Файл: Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня инновационного развития региона.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1) исследовать содержание и основные направления государственного регулирования и поддержки инновационного развития;

2) рассмотреть правовые основы регулирования инновационной деятельности;

3) провести анализ регулирования и поддержки инновационных проектов на примере Тюменской области;

4) выявить проблемы регулирования и поддержки инновационных проектов и определить пути их решения.

Объект исследования: реализация государственной инновационной политики в регионах России.

Предмет исследования: государственное регулирование и поддержка инновационных проектов.

Глава 1. Теоретические аспекты государственной инновационной политики

1.1. Содержание и основные направления государственного регулирования и поддержки инновационного развития

1.2. Правовые основы государственного регулирования инновационной деятельности

Глава 2. Анализ реализации государственной инновационной политики в регионах России

2.1. Исследование регулирования и поддержки инновационных проектов на примере Тюменской области

2.2. Проблемы регулирования и поддержки инновационных проектов

Глава 3. Пути совершенствования государственной инновационной политики в России

Заключение

Список литературы

В настоящее время основной проблемой инновационного развития Тюменской области является недостаточная реализация инновационного потенциала. Сдерживающими факторами инновационного развития региона являются недостаточная степень коммерциализации интеллектуальной собственности и неэффективность механизмов вовлечения в хозяйственный оборот внутренних технологических и интеллектуальных ресурсов.

Регион обладает серьезным научным и образовательным потенциалом, но он не в полной мере реализуется в инновационных предприятиях. Рейтинги, уровней образования и науки в Тюменской области довольно высокие, а монетизация, превращение в инновационные бизнесы пока остаются на низком уровне. Региональные показатели инновационного развития отстают от средних значений по России и УФО.

Повышения инновационного потенциала Тюменской области можно достичь за счет модернизации традиционной промышленности, внедрения современных ресурсосберегающих технологий, применения экологически чистых новейших технологий добычи и переработки природных ресурсов, создания высокотехнологичных производств в обрабатывающем секторе и агрокомплексе, использования новых видов транспорта, новых видов социального сервиса, развития региональной инновационной и социальной системы. Таким образом, главным элементом развития производственной и социальной сферы региона, должны стать инновации.

На наш взгляд, развитие институтов интеллектуальной собственности, разработка комплексных территориальных брендов, регистрация их в качестве товарных знаков способствует решению проблем правового регулирования инновационной деятельности в сфере предпринимательства, обеспечивает государственную поддержку субъектов предпринимательства, позволяет решить задачи инвестиционной привлекательности территорий, формирует экономический и культурный имидж территории. Наличие комплексного регионального или общемуниципального бренда и его использование для маркировки продукции позволяет местным товаропроизводителям сократить издержки на продвижение товаров, увеличить рост продаж, конкурировать с федеральными торговыми сетями.

Глава 3. Пути совершенствования государственной инновационной политики в России


Несмотря на большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих инновационное предпринимательство, ряд вопросов в данной сфере имеет недостаточное законодательное разрешение.

Основными проблемами правового обеспечения инновационной деятельности субъектов предпринимательства являются:

  • отсутствие сформированности понятийного аппарата, в частности разграничения между научной деятельностью, научно-технической деятельностью и инновационной деятельностью;
  • отсутствие четкого определения форм и механизмов инновационной деятельности, ее субъектов и объектов;
  • неконкурентоспособный инвестиционный климат, отсутствие условий для справедливой конкуренции на рынках и получения государственной поддержки;
  • наличие ограничений для распространения новых технологий, связанных с различными процедурами регулирования;
  • недостаточное правовое обеспечение косвенного финансирования научно-технической и инновационной деятельности; низкий уровень активности органов власти на региональном уровне по созданию условий для стимулирования инновационной деятельности;
  • недостаточное взаимодействие бизнеса и государства в формировании и реализации инновационной политики, отсутствие четкого распределения рисков между ними.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. определены направления совершенствования норм различных отраслей права (гражданского, административного, налогового, бюджетного).

Совершенствование налогового законодательства Российской Федерации должно быть направлено на сохранение действующих налоговых льгот в отношении инновационно-активных организаций. Изменения бюджетного законодательства Российской Федерации предполагает введение возможности использования в плановом периоде бюджетных средств, не использованных в текущем периоде, для отдельных категорий заключенных контрактов[22].

Правовое обеспечение технического регулирования должно быть направлено на разработку, принятие и обновление региональных и национальных стандартов, норм и правил в соответствии с целями стимулирования технологического развития экономики.

Совершенствование экологического регулирования предусматривает использование соответствующих инструментов стимулирования субъектов предпринимательства обновлять производственные технологии, а также формирование системы стимулов для развития приоритетных технологий и секторов экономики на основе ужесточения экологических требований и требований в части технического регулирования.


Совершенствование государственного регулирования в сфере обеспечения промышленной безопасности предполагает упорядочение разных видов регулирования, введение единых процедур пересмотра действующих и принятия новых регулирующих актов с использованием процедур публичных слушаний и оценки регулирующего воздействия, а также отмену норм, тормозящих технологическое развитие и не обеспечивающих повышение безопасности.

Совершенствование гражданского законодательства Российской Федерации в части прав на результаты интеллектуальной деятельности должно быть направлено на повышение эффективности механизма закрепления и использования прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с использованием бюджетного финансирования.

Правовое регулирование корпоративных отношений предполагает создание и совершенствование организационно-правовых и договорных форм, необходимых для осуществления коллективного и венчурного инвестирования, а также ведения малого инновационного бизнеса.

