые понятия на чувственном уровне[3].
Сами по себе эмоции представляют собой невербальные сущности, вербальными же их считают исследователи в области эмотиологии и психолингвистики. Собственно семиотическая система эмоций делиться на две составляющие, имеется как минимум две семиотические системы эмоций «Verbal Language и «Body Language». Таким образом, языковым проявлением эмоций является их прямое взаимодействие между собой. В качестве подтверждения этой идеи можно привести пример русских междометий ой, ай, ах и английских междометий yuk, wow, pfft. Они являются первыми проявлениями эмоций человека на уровне языка. Практические все эмоции можно объединить в систему универсальных, общечеловеческих «Базовых эмоций», которые являются универсальными, общеловеческими. Это значит, что эмоции относятся к мотивирующим факторам сознательной деятельности человека, именно поэтому их можно обнаружить в различных научных дисциплинах и направлениях. Это происходит, потому, что язык, как элемент сознательной деятельности человека, весь пронизан определёнными чувствами. и их «роль чрезвычайно велика в управлении поведением людей.
Наукой, изучающей связь между эмоциональным и языковым полем является эмотиология, которая представляет собой особую отрасль наук, включающую в себя средства описания и выражения их анализ; эмоциональную лексику и грамматику, а также изучение различного эмотивно- оценочного дискурса и эмотивности в текстах. Данные направления описывают процессы интерпретации абстрактной составляющей из области материального мира, а языковые. Это напрямую относится к универсальным свойствам мышления человека, которые обеспечивают процессы познания. Такие универсальные, процессы имеют особые установки, определяемые образно- ассоциативным мышлениям различных этносов.
Любой наблюдательный человек, взаимодействующий с представителями различных народов, невольно замечает межкультурные вариации в частоте и интенсивности отражения тех или иных эмоций на их лицах. Другими словами, в каждой культуре выработаны передающиеся из поколения в поколение правила, регулирующие экспрессивные выражения лица и предписывающие, какие - универсальные по своей сути - эмоции позволительно показывать в определенных ситуациях, а какие - прятать. П. Экман и У. Фризен назвали их обусловленными культурой правилами невербального выражения эмоций[4]. Действие этих правил весьма разнообразно, они могут предполагать:
- усиление (гиперболизацию) выражения эмоций. Так, французский этнолог М. Мосс обратил внимание на «чрезвычайную распространенность обязательного и морально предписанного использования слез» в погребальных обрядах традиционных культур. Например, в традиционной культуре мордвы с наступлением смерти близкого человека родные начинали исполнять протяжные вопли отчаяния в высоком регистре наиболее напряжено. Этот момент плача называли - крик о смерти («куломадаранкстама»). Последующий плач вопленицы исполнялся в низком регистре мягким грудным и приглушенным тембром, прерываясь горестными всхлипами и представлял собой рассказ о смерти. В наиболее драматические моменты обряда напев плача интонируется вновь в высоком регистре. Причеты исполняли с такой эмоциональной силой, отмечает Балинский И.М., чтобы оказать максимальное воздействие на всех присутствующих и заставить их плакать[5];
- уменьшение выражения эмоций. Например, от эстонцев или финнов ожидается сдержанность в эмоциональных проявлениях там, где от представителей других национальностей можно было бы ожидать проявлений ярости или бурной радости;
- контекстный запрет на выражение определенных эмоций. Например, во многих культурах мужчине на людях не положено демонстрировать страх, проявлять слабость, быть сентиментальным;
- маскировку одной эмоции другой. Строгие правила «сокрытия» эмоций существуют в японской культуре. Практически все наблюдатели отмечают, что у японцев, как правило, спокойное, безмятежное выражение лица, независимо от внутренних эмоций, которые они стремятся скрыть, пряча под маской[6].
Еще одним видом экспрессивного поведения человека являются жесты, или выразительные движения рук, головы и т.п. За последние десятилетия появилось большое количество работ, описывающих и систематизирующих жесты. Приходится констатировать, что многие из них культурно-специфичны и часто становятся препятствием для адекватного общения и взаимопонимания.