Файл: Порядок создания и учредительные документы юридических лиц (Классификация споров по регистрацию юридических лиц).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Образование юридических лиц
1.1 Образование и прекращение юридических лиц
1.2 Способы образования юридических лиц и порядок их регистрации
2. Классификация споров по регистрацию юридических лиц
2.1 Споры российских и иностранных лиц с регистрирующими органами.
2.2 Административно-процессуальные споры
3. Процедура регистрации юридических лиц
3.1 Государственная регистрация актов гражданского состояния.
3.2 Принципы государственного реестра.
Юридическое лицо, созданное одним учредителем, может действовать на основании устава. Такой устав, утверждается данным учредителем.
В любых учредительных документах юридического лица, не зависимо от вида, должны быть определены:
1) наименование юридического лица
2) место его нахождения
3) порядок управления деятельностью юридического лица
4) другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. [14, с. 289]
Предмет и цели юридического лица, в соответствии с действующим законодательством, должны быть включены в положения учредительных документов, как некоммерческих организаций, так и унитарных предприятий. А в предусмотренных законодательством случаях, и для некоторых коммерческих организаций. Предмет, а также определенные цели производимой деятельности юридического лица (которое является коммерческой организацией), могут быть предусмотрены, его учредительными документами. Это может быть даже в тех случаях, когда по действующему законодательству, такое положение не является обязательным. [15, с. 352]
2. Классификация споров по регистрацию юридических лиц
2.1 Споры российских и иностранных лиц с регистрирующими органами.
В нынешних реалиях, при которых в экономике Российской Федерации, присутствует значительная часть иностранного капитала, активно развивается предпринимательская деятельность. такой деятельностью, занимаются как российские, так и зарубежные как физические, так и юридические лица. Довольно частыми бывают случаи, при которых, происходит появление конфликта, между хозяйствующими субъектами. Не редко, для таких конфликтов, требуются судебные разбирательства. Как свидетельствует практика, до принятия Административно-процессуального Кодекса РФ в 1995 году, районными (городскими) судами, принимались к рассмотрению, абсолютно любые дела, принимающиеся к судебному производству, от иностранных инвесторов. Любые попытки, направленные на обращение в арбитражный суд, в большей степени, не могли принести успеха. С момента введения в действие Административно-процессуального кодекса РФ в 1995 году, у организаций (пользующихся иностранными инвестициями), появилась возможность, по обращению за помощью, в арбитражный суд РФ. Все споры, возникающие в подведомственной иерархии, с участием организаций, пользующихся иностранными инвестициями, смог разрешить Административно-процессуальный кодекс Российской Федерации, который был принят в 2002 году. В новом тексте Административно-процессуального кодекса РФ, норма об альтернативной подведомственности, была исключена. также были исключены те случаи, в соответствии с которыми, шла речь, о организациях, с присутствием иностранных инвестиций. [8, с. 256]
Для детального раскрытия вопроса, рассмотрим пример споров, с участием иностранных лиц. В Российской Федерации, компетенция арбитражных судов, связанная с рассмотрением дел (с участием организаций с иностранными инвестициями), определена соответствующим образом:
1) Арбитражный суд РФ, рассматривает дела, связанные с экономическими и иными спорам. Также, он рассматривает споры, которые связаны с ведением предпринимательской, или экономической деятельности, при участии иностранных предприятий, каких-либо международных организаций, иностранных граждан. Также сюда относятся лица без гражданства, которыми осуществляется предпринимательская деятельность, в следующих случаях:
- ответчик, находится (или проживает), на территории РФ. Или на данной территории, находится его имущество;
- орган управления, филиал, или же представительство организации, располагается на территории РФ;
- предмет спора, возник из договора, в соответствии с которым, его исполнение, должно было осуществляться, на территории РФ;
- требование, возникло в результате причинения вреда имуществу, каким-либо деянием (действием или иным обстоятельством), имевшем место, на территории РФ. Или же, при наступлении вреда, на территории РФ;
- предметом спора является необоснованное обогащение, которое имело место, на территории РФ;
- истец, по делу о защите деловой репутации, находится непосредственно на территории РФ;
- предмет спора возник из тех отношений, которые были связаны, с обращением ценных бумаг. Если выпуск таких бумаг, имел место, на территории РФ;
- истец, по делу об установлении факта, который имел юридическое значение, указывает на то, что существует наличие данного факта, на территории РФ;
- предмет спора возник из тех отношений, которые были связаны, с государственной регистрацией имен, наименований, и т.п., объектов, а также оказанием услуг, в международной ассоциации сетей «Интернет», непосредственно на территории РФ;
- в других случаях, в которых присутствует наличие тесной связи, спорного правоотношения, с территорией РФ. [17, с. 688]
В соответствии с перечисленными случаями, разрешение споров как с физическими, так и юридическими лицами, которые в своем капитале, имеют иностранные инвестиции, может производится, при помощи рассмотрения спорного вопроса, в арбитражном суде Российской Федерации, в соответствии с требованиями Административно-процессуального кодекса РФ от 2002 года. Нами была рассмотрена нормативная база, в которой были перечислены случаи, способствующие возникновению споров. Сейчас, рассмотрим ссоры российских и иностранных юридических лиц, с регистрирующими органами. [16, с. 944]
Сутью деятельности абсолютно любого регистрирующего органа, является придание субъекту права, который обладает определенными характерными признаками, законного статуса юридического лица. Это происходит с его последующей легализацией. В соответствии с этим положением, достаточно большое количество споров, как российских, так и иностранных юридических лиц, возникает на стадии правовой экспертизы документов, предоставленных российскими и иностранными лицами в регистрирующий орган. Такая стадия, представляет собой, неоспоримый стержень, который имеется в процессе регистрации юридических лиц.
В соответствии с действующим законодательством, только те документы, которые являются достоверными, и отвечают необходимым нормам права, могут быть приняты, к государственной регистрации. Все виды ответственности заявителя (учредителя), полностью направлены, на предотвращение предоставления недостоверной информации, в регистрирующий орган. Но стоит отметить, что в 2001 году, законодательно, была сокращена процедура по регистрации юридических лиц. В следствие этого, была исключена весьма важная и необходимая стадия. Таким положением, было порождено не только устранение существующих барьеров в процессе регистрации (что определенно, представляет собой плюс), но также и появление различных проблем. Возникновение проблем, было связано с появлением лазейки для нарушителей. [15, с. 352]
В соответствии с действующим законодательством, в том случае, когда имеется несоответствие предоставляемой документации, действующим нормам законодательства, уполномоченный регистрирующий орган, обладает правом отказа в осуществлении государственной регистрации. Заявитель (учредитель), должен самостоятельно обнаружить сделанную ошибку документации, которую он предоставляет. Соответственно, он обязан её исправить. В тех случаях при которых юридическое лицо, было создано, и только после его создания, была обнаружена ошибка при его создании, ликвидация такого лица, может быть проведена, только при помощи обращения в суд. Такое положение дел, создает дополнительные проблемы, и значительно затягивает процесс. Юридическое лицо, наделено правом, по обжалованию решения в суд. Но для того, чтобы обжаловать такое решение в суде, необходимо собрать, все учредительные документы. Это необходимо сделать для того, чтобы доказать всю правильность последовательности действий, при регистрации юридического лица. Но даже такие действия, не могут дать полную уверенность в том, что такое дело, будет рассмотрено, в положительную сторону. Это связано с тем, что нормы действующего законодательства, при создании юридического лица, были нарушены. А это ведет, к необходимости ликвидации такого юридического лица. Такое происходит в связи с тем, что регистрирующий орган, не осуществил, или не достаточно произвел, правовую экспертизу документов. В результате этого, у учредителя (учредителей) юридического лица, возникли проблемы, с осуществлением их деятельности. Доверить осуществление проведения экспертизы самим учредителям организаций, не представляется целесообразным. Это связано с тем, что как физические, так и юридические лица, не всегда имеют возможность, правильно трактовать действующие требования российского законодательства. Также, они их могут трактовать, в своих корыстных целях. [12, с. 256]
2.2 Административно-процессуальные споры
Административно процессуальные споры- это споры, которые связаны с обжалованием постановлений налоговых органов, о привлечении к административной ответственности.