Совершенствование законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд предполагает расширение форм и способов размещения заказа, дополнение критериев конкурсной оценки, создание возможности заключения долгосрочных контрактов с отсрочкой исполнения обязательств в целях учета специфики закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, а также введение процедур планирования государственных закупок, в том числе в отношении инновационной и высокотехнологичной продукции.

Таким образом, правовое обеспечение инновационного предпринимательства должно обеспечивать системное регулирование как создания инновационной продукции, так и процесса ее реализации. Комплексный подход в обеспечении нормативно-правовой базы развития инновационной деятельности будет способствовать формированию конкурентной бизнес-среды и повышению инновационной активности субъектов предпринимательства.

Заключение

Предпринимательские сектора в условиях рынка неравноправны в силу объективных экономических законов, а развитие предпринимательства для государства дает не только экономический, но и высокий социальный эффект, государственное регулирование предпринимательства выступает, как правило, в форме государственной поддержки.

Осуществление государственной политики базируется на применении специального законодательства и реализации системы государственных программ по поддержке и развитию предпринимательства.


Проведенное во второй главе работы исследование регулирования инновационного предпринимательства на примере Тюменской области позволяет сделать выводы, что регион планомерно расширяет поддержку инновационной деятельности и совершенствует ее инфраструктуру.

В настоящее время основной проблемой инновационного развития Тюменской области является недостаточная реализация инновационного потенциала. Сдерживающими факторами инновационного развития региона являются недостаточная степень коммерциализации интеллектуальной собственности и неэффективность механизмов вовлечения в хозяйственный оборот внутренних технологических и интеллектуальных ресурсов.

Регион обладает серьезным научным и образовательным потенциалом, но он не в полной мере реализуется в инновационных предприятиях. Рейтинги, уровней образования и науки в Тюменской области довольно высокие, а монетизация, превращение в инновационные бизнесы пока остаются на низком уровне. Региональные показатели инновационного развития отстают от средних значений по России и УФО.

Повышения инновационного потенциала Тюменской области можно достичь за счет модернизации традиционной промышленности, внедрения современных ресурсосберегающих технологий, применения экологически чистых новейших технологий добычи и переработки природных ресурсов, создания высокотехнологичных производств в обрабатывающем секторе и агрокомплексе, использования новых видов транспорта, новых видов социального сервиса, развития региональной инновационной и социальной системы. Таким образом, главным элементом развития производственной и социальной сферы региона, должны стать инновации.

На наш взгляд, развитие институтов интеллектуальной собственности, разработка комплексных территориальных брендов, регистрация их в качестве товарных знаков способствует решению проблем правового регулирования инновационной деятельности в сфере предпринимательства, обеспечивает государственную поддержку субъектов предпринимательства, позволяет решить задачи инвестиционной привлекательности территорий, формирует экономический и культурный имидж территории. Наличие комплексного регионального или общемуниципального бренда и его использование для маркировки продукции позволяет местным товаропроизводителям сократить издержки на продвижение товаров, увеличить рост продаж, конкурировать с федеральными торговыми сетями.

Правовое обеспечение инновационного предпринимательства должно обеспечивать системное регулирование как создания инновационной продукции, так и процесса ее реализации. Комплексный подход в обеспечении нормативно-правовой базы развития инновационной деятельности будет способствовать формированию конкурентной бизнес-среды и повышению инновационной активности субъектов предпринимательства.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4137.
  2. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 31. – Ст. 4006.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 1. – Ст. 216.
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Тюменской области от 25 мая 2009 г. №652-рп) [Электронный ресурс] // Система «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru
  5. Постановление Губернатора Тюменской области от 07.09.2011 г. №165 «Об изменении системы исполнительных органов государственной власти Тюменской области и внесении изменений в отдельные постановления Губернатора области» [Электронный ресурс] // Система «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru
  6. Постановление Правительства Тюменской области от 27.05.2013 г. №169-п «О приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Тюменской области» [Электронный ресурс] // Система «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru
  7. Закон Тюменской области от 21.02.2007 №544 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области» (принят Тюменской областной Думой 15.02.2007) [Электронный ресурс] // Система «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru
  8. Постановление Правительства Тюменской области от 01.04.2008 №97-п (ред. от 22.06.2015) «О Порядке предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства Тюменской области, осуществляющим инновационную деятельность, на создание опытного образца технологической инновации» [Электронный ресурс] // Система «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru
  9. Постановление Правительства Тюменской области от 20.06.2012 № 236-п «О порядке предоставления государственной поддержки начинающим малым инновационным компаниям – гранты на создание инновационной компании в форме субсидии» [Электронный ресурс] // Система «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru
  10. Постановление Правительства Тюменской области от 20.06.2012 г. №237-п «О Порядке предоставления субсидий на оказание государственной поддержки действующим инновационным компаниям – субсидия юридическим лицам – субъектам малого и среднего предпринимательства Тюменской области в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг» [Электронный ресурс] // Система «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru
  11. Постановление Правительства Тюменской области от 24.12.2012 г. №555-п «О Порядке предоставления субсидий на реализацию инновационных проектов, получивших поддержку ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» [Электронный ресурс] // Система «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru
  12. Постановление Правительства Тюменской области от 27.05.2013 г. №169-п «О приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Тюменской области» [Электронный ресурс] // Система «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru
  13. Постановление Правительства Тюменской области от 27.05.2013 г. №169-п «О приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Тюменской области» [Электронный ресурс] // Система «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru