Файл: Страхование и его государственное регулирование ( Анализ общих положений о методах регулирования страховой деятельности ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Установление в последующем факта представления субъектом страхового дела документов, содержащих недостоверную информацию, является основанием для признания ранее данного предписания неисполненным [20, стр. 12].

В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, установленном органом страхового надзора [21, стр. 244].

Таким образом, приостановлению и ограничению действия лицензии должно предшествовать направление субъекту страхового дела предписания об устранении нарушения страхового законодательства.

Ограничение действия лицензии означает запрет на осуществление отдельных видов страхования, взаимного страхования, а также перестрахования [22, стр. 14].

Приостановление действия лицензии означает:

- запрет на осуществление всех видов страхования, взаимного страхования, а также перестрахования - для страховщиков;

- приостановление деятельности, на которую выдана лицензия, - для страховых брокеров.

Действие лицензии ограничивается или приостанавливается со дня опубликования в печатном органе, определенном органом страхового надзора, решения об ограничении или о приостановлении действия лицензии [17, стр. 28].

При необходимости копия решения об ограничении или о приостановлении действия лицензии направляется в соответствующий орган исполнительной власти.

Закон об организации страхового дела предусматривает, что после ограничения или приостановления действия лицензии оно может быть возобновлено.

Возобновление действия лицензии после его ограничения или приостановления означает восстановление права субъекта страхового дела на осуществление деятельности, на которую выдана лицензия, в полном объеме.

Основанием для возобновления лицензии является устранение субъектом страхового дела выявленных нарушений в установленный срок и в полном объеме [5, стр. 108].

Решение о возобновлении действия лицензии вступает в силу со дня его принятия и доводится до сведения субъекта страхового дела и иных заинтересованных лиц в течение 15 дней со дня принятия такого решения. Решение о возобновлении действия лицензии опубликовывается в печатном органе, определенном органом страхового надзора [22, стр. 457].

Деятельность субъекта страхового дела может быть прекращена на основании его заявления, решения суда, решения органа страхового надзора об отзыве лицензии.


Лицензия отзывается в случае не устранения в установленный срок субъектом страхового дела нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии, а также в случае, если субъект страхового дела не приступил к осуществлению деятельности в течение 12 месяцев со дня получения лицензии или не осуществляет ее [14, стр. 124].

Решение об отзыве лицензии направляется субъекту страхового дела. При необходимости копии такого решения направляются в соответствующие органы исполнительной власти.

Действие лицензии прекращается со дня опубликования решения об отзыве лицензии в печатном органе, определенном органом страхового надзора.

Субъект страхового дела, в отношении которого принято решение об отзыве лицензии, обязан принять в соответствии с законодательством РФ решение о прекращении своей деятельности или о своей ликвидации и представить в орган страхового надзора в определяемом этим органом порядке [5, стр. 145]:

1) документы, подтверждающие прекращение своей деятельности;

2) бухгалтерскую отчетность с отметкой налогового органа;

3) документы, подтверждающие урегулирование требований кредиторов, в том числе страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей;

4) оригинал лицензии.

Право субъекта страхового дела на осуществление деятельности прекращается со дня опубликования в средствах массовой информации решения об отзыве лицензии [14, стр. 74].

Заявление о выдаче лицензии юридическому лицу, учредители, руководители или акционеры которого были признаны виновными в ликвидации субъекта страхового дела, может быть рассмотрено органом страхового надзора не ранее чем через два года со дня ликвидации указанного субъекта страхового дела [14, стр. 188].

В случае неисполнения субъектом страхового дела требований о прекращении деятельности в связи с отзывом лицензии орган страхового надзора вправе обратиться в суд с иском о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

2.2. Контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщика

Страховая организация, заключив договор страхования и став по данному договору страховщиком, принимает на себя значительные денежные обязательства, которые выражаются в производстве страховой выплаты при наступлении страхового случая. Причем – и в этом проявляется особенность страхования – сумма денежных средств, которую выплатит страховщик страхователю в виде страховой выплаты, как правило, во много раз больше суммы, которую страховщик получит от страхователя в виде страховой премии.


Поэтому в страховом деле особое значение придается проблеме способности страховщика выполнять свои обязательства по заключенным договорам страхования или, как еще говорят, финансовой устойчивости страховщика. Этот метод правового регулирования страховой деятельности, по справедливому мнению С. Дедикова, – «вводится в ранг принципиальных моментов» [16, стр. 108].

Закон об организации страхового дела выделяет следующие гарантии обеспечения финансовой устойчивости страховщиков:

1) экономически обоснованные страховые тарифы;

2) страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования;

3) собственные средства;

4) перестрахование.

О страховых тарифах было сказано выше.

Что касается страховых резервов, то страховщики формируют их в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового надзора [18, стр. 17].

Страховые резервы – фонды, образуемые страховыми организациями для обеспечения исполнения своих страховых обязательств.

Главным источником формирования страховых резервов выступают страховые премии, которые получает страховщик от страхователя в качестве платы за страхование. Однако могут быть использованы и другие доходы страховой организации, в частности доходы, получаемые в результате размещения средств страховых резервов [15, стр. 44].

