Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Понятие и характеристика финансовой политики ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Финансовая политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Объектом исследования являются финансовое хозяйство и финансовая система Российской Федерации и субъектов РФ, а также деятельность органов государственной (муниципальной) власти и управления в области построения и реализации финансовой политики.Предмет исследования.

Предметом исследования выступают денежные отношения, складывающиеся в процессе разработки и реализации государством финансовой политики на федеральном и региональном уровнях.

Цель курсовой работы – проанализировать состояние финансовой политики в современной России.

Нами были поставлены следующие цели:

- рассомтреть цели, задачи, типы, финансовой политики государства, механизмы ее реализации;

- проанализировать состояние бюджетной и налоговой политики современной России;

- предложить пути повышения эффективности государственной финансовой политики в РФ.

Теоретическая и методологическая база исследования.

В основе исследования лежат труды российских и рубежных экономистов по теории финансов и финансового хозяйства, налогов и общественных потребностей, а также научные труды, посвященные отдельным проблемам финансовой, бюджетной, налоговой, инвестиционной и ценовой политики, функционирования финансовой системы и ее звеньев, финансовых механизмов и его элементов, реформирования и совершенствования финансовых отношений в России и ее регионах.


В работе использованы программные документы Президента, Правительства России и органов власти субъектов Федерации, имеющих отношение к федеральной и региональной финансовой политике. При проведении исследования применялись методы системного подхода, группировки, обобщения, статистического анализа и другие.

Информационная база исследования. В работе использованы материалы Госкомстата РФ и субъектов Федерации, данные специальных исследований по финансовым проблемам, опубликованные в научной и периодической печати.

Глава 1. Понятие и характеристика финансовой политики

1.1 Понятие и принципы формирования финансовой политики

Финансовая политика - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей; это государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты. [12, стр. 13]

Главным субъектом проводимой политики является государство. Оно проводит: разработку научно обоснованную концепцию развития финансов; определяет основные направления их использования; разрабатывает меры, направленные на достижение поставленных целей. [17, стр. 15]

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

бюджетная политика

налоговая политика

таможенная политика

кредитно-денежная политика

инвестиционная политика

Финансовая политика является частью общей экономической политики. [13, стр. 89]

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

Разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

Создание адекватного финансового механизма;

Управление финансовой деятельностью государства т других субъектов экономики. [15, стр. 105]


Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную, среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Финансовая политика - основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как специфических стоимостных отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию валового общественного продукта государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой. [16, стр. 71]

Во все времена главная цель финансовых отношений, определяющих их необходимость среди других общественных отношений - обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса и прежде всего воспроизводства производительных сил, как необходимого условия жизнедеятельности, существования и развития как отдельного человека, так и общества в целом. [13, стр. 91]

Воспроизводственный процесс представляет собой совокупность различных общественных потребностей, степень удовлетворения которых зависит прежде всего от финансовых возможностей, то есть от имеющихся финансовых ресурсов и от финансового потенциала государства. Поэтому второй главной и непреходящей целью финансовых отношений является такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перерас­пределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода-основного источника роста благосостояния общества. [16, стр. 21]

Политика, политическое воздействие, политическое руководство сводятся к трем основным элементам: [14, стр. 97]

1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;

2) разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;


3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение.

Следовательно, финансовая политика - это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределении общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворе­ния отдельных конкретных потребностей воспроизводства. [19, стр. 18]

Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ - долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку. [16, стр. 94]

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

Не в меньшей мере успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей, т. е. механизма сознательного использования всесторонних, порой даже и противостоящих друг другу факторов воздействия на ход реализации финансовой политики, с учетом изменений в социальной структуре общества, в состоянии общественного сознания и психологии. [11, стр. 77]

Финансовая политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они - материальная база любых преобразований. Следовательно, для определения и формирования финансовой политики нужна достоверная информация о финансовом положении государства.


1.2 Характеристика финансового механизма реализации финансовой политики

Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под первой, то есть политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает : [9, стр. 19]

— рост государственных расходов;

— снижение налогового бремени.

Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии. [14, стр. 65]

Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. [19, стр. 37]

В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает:

— уменьшение правительственных расходов;

— увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией. [3, стр. 64]

Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяет правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия финансовой политики на хозяйство страны.

Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа:

1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения. [12, стр. 107]