В указанную выше категорию споров, законодательно включены те споры, которые непосредственно связаны, с оспариванием решений налоговых регистрирующих органов, о привлечении к административной ответственности, в сфере регистрации юридических лиц. [9, с. 414]
Довольно часто, к административной ответственности, привлекаются руководители тех юридических лиц, которыми были поданы документы несвоевременно, на регистрацию изменений, в учредительных документах.
В соответствии с теми органами, которыми разрешаются споры, в сфере регистрации юридических лиц, а также в соответствии с порядком их разрешения, могут быть выделены споры:
- споры в сфере регистрации юридических лиц, которые разрешаются Конституционным Судом РФ. Это происходит в порядке конституционного судопроизводства;
- административные споры, возникающие в сфере регистрации юридических лиц. Такие споры могут быть разрешены судами общей юрисдикции, в порядке производства по тем делам, которые вытекают, из административных правоотношений. [10, с. 543]
Кодексом об административных правонарушениях, на судей, были возложены функции, по проверке законности, а также обоснованности постановлений, по делам об административных правонарушениях. До принятия Постановления Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», в судах общей юрисдикции, не было выработано общего подхода, к рассмотрению споров, связанных с обжалованием постановлений, уполномоченных налоговых органов. Часть судей, в случае рассмотрения таких дел, использовали принципы Гражданского законодательства. Другая часть судей, использовала принципы Кодекса об административных правовых нарушениях. [16, с. 944]
Процесс рассмотрение возникших споров, в сфере регистрации юридических лиц, в порядке, установленном КоАП РФ, не предоставляет регистрирующему налоговому органу, возможности в полной мере, осуществлять защиту своих интересов. Такое положение, основано на том, что налоговый регистрирующий орган, не может участвовать в судебном разбирательстве, в качестве стороны процесса. В результате этого, суд, имеет право на ознакомление, только с правильностью предоставления материалов, содержащихся в административном деле. Также, существует возможность выслушать все доводы противоположной стороны. В соответствии с действующим законодательством, налоговый орган, не имеет право обжаловать решение суда, по категории дел, которые относятся к этой сфере. [14, с. 289]
В тоже время, те споры, которые могут быть разрешены арбитражными судами, можно указать, как споры, которые могут быть разрешены в порядке, установленном главами АПК РФ:
- споры, возникающие в сфере регистрации юридических лиц. такие споры, разрешаются вышестоящим налоговым органом, или вышестоящими должностными лицами. Это происходит в порядке подведомственного контроля.
- споры, которые возникают в сфере регистрации юридических лиц. Такие споры разрешаются вышестоящим налоговым органом, или вышестоящими должностными лицами, в том порядке, который предусмотрен КоАП РФ.
Все те споры, которые возникают в процессе регистрации, или же деятельности юридического лица, на территории Российской Федерации, разрешаются при помощи применения норм действующего законодательства РФ. Судьи, в случае рассмотрения административно-правовых споров, у юридических лиц, своё решение полностью основывают на содержании норм КоАП РФ. Налоговый регистрирующий орган, который возложил на юридическое лицо административную ответственность, должен предоставить в суд, все необходимые материалы административного дела, которое было заведено, на юридическое лицо. Таким образом, он подтверждает обоснованность своих претензий. В свою очередь, юридическое лицо, имеет право, обратиться с иском в суд, о разрешении возникшего административно-процессуального спора, с регистрирующим налоговым органом, в следствие его деятельности. [11, с. 511]
3. Процедура регистрации юридических лиц
3.1 Государственная регистрация актов гражданского состояния.
В соответствии с действующим законодательством, обязательной государственной регистрации, подлежат следующие факты: рождение, смерть, заключение (или расторжение) брака, удочерение (или усыновление), установление отцовства, перемена имени, либо отчества, или фамилии. Всё перечисленное, регистрируется в органах ЗАГСа. Указанные события, являются весьма важными в жизни людей. Они имеют юридическое значение, и именуются- актами гражданского состояния. В совокупности своей, они представляют собой, отражение гражданского состояния, присущего человеку. [4, с. 128]