Средства страховых резервов предназначены для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию и используются исключительно для осуществления страховых выплат. Таким образом, данные денежные фонды имеют целевой характер [18, стр. 214].

Закон об организации страхового дела устанавливает, что страховые резервы не подлежат изъятию в федеральный бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной системы. Такого налога, посредством которого средства этих фондов могли бы быть изъяты в бюджет, не существует, и сами эти средства, представляя собой денежный фонд страховой организации, находящийся в его собственности, объектом налогообложения не выступают. Другое дело, что при перечислении в страховые резервы сумм страховых премий установлены определенные налоговые льготы, - эти суммы не учитываются при определении налогооблагаемого дохода. Но с другой стороны, отчисления в эти фонды из других доходов страховщика могут производиться лишь после прохождения стадии налогообложения этих доходов [21, стр. 37].

Сохранение средств страховых резервов - это проблема в первую очередь самого страховщика, поскольку именно он отвечает за исполнение своих обязательств по договору страхования. Но и государство, как правило, не остается в стороне, а, действуя в интересах страхователей, устанавливает определенные правила, способствующие сохранности указанных средств [9, стр. 44].


В связи с этим предусмотрено, что страховщики вправе инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового надзора.

В качестве общих принципов предусмотрено, что размещение страховых резервов должно осуществляться страховщиками на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности [27, стр. 105].

Диверсификация - это наличие широкого круга объектов инвестиций денежных средств с целью уменьшения возможного инвестиционного риска. При этом под инвестициями понимается вложение средств в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения дохода (прибыли) [17, стр. 52].

Поскольку страховые резервы - это деньги, предназначенные для страховых выплат, то, естественно, размещение этих денег в виде вручения какому-либо третьему лицу (например, банку на хранение) должно осуществляться на возвратной основе, с тем чтобы страховщик мог получить эти деньги обратно с целью выдачи их страхователю в форме страховой выплаты.

Возвратность - это обязательная возможность возврата инвестированных средств страховых резервов в полном объеме [15, стр. 55].

Страховые организации должны стремиться к размещению средств страховых резервов таким образом, чтобы они приносили доход. Отсюда принцип прибыльности.

Прибыльность – обязательное получение дохода с инвестированных средств.

Наконец, термин «ликвидность» означает возможность быстрого обращения имущества, в которое были вложены средства страховых резервов, обратно в деньги, так как страховые выплаты производятся в денежной форме. И если, скажем, страховщик разместил средства страховых резервов путем приобретения картин, которые потом не сможет никому продать, то такой способ размещения следует признать неудачным, а данное имущество будет характеризоваться как неликвидное, т.е. не подлежащее реализации [22, стр. 211].

Ликвидность – возможность быстрой реализации инвестированных средств страховых резервов при сохранении их номинальной стоимости в случае необходимости выполнения взятых на себя страховщиком страховых обязательств.

В целях реализации названных принципов орган страхового надзора утверждает правила размещения страховых резервов.

Собственные средства страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования, осуществляющих страхование исключительно своих членов) включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль.


Закон об организации страхового дела устанавливает, что страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного минимального размера уставного капитала.

Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 млн. руб., и следующих коэффициентов [15, стр. 55]:

1 - для осуществления личного страхования от несчастных случаев и болезней;

1 - для осуществления личного страхования от несчастных случаев и болезней и (или) имущественного страхования;

2 - для осуществления страхования жизни;

2 - для осуществления страхования жизни и личного страхования от несчастных случаев и болезней;

4 - для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием.

Так, при осуществлении страховщиком страхования жизни он должен иметь уставный капитал, равный 60 млн. руб. (30 x 2), а при перестраховании - 120 млн. руб. (30 x 4).

Изменение минимального размера уставного капитала страховщика допускается только федеральным законом не чаще одного раза в два года при обязательном установлении переходного периода [17, стр. 214].

Внесение в уставный капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается.

По поводу уставного капитала отметим, что само по себе наличие у страховой организации значительного по своим размерам такого капитала - факт, бесспорно, положительный. Это позволяет судить и о степени солидности данной организации, и о том, какими возможностями она обладает, если возникнет вопрос о страховой выплате [11, стр. 88].

Однако следует иметь в виду, что правовой статус уставного капитала по нашему законодательству является весьма расплывчатым. Во всяком случае, какого-либо целевого использования уставного капитала страховых организаций закон не устанавливает. А поскольку средства уставного капитала могут быть истрачены страховщиком на какие угодно цели, связанные с его деятельностью, то выступить в качестве гаранта платежеспособности страховщика этот капитал все-таки не может. Не являются гарантией его неприкосновенности и всякого рода требования, содержащиеся в законодательстве о хозяйственных обществах, запрещающие уменьшение уставного капитала без согласия кредиторов, поскольку механизм реального контроля за движением средств этого капитала ни у кредиторов, ни у каких-либо финансово-контрольных органов просто-напросто не существует. Поэтому приходится констатировать, что реальное значение уставного капитала как основы финансовой устойчивости страховой организации и гаранта выполнения страховщиком своих обязательств перед страхователями весьма невелико и на сегодняшний день ограничено чисто формальной ролью, связанной с соблюдением условий, необходимых для регистрации и лицензирования страховой организации [8, стр. 77].