Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки» ( Понятие «затраты», «расходы», «издержки»).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I Понятие «затраты», «расходы», «издержки»
1.1 Понятие затрат, их классификация
1.2 Понятие расходов, их классификация
1.3 Понятие издержек, их классификация
2.1.Организация учета затрат на производство в ООО "Балтахинова"
2.2.Расходы организации по обычным видам деятельности
2.3 Анализ соотношения затрат и прибыли. Пути снижения издержек производства
Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.
Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.
Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).
Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Если организацией принят в разрешенных случаях порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.
Расходы признаются в «Отчете о прибылях и убытках»:
- с учетом непосредственной связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
- путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
- по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;
- независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;
- когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.
Прочие расходы могут не показываться в «Отчете о прибылях и убытках» развернуто по отношению к соответствующим доходам, когда:
- соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение расходов;
- расходы и связанные с ними доходы, возникшие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения организации.
В бухгалтерской отчетности также подлежит раскрытию как минимум следующая информация:
- расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат;
- изменение величины расходов, не имеющих отношения к исчислению себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном году;
- расходы, равные величине отчислений в связи с образованием в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов (предстоящих расходов, оценочных резервов и др.).
2.3 Анализ соотношения затрат и прибыли. Пути снижения издержек производства
Предпринимателю в процессе деятельности постоянно приходится принимать решения о цене, по которой продукция будет реализована, о переменных и постоянных издержках, о приобретении и использовании ресурсов. Для этого необходимо точно и достоверно организовать уровни затрат и прибыли.
Все предпринимаемые в условиях рынка управленческие модели основаны на изучении взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли. Специальный анализ помогает понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом производства, переменными и постоянными затратами. Он позволяет сравнить различные варианты цен на продукцию и получение прибыли, а также отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции.
Под критической понимается та точка объема производства, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, т.е. где нет ни прибыли, ни убытков. Эту точку называют также «мертвой», или точкой безубыточности.
Для ее вычисления можно использовать три метода:
- уравнения;
-маржинальной прибыли;
-графического изображения.
Метод уравнения
В качестве исходного уравнения для анализа принимают следующее соотношение выручки, издержек и прибыли:
Выручка — переменные затраты — постоянные затраты = прибыль.
Если выручку представить, как произведение цены продажи единицы изделия и количества проданных единиц, а затраты пересчитать на единицу изделия, то в точке критического объема производства будем иметь:
Qкр•P-Qкр•VC-FC=0 (1)
Исходя из этого, определяем количество единиц продукции, которое необходимо продать, чтобы достигнуть критической точки:
Qкр =, (2)
где Qкр — объем производства продукции в критической точке (количество единиц);
Р — цена единицы продукции;
VС — удельные переменные затраты на единицу продукции;
FС — постоянные расходы.
Рассмотрим этот метод на условном примере. Предприятие планирует продать свою продукцию по цене 500 денежных единиц, постоянные расходы составляют 70 000 денежных единиц, удельные переменные расходы на единицу продукции — 300 денежных единиц.
В точке безубыточности прибыль равна 0, тогда
500 • Х - 300 • Х - 70 000 = 0
200 • Х = 70 000
Х = 350
Таким образом, при продаже 350 ед. изделий предприятие достигнет точки, в которой прибыль и убытки равны.
Критическую точку можно рассчитать и в стоимостном выражении, если умножить полученный объем на цену единицы продукции:
350•500= 175 000 (денежных единиц)
CVP-анализ может быть использован для определения объема реализации, необходимого для получения желаемой величины прибыли.
Предположим в нашем условном примере, что предприятие хочет достигнуть, прибыли в размере 40 000 денежных единиц.
Каким должен быть объем производства и продаж?
Эту задачу можно решить методом уравнений. В точке безубыточности, как известно, выручка равна сумме постоянных и переменных затрат. Поэтому, чтобы рассчитать заданную величину прибыли, необходимо прибавить ее к сумме затрат:
Выручка = переменные затраты + постоянные затраты + прибыль.
500 • Х = 300 • Х + 70 000 + 40 000
200•Х= 110000
X = 550
Таким образом, заданная величина прибыли может быть получена при объеме продаж, равном 550 ед., что составляет в денежном выражении
550 • 500 = 275 000 денежных единиц.
Метод маржинальной прибылипредставляет собой модификацию метода уравнений.
Маржинальная прибыль — это разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами, т.е. это определенная сумма средств, необходимая, в первую очередь, для покрытия постоянных затрат и получения прибыли предприятия.
Маржинальную прибыль на единицу изделия можно также представить, как разность между ценой реализации единицы товара и удельными переменными расходами. Маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции, представляет вклад каждой проданной единицы в покрытие постоянных затрат.
Преобразование формулы (2) раскрывает связь объема продукции и относительного маржинального дохода:
Qкр=,
где d— относительный уровень удельных переменных расходов в цене продукта (d = VC/Р);
(1 - d) — относительная маржинальная прибыль на единицу объема реализации.
В нашем примере маржинальная прибыль на единицу составляет
500 - 300 = 200 (денежных единиц), а точка безубыточности равна
70 000 / 200 =350 (единиц).
Графический методдает наглядное представление о СVР-анализе и сводится к построению комплексного графика «затраты — объем производства — прибыль».
В прямоугольной системе координат строится график зависимости затрат и дохода от количества единиц произведенной продукции (см. рис.6). По вертикали откладываются данные об издержках и доходе, по горизонтали — количество единиц продукции. Порядок построения графика следующий:
1. Чтобы нанести на график линию переменных расходов (VС), выбираем любой объем, предположим, 500 ед. и находим точку расходов, соответствующую этому объему: 300 • 500 =150 000 (точка А). Проводим линию переменных расходов через точки 0 и A.
2. Чтобы нанести линию постоянных расходов (ТС), отметим на оси ординат точку, соответствующую 70 000 ед. (точка В), а от точки А вверх отложим 70 000 ед. (точка С). Используя точки В и С, проводим линию постоянных расходов параллельно линии переменных расходов. Линия ВС показывает общую сумму затрат.
3. Чтобы нанести на график линию выручки (ТR), возьмем тот же условный объем продаж (500 единиц). Отметим точку D, полученную от умножения цены единицы продукции на объем (500 • 500 = 250 000 денежных единиц). Проводим линию выручки через точки 0 и D.
Критическая точка (точка перелома) образуется в месте пересечения линии выручки ОD и линии валовых (совокупных) издержек ВС. В точке критического объема производства К нет прибыли и нет убытка.
Слева от критической точки заштрихована область чистых убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных издержек над величиной маржинальной прибыли.
Справа от нее заштрихована область чистых прибылей. Для каждого значения Q (количества единиц продукции) чистая прибыль определяется как разность между величиной маржинальной прибыли и постоянных издержек.
Проекция точки К на ось абсцисс дает критический объем производства в физических единицах измерения (шт. м, кг).
Проекция точки К на ось ординат дает критический объем производства в стоимостном измерении.
Приведенная графическая зависимость затрат, прибыли и объема продаж позволяет сделать важные для предприятия выводы:
1. Предприятие может получить прибыль (выручка за минусом постоянных и переменных издержек) лишь при условии реализации продукции большего объема, чем критическая точка К.
2. Точка К, находящаяся на пересечении кривой валовых издержек (BC) и кривой выручки от реализации (TR), называется критической точкой, при переходе через которую наступает окупаемость всех издержек и предприятие начинает получать прибыль.
3. Точка пересечения кривой постоянных издержек (FC) и кривой маржинального дохода показывает тот объем производства, после прохождения которого наступает окупаемость постоянных затрат.
4. С повышением цен на производимую продукцию минимальный объем производства, который соответствует критической точке, уменьшается, а при снижении цены — возрастает.
5. С увеличением постоянных расходов минимальный объем производства, соответствующий точке безубыточности, повышается.
6. Сохранение безубыточного объема производства при росте переменных расходов возможно при прочих равных условиях за счет увеличения минимального объема производства.
При проведении CVP-анализа условно принимается целый ряд допусков, которые ограничивают точность и надежность результатов анализа: объем производства равен объему продаж; цена за единицу продаваемого товара, а также доли переменных и постоянных издержек остаются неизменными; производится единственный вид изделия.
В заключение подведём итог. Итак, уровень дохода и прибыли предприятия взаимосвязан с величиной издержек производства. Выявить эту связь можно с помощью СVP-анализа – анализа взаимозависимости затрат, объёма производства и прибыли, позволяющего сравнить различные варианты цен на продукцию и получение прибыли. Так же анализ критической точки может быть использован для определения объёма реализации, необходимого для получения нужной величины прибыли. Для проведения CVP-анализа используют три метода – метод уравнения, метод маржинальной прибыли и графический метод. При проведении CVP-анализа условно принимается целый ряд допусков, которые ограничивают точность и надежность результатов анализа.
Заключение
В последнее время в Российской Федерации происходит упрочение рыночных отношений в соответствии с национальными особенностями деятельности субъектов хозяйствования и с учетом международного опыта работы компаний экономически развитых стран. Хозяйствующие субъекты имеют право выбора видов экономической деятельности в условиях возрастающей конкуренции, установления цен и тарифов на производимые товары и оказываемые услуги, производства любых расходов с целью получения доходов и прибыли как основного источника прироста капитала.