Файл: Правовые особенности функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации.pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-правовые основы функционирования пенсионной фонда в России.
1.1 Исторический аспект становления пенсионной системы в России.
1.2 Правовые основы деятельности Пенсионного фонда в РФ.
Глава 2. Структура и функционирование пенсионной системы в РФ.
2.1 Источники финансирования пенсионной системы в РФ.
Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.[13]
Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии.
Действие Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, и к ним относятся: физические лица – граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам. Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан, а основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:
федеральным государственным служащим;
военнослужащим;
участникам Великой Отечественной войны;
гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
нетрудоспособным гражданам.
Закон устанавливает четыре вида пенсий:
пенсия за выслугу лет;
пенсия по старости;
пенсия по инвалидности;
социальная пенсия.
Статья 1 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств:
лица, которые проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;
лица, которые проходили военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;
лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;
лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;
лица, проходившие службу в государственной противопожарной службе;
лица, проходившие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
лица, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы;
Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.
Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и выезжающих за пределы Российской Федерации.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии. Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:
трудовая пенсия по старости;
трудовая пенсия по инвалидности;
трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:
наступление инвалидности;
определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.
Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности. К страховым [14]случаям в соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» относятся:
необходимость получения медицинской помощи;
временная нетрудоспособность;
трудовое увечье и профессиональное заболевание;
материнство;
инвалидность;
наступление старости;
потеря кормильца;
признание безработным;
смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.
Налоговый кодекс РФ в ст. 213.1 устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами.[15] В гл. 24 НК РФ содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.
Трудовой кодекс РФ устанавливает порядок исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию.
Глава 2. Структура и функционирование пенсионной системы в РФ.
Пенсионная система в РФ (как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий) состоит из следующих частей:
Государственное пенсионное обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм страховых взносов предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счёт ассигнований из федерального бюджета - социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.
Обязательное пенсионное страхование (ОПС) - часть пенсионной системы, обеспечивающая компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до выхода на пенсию.
Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение (ДПО) - часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счёт накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц. Сегодня возможно и необходимо развивать добровольное пенсионное обеспечение как механизм привлечения работодателей и самих работников к созданию достойных условий жизни после окончания трудовой деятельности.
Закона «О трудовых пенсиях» началось преобразование пенсионных прав граждан в пенсионный капитал (конвертация), который стал основным показателем новой пенсионной формулы расчета пенсий и продолжится до 2013 г. Отразится это не только на тех, кто уже на пенсии, но и на тех, кто продолжает работу до достижения пенсионного возраста и после него.
Естественно, разным категориям населения пенсионные права рассчитываются по-разному: одной категории граждан – из общего трудового стажа, другой – из специального стажа. При этом начальный пенсионный капитал определяется в соответствии с индивидуальным коэффициентом пенсионера.
Для учета трудового стажа и заинтересованности каждого в формировании своей будущей пенсии гражданин должен быть обязательно зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования. Порядок такой регистрации предусмотрен Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
При оформлении документов в связи с выходом на пенсию работодатель обязан выдать работнику только те сведения персонифицированного учета, которые еще не были представлены им в территориальный орган фонда, в течение 10 календарных дней со дня подачи соответствующего заявления.
Указанные сведения передаются работнику в последний день его работы или прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начислялись страховые взносы.
На основании представленных сведений Служба персонифицированного учета территориального органа фонда по запросу отдела по назначению пенсий [16]формирует Выписку из индивидуального лицевого счета (ИЛС) застрахованного лица, в которой отражаются данные о страховых взносах по каждому страхователю (работодателю), и передает ее для обеспечения выплаты трудовой пенсии. Указанная Выписка приобщается к документам пенсионного дела. Страховые взносы в Выписке из ИЛ С застрахованного лица указываются с разбивкой по месяцам без учета индексации.
За прошедшие годы ПФ создал колоссальную базу персональных данных, не имеющую аналогов во всем мире, – более 100 млн участников системы обязательного пенсионного страхования. Из них все, кроме россиян, проживающих за границей, и неработающих пенсионеров, получают извещения ПФ о состоянии собственного пенсионного счета. Персональные данные накапливаются и хранятся исключительно в электронной форме. С использованием именно сведений индивидуального (персонифицированного) учета осуществлено информационное обеспечение ежегодного процесса корректировки и перерасчета страховой части трудовых пенсий. Для нашей пенсионной системы реализованный закон персонифицированного учета создал новые механизмы и технологии заблаговременной подготовки информационно-правовой основы для назначения пенсии по старости тем гражданам, у которых приближается пенсионный возраст. Показатели, определяющие пенсионные права каждого застрахованного лица, фиксируются теперь не в момент обращения этого лица за пенсией, как было до 1995 г., а в реальном времени его трудовой деятельности.
2.1 Источники финансирования пенсионной системы в РФ.
ПФР и подчиненные ему органы составляют единую централизованную многоуровневую систему, управляющую средствами обязательного пенсионного страхования в России:
1) федеральный уровень — ПФР (правление, исполнительная дирекция);
2) федеральные округа Российской Федерации — управления ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);
3) уровень субъектов Российской Федерации — территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);
4) местный — городской (районный) уровень — управления (отделения) ПФР в городах (районах).